10.3 ДУХОВНОСТЬ,
АСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКИЙ
МОЖНО ДОЛГО СПОРИТЬ, ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОСТЬ, ДУХОВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Пока мне не известно более-менее удовлетворительное определение. Ясно, что туда входит и ненанесение ущерба другим, и руководство в жизни общечеловеческими ценностями, и культура собственной жизни, и образование на высоких мировых шедеврах, и непадкость на дешевки и сострадание... Можно дать определение духовности через отрицание: это нечто негрубо-материальное, не низко-упрощенное. В марксистской литературе так и говорится: материальные и духовные ценности (кстати, как бы игнорируя широкий пласт промежуточного, социального).
В рамкам одной из организаций ООН еще в 80-х годах родилось определение степени цивилизованности народа, семьи, человека: по величине, обратной доли дохода, затраченной на удовлетворением собственных материальных потребностей. Но цивилизованность – это как бы еще не вся духовность. Это существенно уже. Очевидно, это многослойное понятие, и его можно получить из решения лишь многих уравнений со многими известными и неизвестными. Из прекрасной статьи Е.В. Рогоцкого («Панинтер», 1997, № 8), которая непосредственно подвигла меня на эту работу, можно определить духовность как "состояние, которое мы называем внутренней одухотворенностью", "как постоянное стремление к Высокому и Прекрасному".
Попробуем предложить вниманию читателей ответы на извечные вопросы: кто виноват в том, что мы не все и не всегда высокодуховны, и что делать, чтобы перейти на путь массового одухотворения. Ибо дело делать надо, само оно с места не сдвинется. Ибо, как известно, любое тело стремится занять самое нижнее положение из всех возможных, и для поддержания любого из нас на верхнем, "одухотворенном" уровне требуются постоянные усилия и вполне определенная сила воли плюс высокая организация общества и только ради своей жизни.
Конечно, бывает духовность как бы поневоле: у людей больных, обездвиженных... и у старцев – но, кстати, не столько от природной мудрости, сколько от слабости физической и душевной. Чтобы облегчить страдания, стать здоровее, продлить жизнь хотя бы на год, на день, на час, они вынуждены отказаться от грубой пищи, от грубых выходок, постоянно обращаясь с надеждой к Богу, к потусторонним силам, к кому угодно – но, увы, только не к собственной воле. И только ради собственной жизни.
Тот ли это путь приобщения к духовности и движения людей к богочеловеку? – Конечно, нет. Но как взойти на Олимп к высокой духовности, к высоконравственным идеалам, оставаясь сильным и здоровым? Больше того – укрепляя силу и здоровье? Что мешает нам идти по этому пути смолоду? Как развить те, слава Богу, уже проявляющиеся сейчас в наших людях ростки духовности, пусть пока еще крайне редкие? Как им окрепнуть и распространиться? Как снизить, ну хотя бы проявить тенденцию к снижению в нашей жизни таких явлений, как хамство, наглость, стяжательство, воровство...? – Нас не интересуют, не должны интересовать бесконечные дискуссии о заоблачных путях, нас интересуют практические рецепты, конструктивные решения, с учетом нашего места и времени.
ПОПРОБУЕМ ПРЕДЛОЖИТЬ НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, которое, как нам представляется, с неизбежностью способствует и продвижению людей к одухотворенности. Пока мы нащупали три основных направления: правовое, воспитательное и культурологическое. О первом и втором мы уже писали.
Но в раннем возрасте, со школы и тем более до школы право беспомощно. А ведь для человека это самое восприимчивое время жизни, то есть поневоле наиболее "воспитательное". – Но всегда ли нас воспитывают лучшим образом?
Если за той частью, которая называется образованием, наблюдают министерство образования, различные наблюдательные советы..., то кто нормирует воспитательный процесс? – Пока всё здесь отдается на откуп руководству школы. Попадется прогрессивный, духовно-образованный директор, завуч, и они сумеют подобрать соответствующий коллектив учителей. А нет – искалечены целые потоки учеников, целые микрорайоны и города.
Можно ли что-то сделать для ускоренного движения к одухотворению на этом этапе жизни каждого из нас?
Среди полутора десятков отделений нашей Академии есть одно, которое создано на базе ШКОЛЫ НРАВСТВЕННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА (г. Архангельск). Те, кто от нас посещал эту школу, все отмечали удивительный, уникальный характер ее учащихся – детей и взрослых, удивительные по своей естественности условия, которые и формируют этих людей.
Начнем с того, что все или почти все они перешли на вегетарианство – конечно, кто-то вынужденно, от нездоровья, а кто-то и из более высоких, этических причин – но факт налицо, каждый из них может сказать: я никого не ем. И не загрязняю организм трупными ядами. То есть и меня никто не ест. Но это только одна сторона.
Методы, которые используются в этой школе, для нас не совсем обычны. Вот как суть своего подхода сформулировали ее руководители (Татьяна Дивнич и Анна Чащина) в одном официальном документе: "Школа духовно-нравственного образования и творческого развития людей, включающая процессы извлечения информации об оптимальном уровне сознания, бессознательного формирования обратных связей с блоками знания и стимулирования творчески созидательных общественно полезных способностей". На деле это выглядит намного проще и понятнее. Преподаватели, воспитатели ежедневно, ежечасно, постоянно, но ненавязчиво проводят вслух нравственную оценку всех прошлых и настоящих поступков учеников, указывая на жесткую взаимосвязь их состояния – и физического, и психического – от тех поступков, которые они совершают. И постоянно активно стимулируют творческие созидательные процессы, создавая при этом полную свободу поведения учеников – которой, однако, никто и не думает пользоваться в ущерб другим...
Скажем так: уже только отвлечение людей от собственных тяжелых забот, от нездоровой улицы – это тоже кое-что. Но дело не только в этом и не только во внутреннем микроклимате в классе, где каждый чувствует себя как человек с большой буквы. Проведенные по нашей методике оценки показали, что практически все прошедшие школу взрослые резко снизили число больничных дней в году, затрат времени на медицинские учреждения и затраты на покупку фармакологических средств, существенно улучшили свое физическое и психологическое состояние и даже производительность труда. В случае, если бы школе грозило закрытие, практически все они готовы вложить от одного до нескольких месячных окладов для ее восстановления. Все эти оценки с учетом весомости каждого из факторов позволили нам рассчитать общественный ранг этого Достижения и присвоить его создателям творческие степени доктора и кандидата общественного развития (с выдачей соответствующего диплома международного образца).
Эта школа образовалась не сама собой, ее сделали замечательные люди. Сделали вопреки традициям, вопреки установкам официальным, методическим и общепсихологическим, преодолев и остракизм коллег, и судебные разбирательства... А сейчас живут, преодолевая еще и огромные экономические трудности – куда более сложные, чем для школы официальной.
Конечно, и в официальных школах происходят сейчас, пусть медленные, но заметные позитивные сдвиги – главным образом за счет подбора прекрасных учителей. Школа № 863 на севере Москвы, директор Галеева Н.В. – одна из таких. По-моему, главное, что в ней введено, – это право учителей, начиная с самого первого появления ученика в школе, подбирать их себе – нет, не столько по подготовленности, а как бы по совместимости, по наклону характера... Но дело даже не в этих критериях, дело в самом праве – праве на выбор или невыбор. Родители, ученики понимают: их выбрали, их не просто вручили вопреки воли того же учителя. А следовательно от них могут отказаться... Великая это оказалась сила! Если еще иметь в виду, что и учителя в школе подобрались неординарные, то нетрудно увидеть, что за детей в этой школе можно быть спокойным.
Дети – это наше будущее. Но вернемся к настоящему. Большинство из нас – нормальные люди, не те, которые регулярно попадают под норму права. Мы можем и должны иметь вполне определенные условия, стимулирующие постоянно становиться лучше, т.е. стимулирующие наше саморазвитие.
Рабочее время, наша добрая половина жизни, вне сомнения, оказывает на нас, взрослых, главное влияние. Но его законы зачастую нам неподвластны. Это в основном законы экономические и производственные. Психология производственного коллектива – именно как коллектива – формируется в основном именно этими законами.
ВРЕМЯ ОТДЫХА – совсем другое дело. В это время мы полностью свободны от жестких производственных обязанностей и наша психика максимально открыта для восприятия, для впитывания. Многие из нас это время посвящают туризму: спортивному, отвлекающему, иногда познавательному и, увы, крайне редко – духовному.
Между тем, как оказалось, духовный туризм в мире – это 60 процентов всего объема туристических услуг! Мекка, Рим, Иерусалим, Буддистские храмы... А что есть у нас? Есть ли у нас места – дома отдыха, турбазы..., – где есть хотя бы минимальные условия для обдумывания, для обсуждения высших истин, нашего духовного прошлого и будущего? А если есть, почему не кричат на всю Россию, что они такие хорошие?
Кстати, а задумываемся ли мы, кто нам навязывает в этих домах, в школах эти самые условия? – Директор? Замученная множеством земных забот обслуга? Работники столовых? – Конечно, и они тоже. - Но и те, кто нормирует им питание и все остальное.
Безнравственность, бездуховность, увы, никак или почти никак не измеряются и не дестимулируются – ни рублем, ни отметками, – и потому средства борьбы с ними труднее всего пробиваются в жизнь через официальные или коммерческие каналы. Непросто проникают они и в сознание народа, который по привычке готов терпеть все, не осознавая, что его держат иногда в скотских условиях.
РАЗВИТИЕ ДУХОВНОГО ТУРИЗМА - вот, видимо, главное средство нашего самооблагораживания.
Понятие духовного туризма открыл для меня Владимир Мегре, автор прекрасной книги "Анастасия". Анастасия – это сам по себе уникальный феномен нашего времени, с которым нас и познакомила эта удивительная книга. В небольшом уютном городке Геленджике под Новороссийском была проведена конференция по книге "Анастасия". Там же рассматривались и вопросы развития Геленджика как центра духовного туризма.
Для тех, кто не читал этой книги, дам несколько слов из газеты, выпущенной редакцией "Весь Новороссийск". Анастасия – это дочь сибирской тайги. Дочь тайги в прямом и переносном смысле этого слова. Рожденная своей матерью на таежной полянке, она осталась одна. Ее мать и отец вскоре погибли. Дедушка и прадедушка не взяли ее с собой и оставили на поляне, предоставив окружающему миру ее воспитание. Любовь к ней окружающей природы и особая природная мудрость позволяют сегодня двадцативосьмилетней, ослепительно прекрасной отшельнице сибирской тайги, поражать уровнем своего интеллекта.
Следствием встречи известного сибирского предпринимателя В.Мегре и дочери Сибирской тайги Анастасии стала сенсационная книга "Анастасия". И сын – крепыш, живущий, как и его мама, в тайге, на природе. В книге подробно рассказано об уникальных способностях Анастасии. Ее контакты с нашей цивилизацией крайне редки, но в то же время она умеет быть как бы среди нас, где и когда угодно, а также предсказывать и даже программировать наши события. Сейчас Владимир Николаевич Мегре выпустил уже 5-ю книгу под рубрикой «Звенящие кедры России», одухотворенную именем Анастасии. Из неё можно узнать, что Владимир Николаевич получает в год до 45 тыс. писем, освященных именем Анастасии. Одно из них было мое, написанное ещё после первых двух книг. Вот стихи из этого письма. Многие авторы, поверьте, писали и более восторженно, но в моем есть попытки некоторого прогноза. Рискну предложить его читателю этой книги - тому, кто понимает здоровье не только в физическом плане.
АНАСТАСИИ, БОГИНЕ МИРА, МУДРОСТИ И СВЕТА
Ты не тайник, не клад, не символ,
Ты не комета. Ты — звезда,
По человечески — Богиня.
Тебя еще блестящие поэты будут воспевать,
Людские миллиарды привечать —
Без идолопоклонства и без ложной лести —
Такая будешь Ты!
Лишь Ты землян от самоедства сможешь отвратить,
Религии сумеешь примирить,
Лишь Ты сумеешь внять беднягам-осужденным,
В чем их безвинность, в чем вина,
И не убить, не растоптать, а мягко отвернуть
И меленьких, и гадких, заблудших и погасших,
И даже смрадненьких букашек;
И научить нас жизни настоящей.
Ты — наш ориентир, источник силы негасимый
Что принято когда-то называть — Богиней.
Да, Ты — Богиня мира.
Не можем мы так явственно Природу ощущать,
Что мира и гармонии источник. Не можем мы ее понять.
А ты пришла к нам от Природы
и потому сумеешь стать для нас
И эталоном творчества, и красоты,
И совершенством чистоты и наступающим рассветом
— Богиней света.
Падет тот выбор на Тебя не просто —
Но и не случайно.
Посмотрим,
Где найти других ДОСТОЙНЫХ.
Церковник как адепт устойчиво блюдет свою систему,
И дела нет ему до жизни, до мирского.
И ушлый партократ, и правильный чиновник...
У каждого из них своя забота. —
— Нет, только Ты, и только Ты
Смогла бы стать богиней во плоти.
Да, за такое место будет среди стран борьба,
И ни одна страна чужого не допустит никогда.
Другое дело Ты.
Ты без фамилии и без гражданства,
Тебе доступны языки —
Сумеешь всех понять и ненавязчиво поправить,
Ни на кого Ты не держала и не держишь зла.
Тайга и глушь — как далеки они от власти,
Как эфемерно в них все наше государство! —
Ты - Мудрости богиня.
Ты плоть и кровь, Ты - человек.
Но и богиня - Богиня мира, мудрости и света.
Голосованием всемирным Тебя такою назовут.
И вот тогда, увы, о лесе позабудь.
А Ты не очень-то робей.
Живи, светлей,
Учись людским заботам,
И только ни душой, ни телом не старей.
Не меньше пой, танцуй и веселись
И никуда не торопись... И если на подонков не нарвешься,
Твое попозже время подойдет, оно Тебя само и призовет. —
А вот тогда без робости — вперед!
И будет у Тебя еще и сын и дочь.
Не обязательно национальности российской —
Но до того, как станешь Ты всепризнанно великой.
С людьми Тебе их правильную жизнь не сделать,
Ну, а с Природой, с Дедом ...Хотя бы правильно начни,
И их отцы Тебе навеки будут благодарны.
А мы, кто мы? —
Мы, люди, в массе ведь продукт своей эпохи
Плюс пленники страстей животных —
Вот так и получилось сборище плутов и идиотов.
Но лучик света в каждом тлеет, в каждом спит!
При положительных атаках радио, ТВ и всяких СМИ
И волю, и инстинкты — всё возможно изменить.
Но было б с кем творить!
Нажимом и уколами по всем порочным точкам
Возможно нас облагородить,
Просветить волшебным светом,
И уже мы, не только наши дети,
В большое будущее сможем заглянуть.—
Таков наш путь. И миссия Твоя.
Навеки.
Борис МИНИН (05.1997)
Анастасия предрекла в самом недалеком будущем великую объединяющую миссию России и, в частности, большую роль при этом духовного туризма с центром на Причерноморье, конкретнее – в Геленджике.
Одна из причин, по которой Анастасия предрекла Геленджику роль духовного центра, – дольмены.
Дольмены, в обилии разбросанные по этой территории, – это археологические культовые сооружения.
Анастасия опровергла мнение ученых, что дольмены – это места захоронения адыгейцев, и что им всего одна-две тысячи лет. Оказывается, им уже более десяти тысяч лет, то есть они намного старше египетских пирамид! Это настоящий переворот в археологии.
Анастасия рассказала, что в отличие от египетских пирамид, туда уходили умирать живые люди. Они понимали, что терять связь с Космосом нельзя, нельзя терять связь с первоистоками человечества. В полной темноте и тишине они задумывались над связью времен, так проще достигался канал связи с Космосом.
Для определенного уровня осознанности общества, совершенно справедливо утверждает Анастасия, какие-либо учения, религии будут не нужны. Ведь любое учение – это вжимание в рамки.
Геленджик по своему географическому положению и климатическим условиям – нечто среднее между равнинной Анапой и гористым Сочи. Он вобрал в себя все положительное с обеих сторон. Отроги Кавказских гор у Геленджика прекрасны.
Великолепна здесь уникальная сосновая роща, около 1000 гектар. Это самая большая сосновая роща в мире. Растет там в основном сосна Пицундская. Она сохранилась с доледникового периода! Диаметр ствола сосен здесь достигает одного метра. Сосна самовозобновляется, просто из собственных семечек.
Геленджик – место вполне достойное, чтобы стать лидером духовного туризма на нашем Причерноморье как место формирования общечеловеческой культуры, возникшей задолго до расслоения нашей белой расы на нации, религии и учения.
То есть Геленджик может стать и объединяющим центром. Для этого уже многое делается. Там работают такие прекрасные люди, как Валентина Ларионова, Владислав Пчелинцев, Александр Закотский и другие, которые вместе создали отделение нашей Академии, кстати - весьма активно работающее.
Говорят, что сейчас Геленджик уже наполовину живет под именем Анастасии. Уверен, его ждет большое будущее.
КАК ПРЕВРАТИТЬ ГЕЛЕНДЖИК В ЦЕНТР ДУХОВНОГО РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА?
При поиске любого решения, как известно, надо пытаться найти главные, узловые проблемы. Что касается Геленджика, да и любых мест отдыха, которые мы захотим превратить в центры духовного туризма, то прежде всего, видимо, придется с самого начала решать наиболее общие, узловые вопросы, после организации которых удастся охватить весь спектр проблем поистине революционного преобразования стандартных курортных центров на Черноморском побережье Кавказа в центры настоящего духовного туризма. Пока я вижу два таких шага: ужесточение, а затем полный запрет использования звукоусилительной аппаратуры и нейтрализации собак, бродячих в первую очередь.
Итак, первое – это резкое ограничение по громкости, а через время – полный запрет использования в общественных местах звукоусилительной аппаратуры, разносящей грубый музыкальный наркотик. Световая реклама, как бы она ни была грандиозна, узко локализована. Да ее можно и не смотреть. Смрад вокруг любого ларька с большим или маленьким динамиком слышен на десятки метров, иногда на километры. Почему смрад – потому, что репертуар, которым навязывается ларечником, сами понимаете, какого приматного уровня. Те, кому есть о чем задуматься, поговорить с другим – за тишину будут только благодарны. Остальные этого места будут избегать. И за это им спасибо. Так произойдет естественный отбор приезжающих.
Разговор с одним из тех, кого там в ларьках и точках общепита называют "начальством", показал: без музыки он закроет свою точку вообще. Ему она нужна для того, чтобы брали алкоголь, а за ним и обильную закуску – ясно, что по объему намного выше биологической потребности. Ясно также, что при отказе от этих излишеств десятки продавцов, поваров, поставщиков пострадают. Но ведь тысячи и тысячи человек выиграют в здоровье – и физическом, и психическом.
Еще представьте себе, если на каждом углу ко всему прочему будут стоять рекламные плакаты с внятным разъяснением полезности вегетарианства. Тогда дополнительно пострадают еще и те, кто поставляет мясо. – Зато местное население со своими овощами от этого только выиграет.
Заметим попутно: отсутствие потребности тратить на ветер большие деньги приведет к тому, что на курорт их не будут брать. А следовательно центры духовного туризма перестанут быть притягательной силой для бандита, вора... так сама собой будет решена проблема личной безопасности отдыхающих.
Что касается собак, то это общая беда всего человечества, всей России. Особенно ее юга. Что же мы за люди-недочеловеки, если для устрашения ли себе подобных, или для защиты от страха и насилия, или еще глупее – для ежедневного умиления, а иногда всего-то лишь от одиночества т.е. от неумения иметь друзей среди людей, нужно заводить биоробота, его воспитывать (зомбировать), а затем за ненадобностью или от собственных неудобств жестоко выбрасывать на улицу неприспособленное для жизни на воле существо?! Высюсюканная психология человеков: кукольная – одних, агрессивная – других, а третьих со вполне законной боязнью быть обворованным, изнасилованным, подвергнуться надруганию... плюс очень, очень выгодный бизнес – вот происхождение проблемы собак домашних и бродячих.
И те, и другие, беспощадно выброшенные вон, если оказались ненужными или неудобными, мигрируя (в основном на юг, к теплу), сбиваясь в стаи. Они обгаживают все подряд, а южные пляжи, на которых мы потом очень любим нежиться, – в особом обилии. Они становятся и крайне опасными для человека. Наша традиционная толстокожесть, лень, возведенные в рамки якобы жалостливости к братьям нашим меньшим – к собакам и к собачникам, в большинстве своем. (Как утверждают психиатры, просто-напросто психически больным) довершают истоки проблемы, и вправду непростой.
Удивительная патологическая связка, скрепка между человеком и животным - это нечто мистическое, сатанинское. Защищая свою собаку, человек при этом сам готов подвергаться риску, платить немалые деньги, здоровье – и чужое, и собственное... Собака же, попав в информационное поле человека, быстро его осваивает (на своем уровне) и в конце концов выживает из него самого человека. Таким образом, будучи сначала зомбированной человеком, собака быстро превращает его самого в подчиненного себе зомби: «очеловеченные псы и прособаченные люди»...
Что делать с этой проблемой, это может и должна придумать администрация каждого региона по-своему. Это могут быть не только биологические методы, но и экономические. Во-первых, – это требование к владельцам сразу после приобретения собаки оплатить каждым полную залоговую стоимость возможных последствий покусов собак, включая оплату морального ущерба от нападений, облаиваний и т.п. И, конечно же, оплата из внесенных сумм всего ущерба по факту. Конечно, для критических случаев - покуса и тем более смерти от покусов собакой - этого будет мало, для этого будет и лишение квартиры, и пожизненное заключение. Но это не все. Было бы справедливо, если бы одинаковая участь ждала бы и тех, кто выбросил собаку на улицу. И даже более жестокая.
Итак, чтобы превратить Геленджик (и любой другой сегодняшний курорт) в духовный центр туризма и отдыха, на первых порах надо немного: вернуть им тишину и чистоту. Плюс полную безопасность. И еще плюс высшую организованность на современном уровне, начиная с обеспечения каждого желающего полной информацией о месте и качестве курортных услуг всех курортных "точек", вплоть до официальной сертификации качества наиболее достойных. Это для постоянного "подпружинивания" их вверх.
Уверяю вас, все эти вопросы решаемы, и через несколько лет мы будем иметь у себя не менее значимый духовный центр, чем Иерусалим или Мекка. А значит будет еще один шанс к возрождению высшей национальной и мировой культуры, к оздоровлению человечества, к формированию на Земле единой расы невоюющих между собой землян.
В Геленджик самопроизвольно произойдет отток соответствующих туристов и отдыхающих от тех здравниц, где для них сейчас все чужое, все агрессивное. Поняв, что теряют, те здравницы поторопятся вдогонку. Увидев, как резко снижается криминогенность и решаются многие другие проблемы, пусть с опозданием, они пойдут по тому же пути. Освобождение от искусственной, жестяной и смрадной музыки приведет к невиданному спросу всех настоящих артистов. И к росту этой прослойки из тех, кто пока свои таланты не выявил.
Птицы, вся Природа, не задавленная жестяными звуками, воспрянет и даст людям все великолепие, на которое она способна.
Конечно, работ здесь ожидается немало. Возможно, в Геленджике придется привести в особый порядок подъездные пути и дорожки к дольменам, на Горе св. Нины поставить ряд элементов культового характера, подготовить жизнеописания из эпохи многотысячелетней давности, раскопать документы, отражающие весь прошлый и прогнозируемый (а возможно и программируемый) на будущее ход развития человечества по рекомендациям различных религий и учений. И сделать по мелочам многое другое, что сейчас за долгие десятилетия сделано в других святых местах – объектах паломничества.
Но я бы хотел посмотреть на Геленджик несколько шире, чем просто как на один из духовных центров России. Видимо, мы можем сделать из Геленджика объединяющий духовный центр, грандиозный ХРАМ ЕДИНЕНИЯ со специальными культовыми сооружениями, музеями, разделами по разным религиям, вплоть до язычества и атеизма, с концентрированным изложением их сути, генезиса, разъяснением жесткой обусловленности, оправданности их особенностей историческими, национальными, климатическими и иными объективно существующими факторами и особым выделением того, чем каждая религия, каждое учение может похвалиться. А при необходимости и ждать помощи... Это будет интересный комплекс культовых, религиозных, национальных и научных центров, которые за 10-15 лет смогут быть добровольно построены разными расами, народами и народностями мира как знак абсолютного взаимного признания и полного взаимоуважения. Паломники в этот центр могут приезжать и для отправления религиозных обрядов, и для духовного и научного общения, для дискуссий в поисках "истины" и так далее...
Нерабочее время отдыха, когда человек наиболее открыт, станет великим преобразующим фактором человека. Вместе с принципиально новой школой, в условиях полной ответственности за свои поступки постепенно исчезнет дерганность, нервозность, жлобство (воинствующая антиинтеллигентность) и бесконечное хамство, хамство, хамство..., и вытирание ног о себе подобных, и хищничество по отношению к другим, к Природе... А это и будет прямой путь к постижению духовного самосовершенствования, время выхода из полуживотного состояния на уровень богочеловека. От нас с вами зависит, чтобы оно наступило скорее и повсеместно.
Но не надо и говорить, сколько будет против всего здесь изложенного, - даже тех, кого , казалось бы непосредственно это и не коснется.
Ранее, в разделе 10.1, мы привели практически полностью размышления Эрнста Мулдашева о консерватизме. Добавим к этому ещё несколько страниц.