МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ СОВМЕСТНО С МПР, 6, 2008
«Утверждаю» «Утверждаю»
ОТ МАОР… ОТ МПР…
МЕМОРАНДУМ
- ОБРАЩЕНИЕ К ГРАЖДАНАМ РОССИИ, ОБЩЕСТВЕННЫМ, КОММЕРЧЕСКИМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
Мы хорошо понимаем и внутренне остро воспринимаем многие потери, которые несет природа и все человечество от негативных последствий антропогенной деятельности в процессе взаимоотношений человека с природой, во многих случаях имеющих грубо-потребительский характер отношения к природным, в том числе невосполняемым ресурсам, отнимая их у своих потомков и своих экономически менее развитых современников,
мы слишком часто, даже не прибегая к мистическим объяснениям, наблюдаем значительный вклад антропогенной деятельности в рост природных катаклизм и техногенных катастроф;
мы понимаем, что слишком часто эти потери являются следствием:
общепринятой концепции вседозволенности для удовлетворения человеком своих экономических и иных потребностей;
максимального перенасыщения всех субъектов хозяйственной деятельности в пределах своих полномочий неоправданными в общественном смысле функциями и правами, а также ими же установленными для потребителей (клиентов), но потребителями оплачиваемыми обязанностями, зачастую с процветанием на этой почве коррупции и взяточничества;
провозглашения всеми субъектами управленческой, коммерческой, даже конфессиональной и иной деятельности во всех своих корпоративных документах, на конгрессах и конференциях приоритетов защиты от угроз и вызовов только собственным – но отнюдь не общественным интересам;
неэффективного управления социальными процессами - прежде всего из-за отсутствия должной адекватной, своевременной и однозначной ответственности за неэффективное использование природных и человеческих ресурсов и неучета всех видимых ущербов в сфере производства и потребления – ущербов непосредственных и опосредованных, кратковременных и долгосрочных, местных и глобальных;
мы также понимая необходимость для сохранения и дальнейшего прогресса человеческого сообщества принятия экстренных неординарных и непопулярных на сегодня мер и инновационных высокотворческих подходов, в том числе и в образовательных процессах, начиная со школьного образования, - вопреки многим подходам нынешним, противоречащим логике разумного, взвешенного и эффективного развития.
Всё перечисленное выше, давно понимаемое лучшими умами человечества, должно было отрезвить его от упоения кратковременными экономическими и технократическими успехами в предыдущих многотысячелетних матчах своей борьбы за существование и хотя бы сейчас заставить его трезво подойти к принятию соответствующих мер.
В связи с этим мы считаем целесообразным предложить на всеобщее обсуждение и далее принять в качестве руководящих документов, прежде всего в России, следующие материалы (см. приложения):
1. Социально-экологическую доктрину – дополнительно к ранее принятой Экологической доктрине, практически не учитывающей социальные факторы во взаимодействии с природными;
2. План-минимум разработки и реализации Системы Социально-экологической сертификации продукции и производств для скорейшего представления в аппарат ИСО - дополнительно к уже принятым системам сертификации продукции и т.н. менеджмента предприятий«на соответствие», не отвечающим всем требованиям учета положительных и отрицательных последствий производственной антропогенной деятельности;
3. План-максимум подготовки и реализации комплексной программы «Разработка проекта базовой системы экологической безопасности в крупных административно-промышленных центрах России и основ Глобальной Системы Антропогенной Безопасности – ГСАБ».
Принимая этот меморандум в качестве начального проекта, правительство России (МПР) и общественная организация «МАОР» предлагают подключиться к обсуждению этих вопросов и их реализации все правительственные, коммерческие и общественные организации страны, других стран и суметь сообща выработать и реализовать наиболее эффективные решения.
Приложение 1
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА
РОССИИ
Мы, участники формирования настоящего документа,
понимая социально-экологическую доктрину* как научный и политический руководящий принцип в области природопользования и защиты окружающей среды для наиболее эффективного обеспечения жизнедеятельности человека,
декларируя главной ценностью человеческую жизнь, физическое здоровье и психологическое состояние людей в окружающей их природной и социальной среде,
признавая, что человек был, есть и должен оставаться биологическим и социальным существом, для которого благоприятные природные и социальные условия во всех частях мира, в разных странах в равной степени необходимы для здорового и гармоничного существования и развития,
будучи убеждены в непреходящей ценности природных богатств для самого существования Человека и Человечества - главной ценности по сравнению с любыми другими: политическими, религиозными, экономическими, амбициозными и иными,
будучи обеспокоены состоянием окружающей природной среды в Российской Федерации, в мире,
будучи особо обеспокоены серьезными потерями для Человека и Природы от бездумного и недальновидного введения новых и непродуманного обновления действующих хозяйствующих объектов без полного учета их негативного воздействия на окружающую среду,
сознавая свою ответственность перед собственным народом и народами других стран на планете за негативные последствия от антропогенной деятельности, которая сопровождается глобальными нарушениями установившихся природных процессов и тем более изъятием невосполняемых природных ресурсов,
принимая во внимание опыт и позитивные результаты деятельности, накопленные российскими организациями и мировым сообществом в процессе решения ими социальных и экологических проблем,
признавая важность превентивных мер по сохранению окружающей среды и улучшению социальных условий жизнедеятельности граждан России, населения взаимодействующих с ней стран, всех жителей Планеты,
считая, что борьба за безупречные социальные и экологические условия существования людей, испытывающих негативные антропогенные воздействия, может служить сплочению людей, организаций, стран, народов с различными политическими и идеологическими установками,
ссылаясь на многочисленные самостоятельные заявления разных стран и организаций о готовности тесного сотрудничества в деле борьбы за максимально чистую социальную и экологическую среду обитания,
признавая необходимость введения постоянно действующих эффективных механизмов регулирования вопросов природопользования, сохранения и облагораживания окружающей природной и социальной среды обитания человеческого сообщества,
признавая, что наиболее эффективными в области обеспечения и развития охраны природы являются только четко сформулированные, государственно введенные и общественно контролируемые механизмы регулирования процессов и явлений,
считаем необходимым:
В ОБЛАСТИ ПРАВ ГРАЖДАН
1.Принять среди основных прав человека право на защиту его со стороны государства от негативных природных и антропогенных воздействий;
2.Признать безусловно аморальным и абсолютно недопустимым нанесение гражданами, юридическими и физическими лицами, государствами и сообществами друг другу любого вреда - физического, материального, экономического, экологического, социального, морального... без последующей с неизбежностью полной и своевременной компенсации наносимого ущерба;
В ЧАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
3.Считать безусловно полезным сотрудничество и конструктивный диалог со всеми конструктивными силами и организациями планеты, ведущими борьбу за выживание и развитие человечества, за будущее торжество добра над злом, в том числе природоохранными, антиглобалистскими и им подобными - даже не признавая их сегодняшние методы допустимыми и эффективными;
4.Считать в качестве особой угрозы для существования Человечества, его настоящего и будущего, массовые деструктивные антропогенные процессы, в том числе:
· вредные эмиссии от предприятий во все среды, в том числе, в атмосферу т.н. «парниковых газов»;
· распространение вредных веществ в качестве сопутствующих включений в продукцию;
· появление вредоносных процессов и явлений при эксплуатации (использовании) производимой продукции, а также при добыче сырья, необходимого для работы предприятий, в том числе изъятие невосполнимых природных ресурсов;
5.Принять в качестве необходимого и достаточного критерия оценки негативного антропогенного и природного воздействия социально-экологический ущерб от нанесения любого вреда и эффект от воздействия положительного - всё с позиции интересов человека и человеческого сообщества в целом;
6.Установить в качестве главного социально-экономического механизма сохранения и улучшения социальной и экологической среды обитания человека механизм своевременной и полной компенсации нарушителем всего наносимого антропогенного ущерба вне зависимости от условий, мотивов, предпосылок... его происхождения;
· соответственно коренным образом переработать систему оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС),
· дополнить обычную пороговую систему сертификации «на соответствие» аналоговой системой социально-экологической сертификации продукции и производств,
· а вместо экологического паспорта ввести социально-экологический паспорт предприятия.
Главной целью всех этих изменений должно стать введение оценки наносимого ущерба от природоразрушительной и привносимого эффекта от природовосстановительной деятельности - по состоянию и в динамике;
7.Установить в качестве необходимой и достаточной основы для инвестирования в природоохранную деятельность и для определения размеров инвестиций, тем более и особенно из бюджетных средств, доказанную минимально-гарантированную величину социально-экологического эффекта с установлением необходимой доли ответственности за его реализацию лиц, принимающих данные инвестиции;
В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
8.Вменить в обязанность всех организаций производить регулярный мониторинг любых собственных положительных и отрицательных воздействий на окружающую среду обитания с подведением основного итога - оценки степени воздействия на человека и биоту в абсолютных стоимостных и относительных единицах и оформления отчетности перед государственными учреждениями, общественными организациями и населением (гражданами) о полученном эффекте и/или допущенном ущербе и соответственно о выплаченных компенсационных суммах;
9.Обязать предприятия при подготовке исходных данных для проведения социально-экологической оценки собственной деятельности и эффективности реализуемых научных разработок учитывать эффект от замещения природных невозобновляемых ресурсов на менее ценные природные или искусственные материалы и вторичное сырье, с учетом ассимиляционной емкости окружающей среды;
10. Считать целесообразным ввести в отчеты руководителей Администрации регионов, Федерального правительства и в Послания Президента Федеральному Собранию обязательные разделы Социально-экологического развития с предоставлением общественности ёмкой и ясной большинству количественно выраженной информации о положительных и/или отрицательных сдвигах в социально-экологическом развитии с интегральной характеристикой полученного эффекта или допущенного ущерба;
11. Установить, что динамика результирующих сдвигов (изменений) эффекта и ущерба для населения с учетом произведенных затрат должна стать необходимым и достаточным показателем для подготовки кадровых и финансовых выводов по соответствующим службам и по руководящим работникам предприятий и администраций регионов, а также для использования в их отчетах перед сотрудниками и электоратом;
В МЕЖДУНАРОДНОМ ПЛАНЕ
12. Поддержать дух «Киотского протокола», сохраняя, однако, разочарование его буквой и считая механизмы его реализации чрезмерно усложненными, неоднозначными, не связанными с наносимым ущербом и уже поэтому малоэффективными; неудивительно при этом, что некоторые из государств отказались его ратифицировать;
13. Признать неправомерность любых форм квотирования и передачи странами друг другу любых так называемых прав и квот на загрязнение окружающей среды - социальной и природной - и добиваться признания на международном уровне системы оплаты наносимого ущерба от стран с наивысшим вкладом в глобальное загрязнение в пользу стран с минимальным вкладом;
14. Добиваться на международном уровне признания необходимости любого государства нести полную материальную ответственность за все последствия от собственной социально-негативной, деструктивной экологической и иной деятельности их организаций и отдельных граждан вне зависимости от их мотивов - религиозных, политических, национальных, материальных, амбициозных, моральных и любых иных;
15. Добиваться на международном уровне, в том числе через организации ООН, признания взаимно наносимого ущерба в качестве единственного необходимого и достаточного критерия при взаимных расчетах от последствий при трансграничных воздействиях на население и на экономику соседних стран и регионов, а при глобальных воздействиях - вообще всех стран, подвергаемых воздействию, любому: экономическому, материальному, социальному, экологическому и моральному;
16. Взять на себя в одностороннем порядке, в качестве первого шага, компенсацию всех видов наносимого Россией другим странам и народам социально-экологического ущерба от вновь вводимых производств и ожидать того же шага от других стран;
О ПРЕДПРИНЯТЫХ И ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
17. Признать безусловно важным дальнейшее изучение и использование пригодных для конструирования эффективных механизмов общественного развития из уже имеющихся результатов исследовательской и творческой деятельности национальных и международных организаций, самостоятельных групп, коллективов и отдельных специалистов, в том числе результатов разработки и реализации систем:
экологического мониторинга,
экономико- и социально-экологических оценок,
социально-экологической сертификации продукции и производств по эффективности, качеству и экологической чистоте,
экологической сертификации природоохранной деятельности и
системы управления по ее результатам с определением адекватной ответственности по этим результатам, а также
кардинальной реорганизации системы образования, начиная со школьной скамьи с переориентации ее методов от максимального запоминания массы фактов на изучения процессов их получения и изучение глубинных основ творчества, начиная с восприятия недостатков в действующем экономическом, социальном и научном производстве
с привлечением разработчиков этих систем для постоянного совершенствования и реализации всех положений этой Доктрины, включая сферу экономики (экономических отношений), социономики (социальных отношений) и экологии (отношений человек - природа). Результаты именно этих работ, проведенных отечественными и зарубежными специалистами, позволили сформировать настоящую Доктрину и обосновать для себя общественно обусловленный смысл настаивать на необходимости её реализации в России и в мире;
18. Выйти с предложением в ООН об организации подобных работ на международном и глобальном уровне в масштабе стран и народов, осознающих свою обеспокоенность и ответственность за обеспечение мировой социальной и экологической безопасности и общественного развития; при этом Россия готова взять на себя роль организатора этих работ, а также полигона для обучения и передачи имеющегося у неё опыта специалистам других стран, в том числе в области социально-экологической сертификации продукции и производств и в области имеющихся у неё разработок высоких экологически чистых технологий;
19. Обратиться к мировому сообществу с просьбой поддержать создание при ЭКОСОС ООН международной организации для методического и организационного регулирования на единой методической основе алфавита общественного развития, в том числе для разработки и реализации единой глобальной системы материального и морального стимулирования авторов, разработчиков и участников реализации высших общественно эффективных достижений с присуждением им единообразных для всего мира творческих степеней строго в соответствии с суммарным вкладом в общественное развитие - производственным, социальным, экологическим и иным. Инициативу по созданию такого проекта (Всемирного Комитета «Развитие») для работы параллельно с Нобелевским комитетом, не вторгаясь в занятую им нишу, готова взять на себя Россия.
Основные положения данного Проект (по состоянию на 06.08.2001 года) подготовлены Международной Академией общественного развития (президент- Минин Б.А.) по предложению и при непосредственном участии работников аппарата Администрации Президента России.
СОАВТОРЫ (по порядку подключения к разработке):
МИНИН Б.А. (Международная Академия общественного развития),
АНИКИЕВ В.В. (ВНИИ геосистем МПР и РАН)
ТЕРЕХОВ А.Г. (Институт микроэкономики при Министерстве развития экономики и торговли)
ТИХОНОВ Р.М. (Ростест-Москва),
Приложение 2
«Утверждаю» «Утверждаю»
ОТ МПР ОТ МАОР
План работы
Рабочей группы по теме «Разработка и реализация Системы Социально-экологической
сертификации производств для представления в аппарат ИСО»
№ эта- па |
Наименование этапа работы и темы обсуждения |
Ответственные за проведение
|
Ориентировочный срок выполнения, месяцы 2008 года |
Примечания |
|||
1 |
Представление существующих методов и результатов расчета ущерба населению от негативного воздействия химических, физических и иных негативных факторов воздействия социально негативных факторов от действующих производственных объектов на население, оценка экономико-экологического ущерба и предлагаемой Концепции создания организационно-экономических механизмов снижения негативного влияния их на окружающую среду с набором стимулов и санкций по результатам сертификации |
Минин Б.А., Терехов А.Г., Тихонов Р.М. |
Июль, Август |
|
|||
2 |
Представление существующих типовых систем экологической сертификации продукции и сертификации производственных объектов (системы ИСО), их достоинства и недостатки |
Волкова Н.Н., Перелет Р.А., … От МПР…. |
Июль, Август |
|
|||
3 |
Представление и обсуждение для использования в системе социально-экологической сертификации производств (ССП) предлагаемого методического аппарата учета результатов оценки наносимого ущерба населению и природе, имеющихся данных о сертификации продукции и рабочих мест. Подготовка проекта текста описания Системы, включая правила создания органов по сертификации, их аккредитации, положения о создании и функционировании аккредитующего органа и др. |
Минин Б.А., Волкова Н.Н., Терехов А.Г. Тихонов Р.М. Перелет Р.А.,
|
Август, Сентябрь |
|
|||
4 |
Обсуждение предложений по реализации системы в стране и за рубежом, создание и утверждение аккредитующего органа (при МПР), конкретизация организационных вопросов функционирования системы и пооперационного плана ее внедрения, в том числе в рамках подготовки России к вступлению в ВТО, реализации проекта Сочи-2014 и др. |
Вся группа
|
Сентябрь Октябрь,
|
|
|||
5 |
Передача проекта распорядительного документа по службам МПР и предложений в аппарат ИСО для утверждения и рассылки. |
Вся группа от МПР
|
Октябрь, Ноябрь |
|
|||
6 |
Проведение учебно-образовательных занятий, курсов обучения и т.д. |
Вся группа |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
Предлагаемый состав Рабочей группы
|
От МАОР |
|
От Минприроды |
1
2 3 4 5 6 |
Минин Б.А. (соруководитель группы от МАОР) Терехов А.Г. Тихонов Р.М. Волкова Н.Н. Перелет Р.А.
|
1
2 3 4 5 6 |
(соруководитель группы от МПР) |
Приложение 3
Разработка проекта базовой системы экологической безопасности в крупных административно-промышленных центрах России и основ Глобальной Системы Антропогенной Безопасности - ГСАБ
(GLOBAL SYSTEM OF ANTHROPOGENOUS SAFETY - GSAS)
Первый этап. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ БАЗОВОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И В ЦЕЛОМ АНТРОПОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ В КАЧЕСТВЕ СЕТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИСТЕМ
Этап включает обоснование необходимости и принципов создания российской, а при поддержке со стороны других стран – глобальной системы антропогенной безопасности, определение частных и обобщенных социальных, экономических и экологических критериев оценки потенциальной и фактической опасности антропогенной деятельности – прежде сего крупных предприятий, действующих на территории регионов России и прилегающих территориях, с позиции наносимого собственным работникам, населению и потребителям продукции ущерба (в том числе и трансграничного) как важной составляющей качества жизни народа, другим объектам биосферы, а также и глобальной безопасности человечества; принципы и задачи его визуализации в пространстве и во времени - картографирования и мониторинга; выбор среди регионов россии, а после присоединения к работе других стран – и мира в качестве экспериментальных площадок для отработки наиболее важных положений этой системы. Этап включает также анализ механизмов создания действенного инновационного климата, ориентированного на снижение ущерба, включая международные операторы постоянного выявления опасности для человека и человечества, анализа уже имеющихся и создание новых организационно-технических решений для ее снижения, выделение средств на их реализацию и саму реализацию с оценкой ее общественной результативности
На этом этапе должен быть подготовлен пакет предложений для разных стран Запада и Востока для активного подключения к данной работе и определена концепция формирования Интернет-ресурса, частично закрытого, для представления результатов выполнения данной темы, всей тематики, а впоследствии - сведений по результатам текущей работы, направленной на повышение химической и в целом социально-экономической безопасности регионов и страны, осуществления контроля (надзора) и обмена опытом по организации международной системы инновационного социально-экономического развития.
Второй этап РАЗРАБОТКА ОБОБЩЕННЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ, КАРТОГРАФИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО И ФАКТИЧЕСКОГО УЩЕРБА И ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ - СУЩЕСТВУЮЩИХ И СТРОЯЩИХСЯ
Работы на Этапе 2 включают: разработку частных методик оценки эффекта (ущерба) от реализации (нереализации) проектов и программ – экономического (в том числе экономико-экологического) и социального (в том числе социально-экологического) применительно к проблеме экологической и в целом антропогенной безопасности; определение частных и обобщенных социальных и экономических показателей оценки эффекта от снижения потенциальной и фактической опасности для работников предприятий, населения, потребителей продукции и объектов природы как результата проведения организационных и технических мероприятий; определение алгоритмов учета потенциального и фактического ущерба от воздействия суммы химических реагентов, характерных для конкретной местности; проведение разработки на основе выбранных критериев методов сертификации производимой продукции, рабочих мест и в целом производственных предприятий, процедуры визуализации наносимого ущерба - методов его картографирования и мониторинга, а также социально-экологической сертификации производств по относительным и абсолютным критериям наносимого ущерба при непрерывном, эпизодическом (вероятностном) воздействии и в аварийной ситуации.
Кроме того, на данном этапе необходимо будет разработать основы рекомендательного ценообразования в условиях рыночной экономики с учетом экологической чистоты и качества производимой продукции, предложения в аппарат ИСО для регистрации разработанных систем сертификации и принципы формирования ответственности за ущерб, наносимый предприятиями своим работникам в пределах рабочей зоны, населению и природе на территории вблизи расположения предприятий, в том числе и за счет трансграничных процессов.
К этому времени в рамках общего Интернет-портала должно быть подготовлено к наполнению несколько специализированных сайтов.
Третий этап ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛИЗУЕМОСТИ ЧАСТНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СИСТЕМ АНТРОПОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ ИХ САМОРАЗВИТИЯ
Работы по данному этапу включают: проведение, по возможности совместно с представителями регионов и стран, оценки и сертификации ряда конкретных производственных объектов, отобранных совместно, при необходимости – доработку методик и процедур оценки с учетом особенностей предприятий, регионов и стран, а также разработку организационных вопросов саморазвития производственных и региональных систем антропогенной безопасности, в том числе: механизмы выявления на основе анализа существующей ситуации и технического прогнозирования наиболее критичных мест в технологической цепочке производственных предприятий; правила выявления наиболее эффективных для каждого случая организационно-технических решений; определение правил стимулирования всех участников инновационных процессов (физических и юридических лиц) по результатам снижения антропогенной опасности и соответственно повышения качества жизни населения в странах-участницах разработки и в мире в целом. Будут подготовлены общетеоретические материалы для опубликования в специальной литературе и в виде популярных изданий.
Четвертый этап. РАЗРАБОТКА РЕГЛАМЕНТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ЧАСТНЫХ СИСТЕМ АНТРОПОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С МЕСТНЫМИ И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
На этом этапе с учетом обсуждения результатов проведенных на предыдущих этапах разработок и учета особенностей отдельных стран и регионов будут уточнены основные элементы базовой системы антропогенной безопасности, правила формирования и ведения основной документации по системам безопасности предприятий, регионов и стран, принципы представления сведений властям и населению, будут уточнены все основные элементы базовой системы безопасности для последующего распространения ее на другие страны в качестве типовой схемы, а также выработаны предложения по участию государственных и общественных организаций в последующем саморазвитии систем антропогенной безопасности, даны предложения по формированию и распределению ответственности всех субъектов процесса организации и соблюдения антропогенной безопасности (органов управления производственными объектами - юридических и физических лиц, эксплуатирующих эти объекты, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов стран, органов местного самоуправления).за ущерб от проявления антропогенной опасности и стимулов по результатам социально-экономической международной сертификации продукции и производств.
Пятый этап. РАЗРАБОТКА ПРАВИЛ ПЕРЕДАЧИ РАЗРАБОТАННОЙ СИСТЕМЫ АНТРОПОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОПЫТНУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ, ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ И МАТЕРИАЛОВ К РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ДРУГИЕ СТРАНЫ
Работы по данному этапу включают налаживание информационных связей, подготовку обобщенной документации по базовой системе антропогенной безопасности и пробное обсуждение ее с представителями других стран, подготовку проектов соответствующих законодательных актов и учебных материалов для образовательных учреждений нового типа, предполагающих обучение специализированным методам выявления недостатков в общественном производстве и правилам нейтрализации негативных явлений. Результаты разработки – проекты методик, результаты их апробации и проекты соответствующих законодательных актов - будут выставлены на подготовленных сайтах, доступных для общего ознакомления, определена структура представляемых в последующем для них сведений о результатах модернизации производств и динамике сдвигов качества жизни населения за счет повышения уровня социальной безопасности, подлежащих в будущем открытому и ограниченному доступу, механизма обмена опытом через горизонтальные и вертикальные связи, а также структура и задачи организаций, поддерживающих в последующем данный Интернет-ресурс в масштабе регионов, страны в целом и разных стран.
В первый год выполняется первый и второй этапы работы, во второй год – третий и четвертый, в третий год – пятый этап. Работы по всем этапам производятся с участием представителей выбранных регионов и стран, в которых по предложению федеральных органов власти создаются специальные рабочие группы.
На данную работу реально потребуется только в масштабах России порядка 17 человека (по 4 специалиста на каждый из 3-х специально выбранных регионов – по 0,5 ставки) и 11 специалистов в Москве - основной разработчик, включая двух соруководителей разработки (от МПР и МАОР), исполнительного директора, 6-х консультантов по 0,5 ставки и 5-х исполнителей. При планируемой средней заработной плате порядка 30 тыс. руб., 360 тыс. руб. в год, общая годовая сумма ФОТ составит 360 х 17 = 6,1 млн. руб., или с учетом накладных расходов, других затрат - около 25 млн. руб. в год или на 3 года 75 млн. руб.