8.5 О ВОСПИТАНИИ

     ОТ ШКОЛЫ

 

 

Материал для этого раздела появился из, признаюсь, нечастого общения с учебниками моего сына, когда ко мне и к маме он обращался с вопросами, заводящих нас с ней в тупик. Нет не столько из-за сложности, сколько из-за бессмысленности материала, который требовалось заучить. В последующем направленное изучение целого ряда учебников по самым острым для нас дисциплинам - русскому и литературе привели к выводу о том, что наша система подготовки учебников, да и вся система школ создает реальную угрозу для безопасности нашей страны - ибо калечит и отупляет детей, готовит сразу из них слепых исполнителей, не развивает творчество, наше национальное, да и зарубежное богатство представляет так, чтобы как бы отбить желание с ним самостоятельно знакомиться.

Так, по согласованию с Депутатом ГосДумы П.Т.Бурдуковым родилась Докладная записка

«О повышении социальной безопасности и эффективности образовательного процесса в российских школах».

Некоторые фрагменты из нее будут интересны нашему читателю.

 

...Достаточно длительное знакомство с учебными материалами, программами и методами работы в нашей средней школе приводит к следующим выводам:

1.    Первичная ориентация авторов учебников, отбор и подготовка методов и методик обучения и воспитания в средней школе, закладывающей фундамент всей последующей жизни человека, в настоящее время производится по критериям, более чем далеким:

·      от уровня воспитания, образования, приличествующего началу XXI века;

·      от реального уровня психофизиологического развития современного школьника и его компетентности и информированности;

·      от возможностей, предоставляемых постперестроечным временем;

·      от шедевров «изящной словесности» классической литературы и лучшей современной литературы;

Есть вполне определенные подозрения, что учебная и методическая литература создается и отбирается людьми, не представляющими всю ответственность общества и свою собственную за этот этап формирования человека.

Процесс такого создания, отпущен на абсолютную, неконтролируемую государством свободу. В результате, из многих учеников вызревает сорняк общественно бесплодный, без выраженной потребности в труде, без избытка чувств патриотизма или трезвого интернационализма, без тяги к творческому осмыслению и созиданию действительности - то есть без тех качеств, которые лучше всего, эффективнее всего взращиваются именно в детские годы, начиная с позывов к самостоятельной учебе теми школами, теми педагогами, которые умеют делать обучение интересным и полезным.

Только школа, при правильном использовании возможностей этих лет, может и обязана нейтрализовать недостатки семейного воспитания. Сейчас они особенно усилены разгулом рыночных отношений и монетаризма, что вполне естественно ведет к эгоистичности, ленивости, рвачеству, агрессивности, к утверждению надежды в молодых людях на случай, удачу, выигрыш - вместо ставки на собственный труд, упорство и творчество. Этого школа как раз и не воспитывает - в значительной степени по вине бесплодных учебников и соответствующих методических установок, предлагаемых учителям, а также из-за слабости, низкого профессионального уровня самих учителей, во многом определяемого их невысокой оплатой труда и другими объективными причинами.

2.  Многое из того, что здесь сказано, касается прежде всего изучения русской литературы. Создается впечатление, что у авторов книг по литературе от неудач собственного воспитания или от последующего собственного недоразвития (или по каким-то другим причинам) утвердилось настойчивое нежелание  вызвать у ученика тягу к русской литературе. Школьник, честно прошедший курс литературы, формально знает о том, что были и есть такие писатели и поэты, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.В. Маяковский, А.А. Ахматова, С.А. Есенин, Максим Горький, К.П. Паустовский, Игорь Тальков, Евгений Евтушенко и многие другие. Но их произведения преподносятся в таком виде, что начисто пропадает желание знакомиться с этими выдающимися литераторами глубже. Школьники почти не знают о том, что у них была самостоятельная общественная позиция - какая и почему; что была нормальная человеческая жизнь с личными и общественными драматическими событиями. Вместо этого школьникам в процессе странного «воспитания» любви к Родине предлагаются целые или выпотрошенные отрывки из кое-как подобранных произведений.

Учебник 6 класса «Просвещение», 1996г.

Пушкин там представлен одним, не самым лучшим стихотворением плюс вся (!) повесть «Метель» (для 6 класса!).

Для учеников 5 класса предлагается изучить повесть Гоголя «Утопленница» (!).

А вот методические приемы:

Лесков Н.С. повесть «Левша» изучается почти  три недели. Предположим, она того стоит. Но вместо изучения на материале повести жизни и быта тех лет, что предлагает Автор учебника? - он предлагает задание: «Выделить приемы: зачин, повторы, диалоги, концовку». Заметим в скобках: задание стоит после текста повести. И что, ученику все прочитывать сначала? При скорости чтения шестиклассника это не час и не два. Как итог; пропадает желание учиться.

А как представляются авторы? Ну, Н. Заболоцкому, А.Я. Яшину повезло - Автор учебника привел их собственные слова о себе. А о М. Зощенко приведены совершенно  бездарные, никчемные слова какого-то Л. Утесова («какого-то» - ибо для современного ребенка он - никто). Кстати, у Зощенко есть прекрасное эссе-автобиография - единственное, где он говорит не языком своих героев, а своим собственным, - интересный материал! Почему он не взят за основу?

Мифы североамериканских индейцев - их лучше бы не пересказывали! После такого пересказа никто из ребят за всю свою жизнь ни одного мифа не захочет даже видеть.

Всего в учебнике галопом пройдено 30 писателей и поэтов - и блестящих и кое-каких (Никитин, Майков, Полонский...); страницы выделены далеко не пропорционально талантам (Пушкин -  единицы страниц, Пришвин - почти тридцать).

Совершенно не анализируется песенное творчество. А ведь многие тексты песен - это концентрированное изложение нашей жизни.

 

Мы намеренно не привели фамилии авторов учебников - ведь скорее всего, это типичное явление. Тексты, которые даются, часто безнадежно устарели морально и физически и интересны могут быть только с исторической точки зрения.

Дан Леонид Андреев, который выступал в защиту слабых и униженных. Но нет рассказов взбадривающих, зовущих на борьбу и показывающих, как бороться и за что бороться. Тексты скорее размягчающие, убаюкивающие, разоружающие, чем зовущие вперед, к лучшим, к высшим идеалам. Между тем, все мы знаем, что литература не только и не столько художественность, но и гражданственность, умение видеть суть явлений. Надо понимать, что выбор жанра - стихи, проза, кино, радиопостановка - это в конце концов не столько форма как высшая цель, а как способ донесения мысли автора до зрителя, слушателя, читателя, до человека. Мысль важнее формы во много раз. Нет её - и бессмысленна любая форма. И даже высокая грамотность. Многие этого не понимают. И в школе этому не учат.

Маяковский: «из хорошей строчки слова не выбросишь». - Но если посмотреть сегодняшние учебники, из них без вреда можно убрать больше половины. Почему столько лишнего? - может быть, потому, что авторский гонорар пропорционален печатным листам?

3.Русский язык не лучше. Вместо подробного анализа живых примеров «высшей словесности», отобранных, отсеянных десятилетиями и веками из лучшей классики, из звездных находок современных авторов - не будем брюзгами, они есть, - вместо этих достойных материалов наши авторы учебников русского языка для анализа и закрепления его закономерностей берут в качестве основного инструмента некие выдуманные правила, заучивание которых якобы может научить грамоте. На самом деле, как оказывается при ближайшем знакомстве с выпускниками школ в течении последних нескольких лет, такое обучение обеспечивает ужасающую безграмотность. Плюс стойкую неприязнь к родному языку.

Вот примеры из разных учебников.

Ученикам предлагается запомнить, что в сочетаниях таких-то мягкий знак никогда не ставится; что такие-то слова (а их немало) пишутся или через «и», или через «е»; предлагается сформулировать правила написания на конце наречий «а» и «о», употребления в наречиях дефиса...и т.д. и т.п. Ученикам 7-10 лет даются десятки, если не сотни правил, выработанных не меньшим количеством ученых-лингвистов, например, типа: «наречия на «о», образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения». Или их опрашивают на темы типа: «В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым» или «чем отличаются согласованные определения от несогласованных?»

Но это же бесплодный путь! Тем более, имея в виду, что у нас больше исключений, чем правил. Да, на них можно делать бесконечное число диссертаций, но нельзя же все придуманные в сфере грамматики научные рекомендации внедрять в жизнь! - потом, помучив детей, мы их частенько быстро отменяем. Но помучив!

Действительно, только полный идиот может помнить всю жизнь эти правила и каждый раз перед тем, как написать, например, слово «закончить», быстро, как арифмометр вспомнить нужное правило о том, что в буквосочетании «нч» мягкий знак не ставится, а в слове «глазоньки» - ставится. Кстати, ученика заставляют учить массу редкостных слов наизусть - хотя вероятность встретить их в жизни и тем более написать в ответственном письме крайне мала, ничтожна.

Едва ли помнит их и средний учитель. Закроем в учительской десяток учителей - кто, кроме вчера прочитавших эти правила и эти слова, сможет их вспомнить хотя бы с точностью до смысла?? - А ведь чаще всего те, кто много читает неадаптированную и не примитивную литературу, по внутренне прочувствованным мотивам, пишут и говорят правильно! Так вот, эту прочувствованность и надо воспитывать с нулевого класса. - Да, это много труднее, чем дать правило на три строки, потом спросить требуемое и на этом закрыть тему.

Очевидно, это должна быть постоянная литературно-грамматическая работа. Может быть, для этого надо объединить русский язык и литературу - кстати, в большинстве школ их ведут одни и те же учителя, им это будет нетрудно соединить. Надо читать классику, анализировать грамматические случаи, стилистические обороты... При правильном их отборе это не только образовательный, но и воспитательный процесс! Надо ли удивляться, что талантливые учителя нетрадиционных направлений, с которыми яростно борется «ортодоксальная» школа, умеют, и весьма успешно, находить свой подход, куда более действенный, результативный, чем утвердившийся официально! И куда более благоприятный для учащихся, не отвращая их от знаний, от литературы своего собственного народа.

Сегодня это делают талантливые педагоги и в школе. Но как бы сверх плана... Они создают свои методы и методики. Остается все это исследовать, понять, зафиксировать в умно сделанных инструкциях, методиках и учебниках - чтобы далее все это хотя бы повторяли «средние» учителя. А сейчас, чтобы все требуемое втиснуть в детские головки за ничтожные часы, отведенные на русский язык и литературу, - это нужно больше, чем талант.

4. К естественным предметам претензий не намного меньше. И здесь есть тупое заучивание при полном отсутствии диалектической логики появления каждого из открытий. У каждого из них своя увлекательная драма, а от учеников все это сегодня закрыто. Конечно, эта закрытость не так болезненна, не так катастрофична, как в литературе. Но зачем лишать детей возможности увлечься тем, с чем они сегодня лишь сухо знакомятся на страницах учебников по естествознанию? Наверное, и в истории русского языка можно найти такие же фрагменты. Они позволят всем понять, что и эти правила - не Богом данные.

Если бросить клич, задать как жесткое условие честного конкурса учебников, вполне очевидно, удастся создать полезные, интересные, увлекательные учебники с применением приемов старых книг (Киселева, Перельмана, Перышкина и др.). В естествознании это можно сделать проще, чем по литературе и русскому языку, и тем более истории, где вообще не даются альтернативные точки зрения, где новые находки в учебниках появляются со сменой социальных эпох, не чаще. И главное - на поиск их не поощряются учителя!

5. Опыты с созданием «нашими» специалистами учебников иностранного, например, английского языка, увы, тоже неудачны. Они также серы, пусты... Что, разве для школьников 4-6-го класса (сейчас это вполне установившаяся личность!) для пересказа по-английски нет интереснее фабулы, кроме истории о том, как принц Перец вопреки ведьме Уксус пошел искать себе волшебницу Горчицу? И это в разделе «Путешествие и транспорт»! - (Просвещение, 1996). Что, разве у землян нет человеколюбивых и содержательных сказок американских и английских народов, нет поучительных русских сказок, которые можно перевести на английский язык? Или нет в стране социальных, экономических и политических проблем, которые бы надо закладывать в ребячьи головы и на иностранном языке тоже? Или этот автор сказки о Перце и Горчице живет вне пространства и времени? Но могут ли распространяться в качестве учебников книги таких пустых авторов? Ведь в результате - опять-таки отвращение учеников к учебе и прилипание к пустопорожним и к агрессивным компьютерным играм.

- Вот так мы и научились воспитывать из наших ребят серых, никчемных личностей, невольно переключающих свое внимание в поисках «интересного» к современной захватывающей низкопробной литературе, к диким картинкам из репертуара сегодняшних СМИ, к невольной романтизации криминала как якобы безобидного развлечения, забывая о том, что криминал это - антиобщественное явление воровства счастья у одного в пользу другого. А поэтизация и романтизация криминала - это прямой путь к преступности. Так что, на наш взгляд, за ущерб, который в огромном количестве наносится малолетними преступниками, немалую ответственность должны нести и авторы серой учебной литературы, и те, кто дает им путевку в жизнь. Кстати, можно легко рассчитать и эту долевую ответственность, и сам ущерб, в рублях или в долларах. Когда-нибудь люди догадаются ввести в обязательное правило компенсацию этого ущерба всеми виновниками. А пока надо думать, как остановить имеющимися у нас средствами это антивоспитание.

В целом средняя школа пока очень далека от жизни и проблем общества. Она (кстати, как и ВУЗы) перегружена объемными материалами, каждый из которых, как может показаться, в значительной степени подобран авторами исходя из двух критериев: максимума объема всего учебника + максимума показа своей собственной учености. Так было и полвека назад, так остается и сейчас. Не разъяснив, как следует понимать суть алгебраических уравнений, нам давали массу знаний по самым разным математическим тонкостям, которые... ни ученому, ни даже студенту или инженеру не понадобятся. Никогда.

А между тем, хорошо известен принцип: все бесполезное - вредно. Когда-то это знали на уровне интуиции, сейчас это один из главных принципов системологии.

Система образования это не должна забывать, ибо мусор в голове - это минус польза на деле. Законы - из живой речи, а не наоборот. Нельзя заставлять делать речь из придуманных законов.

6.О подборе учебных предметов для школьного образования. Внешне здесь все благополучно. Но только внешне. На самом деле вот что: это полное отсутствие стимулов, а потому и позывов у школ к саморазвитию в соответствии с новыми возможностями, открытыми в результате перестройки и гласности. Новая необычная книга, новый учитель с особыми общественно полезными талантами, новое предложение «снизу», от школьников, - все это пробивается очень непросто, или вообще не пробивается...

Биология. Если конкретно, то в школе даются лишь начальные, к тому же сугубо абстрактные знания о нашем микромире, о сотнях видов гельминтов - наших врагов, сосущих наши кровь и соки, отравляющих наше существование. А о том, что вживляют их нам домашние животные, «братья наши меньшие», - об этом дети даже не догадываются. Исследователи говорят: зная массу теоретических тонкостей, ученики после школы не знают, как устроен утюг, как передается грипп...

Надо бы давать основы таких практических тем, как изобретательство, патентоведение, здоровый образ жизни, существенно увеличить часы на физкультурные занятия,... За счет чего? За счет тех предметов, где школа не может найти талантливого учителя, а Минобразования не может обеспечить учебниками талантливых авторов. Школе дать право все это регулировать самой - обязательно под контролем общественных советов.

Да, до недавнего времени школа почти удовлетворяла наши потребности, была не хуже и даже в чем-то лучше зарубежной. Но постепенно она катастрофически отстала от жизни, главное, она имеет роскошь не замечать это отставание, не искать новых путей саморазвития, не гоняться за всем полезным, что появляется вокруг, - будь то журнал с удивительной концепцией, новым взглядом на известное старое, будь то профессионал в интересной области, живущий в городе, на соседней улице, новое явление в общественной или литературной жизни или в науке, которые сразу бы и обсудить и использовать для оповещения, и предложить ученикам улучшить...

Зародыш, исток нашей сегодняшней бездуховности, бесплодности, агрессивности, неутоляемой жажды учащихся (а затем и производных от них взрослых) казаться, но не быть - это наша сегодняшняя семья и школа. И сразу за ней такая же взрослая жизнь: пустые песни, пустые игры на ТВ, репортажи ни о чем. Они «творят» авторов, которые делают соответствующие книги. Порочный круг надо рвать.

«Нажми на кнопку, и твоя мечта осуществится» (из современной песни) - вот идеал извращенных личностей, воспитание которых начинается с нашей школы. Сравним с американской, где с начальных классов обучение начинается с вопроса: а какие проблемы Вы видите вокруг себя? - В. Филиппов. Задание четверокласснику... - ПОИСК, № 12 за этот год.

Это от неё (и от семьи, конечно!) идет у нас расползание бездуховности, пренебрежения и брезгливости к труду, творчеству, природе, к высокой любви... и далее естественная замена их суррогатами.

7. Наша школа, а следовательно и наши дети, отстают от новых требований и новых возможностей. Но пустота и бессодержательность тут же заполняются криминальным. Это создает реальную угрозу безопасности и социальному развитию страны и общества; теряется интерес к жизни и к самовоспитанию, желание иметь «таких» детей «в этом ужасном мире»... То есть прокладывается путь к деградации и вымиранию нашего народа.

К сожалению, как явствует из теории и практики систем, ни одна система не способна к саморазвитию. В данном случае за это должны взяться надсистема, то есть все общество и её представитель - Государственная Дума. То есть проблема воспитания - это проблема и семьи, и школы, и конечно же ГосДумы.

8. На наш взгляд, следует в самом срочном порядке провести Парламентские слушания на тему: «БУДУЩАЯ ШКОЛА КАК ОПЛОТ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИСТОК ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ» с привлечением к ним наиболее плодотворных, творчески мыслящих педагогов, известных писателей, ученых, по желанию (если оно будет) - аппарата Минобразования, работников школ. В качестве заключительного этапа работы этих слушаний необходимо будет принять концепцию нового Федерального Закона «ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ НА ПУТИ К НОВОЙ ШКОЛЕ».

Главная задача этих слушаний - не только определить, насколько нужно сохранять школу в существующем виде или насколько полезны эксперименты нетрадиционных школ типа Щетинина, Никитиных...- едва ли у кого здесь будут неожиданные выводы. Главная задача - определить, как заставить школу саморазвиваться, какими должны быть идеология, учебники и методики работы, которые бы смогли кардинально изменить направленность учебного процесса в нужную для общества сторону, которые бы не только совершенствовали, но и опережали сегодняшние требования и которые были бы ориентированы на использование имеющегося в наших школах обычных учителей, а не уникумов. Но с использованием лучших учебников, всех имеющихся на сегодня технических возможностей и с привлечением кадров со стороны. Интернет, компьютер - в чем-то да. Но не на 100%. Не в них спасение, от них бы не было вреда! Ведь главное - чем наполняются эти Интернет и компьютер!

Парламентские слушания должны будут наметить серию шагов по постепенному оздоровлению нашей школы для существенной социализации наших детей, подъему внутренних сил молодого организма - физических, психических и моральных, нравственных, по настойчивому внедрению в сознание молодых людей идей общественной полезности как основного критерия оценки любого поведения, любой работы, всей жизни, всего общественного прогресса. Для этой переориентации должны быть привлечены все лучшие силы страны, лучшие, любящие свое дело специалисты. Школу можно и нужно сделать оплотом, истоком грядущего преображения России, всех славянских, а затем и других стран на рельсы совместного устойчивого общественного прогресса.

 

Член Экспертного Совета

Комитета по безопасности ГД ФС РФ,

д.э.н., к.т.н., профессор, академик МАИ

Минин Б.А.

 

В окончательной редакции учтены замечания и предложения следующих специалистов (по порядку подключения к работе):

д.ф.н., профессор

Демиденко Э.С.

д.ф.-м.н., профессор

Пярнпуу А.А.

к.ю.н.

 

Агешин Ю.А.

член-корр. МАИ

Иванов А.П.

педагог

 

Муравьева В.А.

директор школы № 763

Галеева Н.Л.

педагог

 

Ворошилова Л.В.

 

Многое что из полезного для формирования будущего взрослого человека наша школа не использует. И народное творчество в том числе. Оно проявляется в сказках, песнях... Поговорки и пословицы - это концентрат богатейшего народного опыта...

Из объемного добротно сделанного сборника пословиц и поговорок русского языка «Мудрослов», недавно выпущенного Русским институтом Ноосферы (М, Техносфера, 1994 год.)  и подаренного нам помощниками депутата Госдумы Юрием Николаевичем Звычайным и Светланой Николаевной Чеберяко, мы отобрали небольшую часть, которая касается нас напрямую,. лишь незначительно изменив их под современный стиль и добавив несколько своих...

 


 

1. ТРУД И ЛЕНЬ

 

Без боли не родится ничего великого

Безделье - мать пороков

Все едят, да не все работают

Всякий дом хозяином хорош

Где лодырь ходит, там земля не родит

Глаженный конь лучше хваленого

Дело холодных рук не любит

Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье

Земля ценится по плодородию , человек - по своим делам

Искрами избы не натопишь

Кто ладно строит, тот дорого стоит

Кто ленится, тот не ценится

Кто на все руки, тот не знает скуки

Кто не мил теплом, тот не мил и делом

Кто сеет да веет, тот не беднеет

Курица не птица, лодырь не человек

Ленивый к обеду, ретивый к работе

Лень - мать всех пороков

Маленькое дело лучше большого безделья

Мастер глуп - нож туп

Меняючи только жид разживается

Много захочешь - пораньше с постели вскочишь

На бога уповай, а без дела не бывай!

Не боялся браться, так не страшись и делать

Не бравшись за топор, избы не срубишь

Не выносивши, не родишь, а выкинешь

Не сочувствуй той бедности, которая от лености

Не стыдно хлеб достать трудом, стыдно хлеб достать стыдом

Нерадивый да ленивый всегда позади

Один лентяй всех в доме обленит

От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется

Праздная молодость - беспутная старость

Работа здоровья не отнимает

Работа с зубами, а леность с языком

Талант без труда не стоит и гроша

Терпенье и труд все перетрут

Труд без пользы то же безделье

Труд человека кормит, а лень портит

Трутни горазды на плутни

У доброго работника час - полтина, а у ленивого - день не стоит алтына

У плохого мастера такова и пила

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет

Языком не спеши, а делом не смеши

 

2. КТО ЕСТЬ КТО

 

Для себя жить - тлеть, для семьи - гореть, а для народа - светить

За одного битого двух небитых дают

Каков род, таков и приплод

Кто в двадцать не красив, в сорок не умен, а в шестьдесят не богат, тогда зачем было и родиться?

Медные деньги звонче золотых

На чужой стороне и сокола зовут вороной

Не та хозяйка, которая говорит, а которая щи варит

Поросенок только на блюде не хрюкает

Слепого в вожаки не берут

Хороший человек – хорошо улыбается

Храбрый узнается на войне, мудрый – гневе, друг – в нужде

 

3. УМ

 

Без ума не в пользу и сума

Бери в работе умом, а не горбом

Биться, драться – не ума набираться

В кремне искра спрятана, а в человеке ум

В пороховом погребе не курят

Гордись не ростом, а умом

До двух раз прощают, а в третьи бьют

Дураку мука, а умному наука

И от ума сходят с ума

И подальше загадывай, и поближе заглядывай

Искусство - половина святости

Каков пастух, таково и стадо

Когда умный смиряется – глупый надувается

Лучше один раз подраться, чем век ссориться

Наука учит только умного

Не боги горшки обжигают

Не спиши карать, спеши выслушать

Одна мудрая голова сто голов кормит

Повинную голову меч не сечет

Почитают не за бороду, а за умную голову

Сила – уму могила

У умной головы сто рук

Ум слабый не жалеет науки, а хочет век прожить без скуки

Умная голова сто голов кормит, а худая и своей не прокормит

Умный беду обходит, а глупый, где и нет находит

Утро вечера мудренее, натощак человек умнее

Ученый без дела, как туча без дождя

 

4. ГЛУПОСТЬ И ДУРАКИ

 

Безумного волей не научишь

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой и свой растерять

Вино полюбил – семью разорил

Дурак плачет от бедства, а умный ищет средства

Дурака слушать – пирога не кушать

Дуракам закон не пиан

Дураки никогда не седеют

Заставь дурака богу молиться, он  и лоб разобьет

Лучше с умным потерять, чем с дураком найти

Меньше пить – дольше жить

На дурака мухи садятся

Не бойся умного лихого, бойся смирного дурака

Одна паршивая овца все стадо испортит

От умного научишься, от глупого разучишься

С дурною головою ногам нет покою

Свяжись с дураком – сам дурак будешь

Сорная трава на корню крепка

Сын дураков уж с роду таков

Трезвый в грязь лицом не кинется

Умный любит учиться, а дурак – учить

Услужливый дурак опаснее врага

Час с импотентом пообщается – месяц сам не свой ходишь

 

5. ВОЗРАСТ И ЗДОРОВЬЕ

 

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле

Зелен виноград – не сладок, молод ум – не крепок

Знать сокола по полету, а доброго молодца по походке

Не выросла та яблонька, чтоб ее черви не точили

Не лечит аптека – калечит

Не спрашивай здоровья, а глянь на лицо

Нищий болезни ищет, а к богатому они сами идут

Под старость человек либо умней, либо глупей бывает

Тот здоровья не знает, кто болен не бывает

У кого что болит, тот о том и говорит

Худая корова – это еще не газель

Человек в сорок лет либо сам себе доктор, либо он дурак

6. ДРУЗЬЯ И ОБЩЕСТВО

 

Без друга жить – самому себе постылым быть

Ближняя собака скорее укусит

В кулаке все пальцы равны

В тесноте люди песни поют, на просторе волки воют

Волка на собак в помощь не зови

Где льстят там и клевещут

Грязью играть  - руки марать

Два медведя в одной берлоге не улягутся

Дружный табун волков не боится

И от доброй собаки блох наберешься

Кто лжет, тот крадет

Кто скоро помог, тот дважды помог

Легко друзей найти, да трудно сохранить

Ложь белой ниткой шита

Ложь бывает и с проста, а клевета всегда с умыслом

Любовь не знает мести, а дружба лести

Не бойся врага умного, бойся друга глупого

Не держи сто рублей, держи сто друзей

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет

Не тот силен, кто дюжит, а тот, кто дружит

Недругу поверить – друга обмануть

Сладкие речи - яд, горькие - лекарство

Собачья дружба до первой кости

 

7. СЛОВО И ЯЗЫК

Бранью правде не быть

 

 

Глупый болтает, умный думает

Глупым словам - глупое ухо

Говори по делу, живи по совести

Длинный язык с умом не в родстве

Когда гнев впереди, ум – позади

Красавица без ума – что кошелек без денег

Кто словом скор, тот в деле не спор

На красивого глядеть хорошо. А с умным жить легко

Не бойся глаза худого, бойся слова лихого

Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой

Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что говоришь

С умным речь – к разговору, а с безумным - в ссору

Хвастун вреднее моли

Чем похвалишься, тем и подавишься

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь

 

8. ХАРАКТЕР

 

Богу молись, а черта не гневи

В глаза хвалить все равно, что хаять

В тихом омуте черти водятся

Вольного бьют больно

Где порядок - там и удача

Глаза – зеркало души

Горбатого да упрямого не переделаешь

Грех сладок, а человек падок

Дисциплина учит, а расхлябанность мучит

Душа меру знает

Ешь не наедайся, пей не напивайся, вперед не забивайся, в середину не мешайся, назади не оставайся

Зажигает только тот, кто сам горит

И то бывает, что овца волка съедает

Каждая хитрость прикрыта глупостью

Кривое дерево  только пила исправит

Кто без дела божится, на того нельзя положиться

Кто боится, того и бьют

Кто всем угодлив, тот никому не пригодлив

Кто малым не доволен, тот большого не достоин

Кто много врет, тот много божится

Кто не умеет исполнять, тот не умеет и приказывать

Кто не умеет повиноваться, тот не умеет повелевать

Кто рано встает, тому бог дает

Кто смешлив, тот слезлив

Кто хочет от жизни толка добиться – тот ничего не боится

Кто хочет работать – ищет средства, кто не хочет работать – ищет причины

Легче новое дерево вырастить, чем кривое выпрямить

Легче счастья найти, нежели удержать

Много хватать - свое потерять

На сердитых воду возят

На смелого собака лает, а трусливого рвет

На трусливого много собак

На упрямых воду возят

Наскоре слепых рожают

Не бойся смерти, если собираешься долго жить

Не на зеркало пеняй, что рожа крива

Не силен - не борись; не богат - не сердись

Не торопись отвечать, торопись слушать

Не тот богат, кто богат, а кто малым доволен

Не тот впереди, кто обогнал, а тот впереди, кто за собой тянет

Не узнав горя, не узнаешь и радости

От радости кудри вьются, в печали секутся

Отсталый да ленивый всегда позади

Плеть обуха не перешибет

По течению только дохлая рыба плавает

Под лежачий камень и вода не течет

Подхалим подобен кошке: спереди ласкает, а сзади царапает

Пожалей чужое - бог свое пошлет

Порядок время бережет

Пришла беда - не брезгуй ею

Пустая бочка громче гремит

Свои собаки грызутся, чужая не приставай

Сладкого не досыта, горького не допьяна

Смелый там найдет, где робкий потеряет

Стоячая вода гниет

Тот зазнаётся, кому даром много даётся

Трудно быть смелым, если слаб телом

У драчливого кочета гребень всегда в крови

У кого желчь во рту, тому все горько

Хочу-половина могу

Цени по заслугам, а не по услугам

 

9.   ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ

 

Богатый совести не купит, а свою погубит

Воля и добрую жену портит

Где говорят деньги, там молчит совесть

Деньги потеряны – мало потеряно, здоровье потеряно – много потеряно, честь потеряна – все потеряно

Доносчику первый кнут

Завидущие глаза не знают стыда

Лучше свое отдать, нежели чужое взять

Не ищи, где полегче, а ищи, где почестней

Честь ум рождает, а бесчестность и последний отнимает

 

10. ПРОСТОТА И МУДРОСТЬ

 

Будь приветлив, да не будь назойлив

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив

Добрый разум наживешь не разом

Ешь – не кроши, а съешь - не проси

Живи просто, доживешь лет до ста, а кто лукавит, того скоро черт задавит

Живи просто, проживешь лет сто

Мудрость старости честнее

Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что говоришь

Не хвастай учением, а хвастай умением

Но первому зову в гости не ездят

Печать истины - простота, печать мудрости - скромность

Правдолюбивые долговечны

Рад не рад, а говори: милости просим!

У хитрого начала - скандальный конец

Хитрую птицу за клюв ловят

Хорош гость, когда редко ходит

 

11. ЧВАНСТВО И ГОРДЫНЯ

 

Гордость глупости сосед

Гордым быть - глупым слыть

Из хама не будет пана

Иное чванство хуже пьянства

Кто собой всегда доволен, тот разумом немножко болен

Не подымай носу: спотыкнешься

Порожний колос выше стоит

Пустой мех надувается от ветра, пустая голова – от чванства

Самолюб никому не люб

Чванство всегда не от ума, а от недоумия

Чванство не ум, а недоумие

 

12. ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ

 

Большая добыча хуже малой: и люди позавидуют и самому не впрок

Дающего рука не оскудеет

Денег нет - перед прибылью; лишний грош - перед гибелью

Деньги глаза слепят

Дорого да мило, дешево, да гнило

За очи товар не покупают

На что спрос, на то и цена

Неправдою нажитое впрок не пойдет

Нищета ум спасает

Нужда острит разум

Один слепнет от голода, другой – от золота

 

13. ВОРОВСТВО И ЖАДНОСТЬ

 

Без чего можешь жить - не трогай

Волк по утробе вор, а человек по зависти

Вора миловать – доброго погубить

Где трус да рвач, там не жди удач

Дурной глаз на осину взглянет, осина завянет

Кто малым не доволен, тот большего не достоин

Малого пожалеешь, большое потеряешь

Неправдой нажитое впрок не пройдет

Одна вошь идет, а за собой сто ведет

От поблажки воры плодятся

Пусти черта в дом, не вышибешь и лбом

Чужой бедой сыт не будешь

 

14. ЖИЗНЬ

 

Много спать- мало жить: что проспано, то прожито

Не живи как хочется, а живи как можется!

Чужая беда не дает ума

Чужим умом в люди не выйдешь

 

15. ДОБРО И ЗЛО

 

В горестные дни нужна твердость, а в радостные – осторожность

В ком добра нет, в том и правды мало

Кто злым спускает, сам зло творит

Лишнего не бери, души не губи!

Не видав горя, не узнаешь и радости

Не всякий в дело гож, кто лицом хорош

Не ищи беды: беда сама тебя сыщет

Пока есть хлеб да вода – все не беда

С высокого места больно падать

Счастью не верь, а беды не пугайся

Счастье, что волк: обманет да в лес уйдет

У злой снохи все люди плохи

 

 

 

 

16. СУД И РАСПРАВА

 

Богатому идти в суд – трын–трава; бедному – долой голова

В мутной воде хорошо рыбу ловить

В суд ногой – в карман рукой

В суд пойдешь – правды не найдешь

Виноват не виноват, а попался – поплатись!

За правду не судись, скинь шапку да поклонись

И правда тонет, коли золото всплывает

Из суда – что из пруда: сух не выйдешь

Кто любит свет, тот любит правду

Кто посмирней, тот и виноват

Мертвый да богатый не бывает виноватый

На одного виноватого по сто судей

Не бойся закона, бойся судьи

Не в силе бог, а в правде (Александр Невский)

Неправдою суд стоит

Перед богом ставь свечку, перед судьею мешок!

Поп ждет покойника богатого, а судья тягуна тороватого

Правда груба, а без правды беда

Судья что плотник: что захочет, то и вырубит

Судьям то и полезно, что в карман полезло

Узнавай купца по обману, а судью – по карману

Хитренький да насмешливый – от неума и щедрости

 

17. ДЕТИ, УЧЕБА И ВОСПИТАНИЕ

 

Богатство родителей - порча детям

Будет  в чести наука, будет и хлеб

Век живи – век учись

Великое родится только после Бога

Глупо рождено – не научишь

Глупому сыну не в помощь богатство

Жалеть сына – учинить дураком

Знание – половина ума

Знания  не даются без страдания

Из хорошей обезьяны не сделаешь и плохого человека

Корень учения горек, да плод его сладок

Кто спрашивает, тот находит дорогу

Кто учится смолоду, не знает на старости голоду

Лучше много знать, чем много иметь

Лучше умная хула, чем дурацкая похвала

Люби дело -мастером станешь

Начало науки – ум, начало ума – терпение

Не говори, чему учился, а говори, что узнал

Не красна книга письмом, красна умом

Не пером пишут, умом

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Не хвались отцом, хвались сыном – молодцом

От ученого набирайся ума, от мастера – сноровки

Похвала молодцу – пагуба. Хвала - первая порча

Почитай учителя как родителя

Сын отца глупее – жалость; сын отца умнее – радость, а брат брата умнее – зависть

Сынами славен, дочерями честен

У врача лечись, а у умного учись

Умел дитя родить, умей и научить

Учение – мать умения

Учение без умения – не польза, а беда

Учи других, и сам поймешь

Учи ленивого не молотом, а голодом

Учись не до старости, до смерти

 

18. МУЖ И ЖЕНА

 

В девушках-то все хороши

Всех злыдней злее жена злая

До поры до времени не сеют семени

Жена верховодит, так муж по соседям бродит

Красивый муж на грех, а дурной на смех

Лучше жить в тесноте, чем в обиде

Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле

Не выбирай нарядную, а выбирай догадливую

Не ищи красоты, ищи доброты

Один сын - не сын, два сына - пол сына, три сына - сын

От худого семени не жди доброго племени

У плохого мужа жена всегда дура

Учи жену без детей, а детей без людей

Честная жена – для супруга душа, а с хорошим умом и для всех хороша

 

19. О РУССКИХ

 

Русские медленно запрягают, но потом быстро скачут

Русский человек задним умом крепок

 

20. ПАРАДОКСЫ И ПРЕВРАТНОСТИ

 

Ближе к барину - ближе к плетям

Ближнего обидеть – самому в беде быть

Внешность обманчива

Всяко бывает на свете: и дурак едет в карете, а тот и с умом, да ходит с сумой

Дыма без огня не бывает

Ласковое теля двух маток сосет

Не все то золото, что блестит

Не красна изба углами, красна пирогами

От сумы да от тюрьмы не зарекайся

Перед свиньями бисера не мечут

Погибают не уставшие, а остановившиеся

Рыба гниет с головы, а человек от сердца

Счастье с бессчастьем на одних санях ездят

 



 

8.5

система подготовки учебников

О ВОСПИТАНИИ

 

отупляет детей

ориентация авторов учебников

психофизиологического развития современного школьника

чувств патриотизма

агрессивности

ставки на собственный труд

бесплодных учебников

ые правила

ученика заставляют учить

талантливые учителя

воспитывать из наших ребят серых, никчемных личностей

романтизации криминала

антивоспитание

математическим тонкостям

из живой речи

О подборе учебных предметов

позывов у школ к саморазвитию

здоровый образ жизни

учебниками талантливых авторов

казаться, но не быть

расползание бездуховности

интерес к жизни и к самовоспитанию

как заставить школу саморазвиваться

сборника пословиц

сборника пословиц и поговорок

Hosted by uCoz