Hosted by uCoz

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СУДЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Ни для кого не секрет, что принципы работы суда, судебных инстанций касаются лишь нескольких процентов населения, но все же в значительной степени влияют на психологию взаимоотношений в обществе, на его менталитет - для нашей цивилизации совсем уж бесстрашный и бездумный. И потому наша МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ уделяет этому немало внимания.

К сожалению, существующее судопроизводство, принципы которого восходят к началу прошлого тысячелетия (!), довольно громоздко, инертно и рассчитано скорее на крупные «резонансные» дела, чем на повседневные, общечеловеческие. Тысячи и миллионы мелких преступлений, проступков, наносящих в сумме огромный ущерб, либо затягиваются рассмотрением, либо вообще остаются без достойной общественной реакции. Вспомним, что сказал ВВП  лет 15 назад перед представителями российской элиты: «Наш суд так и не стал ни скорым, пи правым, ни справедливым». Казалось бы, еще шаг, и нашу систему судопроизводства ждет буквально переворот. На самом же деле просто добавили зарплату судьям, а суды оснастили компьютерами...

Изучение доступных материалов по разным известным нам видам судов показало, что они не меняют общей картины дела. Сейчас вопрос стоит о создании суда на новых принципах – суда достаточно адекватного с точки зрения задачи снижения антиобщественных поступков с соответствующим (не больше и не меньше) воздействием на виновных и потерпевших. Ответ был известен давно, со времен английского ученого Джереми Бентама, хотя подробно разработан лишь недавно – см. на сайте нашей академии кн. «ВОЗВРАТНОЕ ПРАВО»; рядом будет и  проект  положения о т.н. Общественном суде. Он сделает судопроизводство действительно «ценностной» категорией. Суд перестанет быть замкнутой корпорацией: слишком всё будет прозрачным. А если деяния судей подпадут под свои же судебные принципы, то начнется и самоочищение. Если наши юристы не будут цепляться за престарелые принципы, то за полгода все это можно будет ввести в жизнь.

Мир сейчас ускоренно переворачивается. Арабский мир начал просыпаться, и нам скоро доведется увидеть от ислама новые импульсы в развитии человечества - как это было во времена Римской империи. Те шаги, где мы уже что-то сумели найти, надо срочно реализовывать. Нам надо себе и другим показать, что мы не остекленели в своей профессиональной самоуверенности, что и мы можем бесстрашно поступаться совсем уж глупыми принципами, которые привычны и доходны крошечной боевитой доле общества вопреки всему обществу.

Часть материалов взято из обращения к Президенту страны и составлено по поводу его высказываний о суде и судопроизводстве 02 2011.

 

 

,

Пояснительная записка

 

Общественный суд (далее ОС, суд) создается с целью формирования  адекватной реакции общества на негативно отклоненное поведение физических и юридических лиц, наносящее определенный ущерб физическим лицам (гражданам), совершающих деликт, как правило, не регламентируемый существующим уголовным и иным законодательством, который, однако зримо снижает социальную безопасность граждан и качество (благополучие)  их жизни, отражается на морально-нравственной стороне общественных отношений.

(Экономический словарь: ДЕЛИКТ от лат. delictum — незаконное действие, правонарушение, вызвавшее нанесение ущерба и влекущее за собой обязанность его возмещения).

 

 Поиск в этом вопросе более адекватных решений  необходим потому, что принятая в правосудии система невольно, практически один к одному, отражается на поведении всех членов общества.

Надо постараться восстановить традиции общественного осуждения лиц, нарушающих нормы социальной справедливости, демонстрирующих пренебрежение достоинством и правами личности. Когда-нибудь на эту тему приходится задуматься.  Известно, что «при любой самой ужасной нравственной деградации всегда находится человек, у которого появляется мысль, что так больше жить нельзя, что надо менять отношение к своим собратьям». Сейчас ставится вопрос о создании в России специального Общественного суда.

 

Особенности концепции (замысла) предлагаемого ОС:

 

Суд создается в основном для противодействия антисоциальным явлениям, которые сейчас становятся все более значимыми для населения многих стран, но часто не отражается в законодательных актах – очевидно, из-за кажущейся мелочности (мизерности) наносимого ущерба и непригодности существующего концепта правосудия для таких явлений.

Подготовка Заключения суда производится на основании данных о размере нанесенного или замысливаемого ущерба  - а не алгоритмов его нанесения, которых в сотни и даже тысячи раз больше, чем способов определения  ущерба – всех видов вместе взятых: материального, физического, морального, социально-экологического... Это значительно упростит и ускорит судопроизводство, сделает его более адекватным («справедливым»), позволит охватить большее число социально значимых деликтов, освободит от них суды общей юрисдикции;

Методы и методики определения размера ущерба объявляются заранее, по крайней мере, за 10 недель до начала функционирования суда, они обсуждаются с приглашением населения и утверждаются по крайней мере на год для использования ОС в различных городах и регионах РФ.

Основной вид судебного решения – возмещение нанесенного ущерба в материальной, наиболее универсальной форме.  Это позволит подготовить население к адекватной восприимчивости решений ОС и главное – сыграет сторожевую, профилактическую роль, сделает нарушение социально обусловленных правил поведения невыгодным. К сожалению, существующие  сейчас иные модели наказания справедливо вызывают недовольство осужденных и к тому же делают потерпевшего самой ничтожной фигурой сегодняшнего правосудия, униженной многократно. Плюс огромные ошибки в выработке самого судебного решения от неточности законодательства.

Подача иска, как  предполагается, будет возможно не только пострадавшими (их, как известно, бывает и неопределенный круг лиц), но и третьим лицом – например, никак не зависящим от виновного лица, но наблюдающим негатив со стороны, - желательно с предусмотренным процентом вознаграждения от сумм компенсации за предоставленную информацию.

Именно на этих принципах  удастся создать  систему непрерывного выявления максимального числа случаев нанесения вреда населению и его компенсации со стороны виновных лиц – физических или юридических, что и будет необходимо и достаточно для защиты безопасности, публичного порядка, охраны здоровья и нравственности населения

При этом придется предусмотреть общие меры поощрения и защиты свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о фактах антисоциальных явлений,  о появлении экологического загрязнения производимой и реализуемой продукции, появления вредной для человека и способствующей деградации природы от агрессивной эмиссии со стороны действующих и остановленных производств.

В дополнении к общественному суду следует считать необходимым  создание постоянно действующих органов экспертизы, которые будут оснащены с самого начала подробно разработанными и обоснованными методами и методиками (например, на сайте п.16) со стимулами к поиску новых методов, охватывающих наибольшее количество реальных деликтов.

 

Наконец, в рамках местных органов власти или совместно с ними целесообразно создать специальный общественный орган – ГРУППЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, осуществляющих мониторинг социальной политики и практики, регулярное подведение социальных итогов (с выражением в виде количественных результатов по всем принимаемым и принятым законодательным документам в виде социального эффекта или ущерба и их эффективности с учетом произведенных или планируемых затрат) и постановку  вопроса о возмещении ущерба виновными при появлении негативных результатов. Это позволит сохранить и даже поддерживать лобби с общественно позитивной направленностью, но постепенно вытравит желание лоббировать другие проекты.

Результаты этого мониторинга должны послужить основой для составления карты социального состояния и степени развития  региона, города, страны, а также для представления населению данных об эффективности политики органов власти.

Этот же орган сможет взять на себя функцию экспертизы существующего национального законодательства для постоянных поисков недостатков и избыточности регламентируемых им функций – например, избыточности в финансовой отчетности, в налогообложении, межевании участков земли и т.д.

Это приведет к высвобождение из этих сфер массы высокоинтеллектуальных сил, которые можно будет направить – они сами себя направят на более производительные работы.

Под эгидой этой Группы можно осуществлять поиск, разработку и организацию выполнения социально значимых программ, направленных на рост материального благополучия, социально-экологического и санитарно-гигиенического уровня и морального удовлетворения населения.

 

Целесообразно предусмотреть также обязательное проведение социальной экспертизы законодательно планируемых местных реформ с внедрением в практику принятия управленческих решений действенных методов оценки их эффективности и последующее представление к материальной ответственности законодательного органа за введение нормативных актов, предусматривающих ущерб в любом виде, в том числе и за введение избыточных обязательных процедур, оплачиваемых населением.

 

Итак, общественный суд будет не только как отклик на чрезвычайные обстоятельства, но как регулярно действующий орган осуждения обществом и наказания виновных за весь спектр негативных деяний, которые сегодня наносят обществу огромный вред.

 

Этот суд сумеет охватить многие виды социальных просчетов, промахов, нарушений, жульничества, не оцениваемых сегодня из-за несовершенства укоренившегося подхода или вообще не замечаемых, таких как общественно полезная коррупция, существенное превышение цены на новый товар относительно ее полезности, откаты за счет работников, пропуск на тиражирование товаров с малозаметной, но существенной  ущербностью, хорошо скрываемой рекламой,  продолжительное сопротивление введению нового подхода к программам избираемых кандидатов – через проявление общественной полезности поддерживаемых ими проектов и т.д.  

Введение общественного суда позволит ввести такие инструменты (далее примеры взяты из жизни): • стимулирование чиновника к позитивному участию в общественно полезном деле и дестимулирование беспричинного  затягивания с исполнением своих обязанностей, например, подготовки разных разрешающих заключений и т.п., •  общественно вредное лоббирование в парламентах и наоборот -  затягивание с утверждением общественно полезных законопроектов, например, выполнения конституционного требования оплаты экологического ущерба, повышения платы за наносимый шум и неприятные запахи от соседей, пригревших у себя множество животных; • акриламид в чипсах, • невведение собственных производств взамен импорта с откатами, •  невведение компенсации за ущерб от автомобилей, • ценообразование на изделия с табаком и алкоголем без предусмотренной компенсации пассивным курильщикам и пострадавшим от попоек; • упрямство профессионалов, в том числе ученых, в отстаивании своих привычных установок (консерватизм), • лишние недешевые элементы в обязательных для оплаты рецептах, методиках, инструкциях, требованиях и т.д.; • увольнение учителей просто по старости – без претензий к качеству преподавания, • общественно вредные увлечения – например, в защиту бездомных животных. – Во всех этих взятых из жизни случаях страсти быстро угаснут сразу после введения практики предъявления к возмещению всего наносимого ущерба. Ибо этот ущерб окажется по определению значительно больше реально получаемых взяток – иначе это будет невыгодно взяткодателю.

При этом в процессе судопроизводства для сложных и масштабных деликтов можно будет привлекать лучших следователей, криминалистов, наиболее ответственные службы исполнения наказания. Ведь сумма их оплаты будет формироваться по принципу: постоянная величина + процент от нанесенного ущерба, и все это войдет в сумму, предъявленную для компенсации.  Туда же войдет оплата экспертизы и оценки нанесенного ущерба – материального (наиболее простого), физического, санитарно-эпидемиологического (более сложного, но открытого для расчетов с 1980-82 годов) и морального с привлечением социологических служб, но по новому алгоритму исследований, разработанному около 10 лет назад). Туда же войдет и социальный налог 13% в бюджеты местные и государственные, так что законодательные органы не будут долго сопротивляться этому нововведению. Наконец, вся эта сумма будет постоянно индексироваться на величину среднебанковского процента, так что осужденному будет прямой смысл как можно скорее идти сдаваться. И в конце концов, постепенно, все это сделает просто невыгодным нарушение общественного порядка.

 

Все, что надо любому человеку в обществе, - получить обратно отнятое, украденное виновным. Английский профессор Джереми Бентам это понял два века назад, разработал теорию нового судопроизводства, эту теорию тогда защищало и разъясняло целое движение его сторонников. Эту идею пытались применить Наполеон и Александр 1, но воспротивились этому практикующие  юристы, которым не захотелось переучиваться. То есть не был использован реальный шанс исправить ошибку времен Юстиниана. После этого были попытки повторить этот шаг, но они были слабыми.

Кроме того, только сейчас удалось понять, что эти суды могут и должны сосуществовать с остальными и сумеют завоевать свою нишу: защита общественных и личных интересов, не совсем успешно осуществляемых на основе нынешнего  законодательства.

 

 

К настоящему времени проработаны все доступные нам материалы по таким известным на сегодня видам судов:

Суд присяжных,

Арбитражные суды

Шариатский суд (для мусульман)

Общецерковный суд

Судебные инстанции Католической церкви

Общественные суды в СССР,

Общественный суд (над грузинскими фашистами),

Третейский суд (см. приложение).

 

Структура (форма) наиболее разработанного в последнее время закона, вводящего последний из них, будет принята для подготовки проекта закона РФ «Об Общественном суде РФ».