INTERNATIONAL PUBLIC

DEVELOPMENT ACADEMY

         129 336 Moscow, Startovaja-street, 11/517,    mail: А/Я 28, 129 336  Moscow, Russia129 336

 

МАОР

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 

                 Москва, ул. Стартовая, 11-517,                     для переписки: 129 336, Москва, а/я 28

 

 

 

 

 

6. СОЦИОМИКА – НАУКА И ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ БЛАГ

 

Конструктивная социология, можно сказать, в общих чертах замыкает арсенал методов оценки уровня социального развития и обеспечения социальной безопасности в рамках СОЦИОМИКИ, организующей всю социальную сферу. Эта отрасль по структуре аналогична ЭКОНОМИКЕ, которая в Интернете на запрос в поисковых системах «экономика – определение» описывается так.

 

ЭКОНО́МИКА – это:

Ø      наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования;

Ø      само хозяйство, то есть совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей.

Экономика подразделяется на научную и прикладную. Научную экономику также называют экономической теорией – наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, имеющих многоцелевое значение. Прикладная экономика изучает возможности приложения законов, теорий, предложений, разработанных экономической теорией, непосредственно для функционирования отдельных элементов экономических систем.

Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Объектом экономических наук является экономическая действительность.

Как результат господствующей сейчас доктрины капитализма, сейчас считается, что если государственная политика удачна, народ благодаря росту качества (эффективности) своего труда, более эффективного использования ресурсов и более эффективного управления будет с каждым годом потреблять все больше и больше товаров и услуг на душу населения [это очень большой вопрос] и жить во все более безопасном мире [тем более вопрос]. А это значит, что эффективная экономическая политика должна строиться в интересах потребителя». Вот это точно: должна.

Мы с вами воспользуемся предложенной выше схемой и представим по той же форме (но с заметными коррективами)  новую науку – социомику, которая формируется буквально у нас на глазах пропорционально тому, как социальная сфера поднимает свое общественное значение в нашей стране и во всем мире.

 

СОЦИО́МИКА – это:

Ø      сама социальная сфера, ее структура и ее функционирование, направленное на удовлетворение потребностей людей в социальных благах – товарах, услугах и условиях жизнедеятельности, включая нематериальные блага;

Ø      научно-практическая дисциплина, необходимая для изучения и совершенствования организации социальной сферы с целью оптимизации объема и качества потребляемых социальных благ по критериям их эффективности.

Как можно видеть, различия есть и по форме, и по содержанию.

Социомика как дисциплина тоже может искусственно подразделяться на научную (социальную теорию) и прикладную.  

Социомика как наука представляет собой отрасль социальных наук, объектом которых является социальная действительность. Прикладная социомика изучает способы приложения законов, теорий, предложений, разработанных социальной теорией, непосредственно для совершенствования функционирования отдельных элементов социальной системы.

Если государственная политика удачна, народ будет с каждым годом испытывать на себе ее положительные результаты в виде повышенных объемов потребления социальных благ до необходимого и достаточного уровня и главное улучшения их качества в направлении, обеспечивающем укрепление физического и психического здоровья людей, их безопасности, повышения работоспособности, духовного уровня и душевных качеств человека и его окружения.

 

ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИОМИКИ – разработка практических элементов конструктивной социологии и возможности ускорения социального развития рассмотрены в приложениях 09 и 10.

 

7. К ВОПРОСУ О ТВОРЦАХ И ТВОРЧЕСКИХ НОВАЦИЯХ

 

 Теперь мы можем сказать, что такое одаренный человек. – Это тот, который, не теряя связь с «землей», с реальной фактурой, может подняться на многие этажи выше и создать решение максимально простое, а следовательно устойчивое во времени и в пространстве, давно нужное, общественно полезное для многих, притом синтезировать его на элементах давно и хорошо известных.  И максимально доказать его реализуемость и эффективность. Очевидно, в его обязанности не входит переубеждение консервативно настроенных граждан, но, к сожалению, иначе ничто само собой в жизнь не входит.               

Заметим, что работы, не имеющие непосредственных прототипов т.е. как бы игнорирующие многочисленные мелкие разработки и положившие в основу своей работы наиболее общие принципы, известные часто многие сотни лет, будут замечены именно этим критерием (за счет большой величины В и Кразр). Таковой работой является, например, общая теория относительности - в отличие от специальной теории, которая основана на формальных преобразованиях математического выражения, полученного путём последовательного применения преобразования Лоренца. Однако, как известно, до конца общая теория доработана не была.

 

Об истоках возникновения творческих идей

 

Умением обобщать сложные образы наделены, увы, далеко не многие из нас. Но зато те, которые умеют это делать, дарят нам решения, которые меняют существенные стороны нашей жизни. Говорят, владеют этой способностью великие нашего мира. Умение находить общее решение любой задачи, видеть среди камней строящийся храм – колоссальный дар, дар, весьма необходимый практически. Великих отличает не только умение мыслить обобщенно, но создавать устойчивые конструкты, переходящие из поколения в поколение без принципиальных изменений. Как это у них получается?

 

И дар, и техника поиска

 

Умеющие пользоваться обобщенными образами работают во много раз экономнее и эффективнее, чем те, кто мыслит подетально. Это действительно и особый дар, и одновременно крест,  который несут немногие. Этот дар – высшая чувствительность и как следствие – высокая эмоциональность, позволяющая преодолевать огромные творческие и вообще любые преграды. Но, что интересно, этим наделены очень многие из нас, - НО! - все зависит от конкретного стимула в конкретной ситуации.

Вспомните напечатанную в свое время многими газетами историю про летчика, который что-то ремонтировал под крылом своего самолета и, обернувшись от притрагивания… лапы медведя, прыгнул без разбега на крыло – на высоту, заметно больше мирового рекорда. И никогда после этого в спокойной обстановке свой рекорд не повторил. Изобретения, которые так появляются, хороши тем, что, записанные на бумагу, они навсегда остаются людям.

Но далее нужна «спокойная обстановка» и для отсеивания «естественных шумов», и для прояснения главного. Легенда о том, что Таблица МЕНДЕЛЕЕВА родилась во сне великого химика, как утверждают его биографы, соответствует истине. Но это произошло именно потому, что он был давно заражен этой задачей, к тому времени он уже был великим и отличался огромным трудолюбием.

Когда-то, на каком-то юбилее Льва ЛАНДАУ, как утверждают современники и близкие друзья, ему в глаза сказали, что он гений. Он ничуть не смутился и тут же ответил примерно так: вкалываю, потому и гений.

 

Но еще о сне. Этим приемом пользуются многие. Намучайтесь за день над одной проблемой, сделайте на ночь прикидку плана и требуемых вопросов, а ранним утром или ночью, проснувшись, берите бумагу, ручку и пишите ответы – получаются заметки к дневному труду. Бывает и не на один день, бывает на год и годы. К сожалению многих следует предупредить: даже капля алкоголя все это делает невозможным.

 

И все же ЭМОЦИИ, СТРАСТЬ – это самые главные инструменты творчества. Они сопровождают нас при рождении всего великого, значимого, даже просто индивидуально ценного. Как говорят психологи, «эмоциональная напряженность, чувства, возникающие в период решения высокотворческих задач, выполняет функцию эвристик, направляя ход решения, суживая зону поиска». Еще ЦИЦЕРОН сказал: "Нет ничего в разуме, чего раньше не было в чувствах". А В.И. ЛЕНИН – для сегодняшних наших современников это покажется удивительным - сказал так: "Без человеческих эмоций никогда не было, нет и быть не может искания истины". В среднем люди способны только на репродукции – механические или интеллектуальные. Поэтому в школе нового типа должны обязательно учить не просто понимать новое, но учиться его находить, показывать пути его пробивания в жизнь, через человеческие судьбы, которые невольно были этим новым затронуты, учить воспринимать только те произведения художественного искусства, которые создавались великой страстью. Иначе тогда те произведения – искусства не очень великого и вообще не искусства.

 

По своей сути «эмоции есть реакция на недостаток информации и поиск способов заполнения пустоты». И одновременно апофеоз завершения акта ее преодоления. – В этом смысле творческий экстаз, как вы понимаете, имеет очень близкие сексологические аналоги. Да и вообще, роль эмоций глубиннее, биологичнее, чем просто интеллектуальный процесс работы нашей коры головного мозга. И  многократно интенсивнее – с соответствующим ростом затраченных калорий. Это могут подтвердить многие артисты, композиторы, изобретатели. А секс... он является не просто близким аналогом творческого процесса, но в то же время и прямым его конкурентом. Хотя вместе они, при правильном подходе, направлены на одно – на создание нового. Причем в обоих случаях хорошие дети бывают только при большой любви и от великой страсти. Вот вам и биологическое действие эмоций.

Но это отступление – о том, что именно нам помогает находить обобщенные решения и в то же время бороться за реализацию своей идеи. И любовь к делу, к своей идее, к своей родине и тем более уверенность в возможность заслуженной (именно заслуженной!) реализации идеи играют в этом далеко не последнюю роль. Новатор обязан пылать, иначе ведь, имея в виду, что в пространстве и во времени энергия снижается по квадрату, его никто не услышит. Помочь может (должна) и своевременная, правильная, комплексная оценка общественной значимости наивысших достижений, которые могут совершать действительно радикальные прорывы в будущее. Еще очень необходима для общества, которое хочет развиваться, а не делать вид, жесткая ответственность Лиц, Принимающих Решение (ЛПР), за своевременное использование этих достижений для блага тех, на чьи деньги они (ЛПР) живут.

 

Предмет гордости – и помеха для восприятия

 

Итак, высокий уровень обобщения, новизны – это первый предмет гордости изобретателя.

НО это и основная помеха для восприятия нового всеми его современниками. Однако прогрессивное отличается от старого не только высоким творческим уровнем, большим подъемом вверх, но и, главное, значительным потенциалом: за счет скачка эффекта при переходе от старого производства к новому, от старых ценностей к новым, и за счет широкого  потенциального охвата, большого масштаба воздействия.

Причем отношение к этому новому со стороны специалистов-профессионалов, как правило привлекаемых нашими ЛПР для обоснования принимаемых ими решений по всем нововведениям и для самоохраны, часто имеет, скажем так, тождественно отрицательный характер с быстрым нарастанием этого отношения во времени в обе стороны от момента создания новшества: и назад, в ретроспективу, и вперед.

Рассмотрим первую сторону, в ретроспективе. Чем раньше была необходимость в новшестве и чем раньше была возможность его создания (и, следовательно, чем "выше его неочевидность"), тем больше оснований для скрытого упрека в адрес традиционных специалистов в том, что ранее это не сделали они сами и тем самым допустили ежегодные потери для общества, равные величине годового эффекта новшества. Как мы знаем, эти потери иногда выражаются не только в деньгах, но и в человеческих жизнях.

Упорное сопротивление специалистов любому, в том числе простому на первый взгляд нововведению сегодняшние психологи и науковеды объясняют как нежелание современников-специалистов принять на себя весь груз ответственности за прошлые преступные просчеты – и себя, и своих коллег, нежелание положить пятно на всю свою профессию. Но здесь и больше личная психологическая дефективность, интеллектуальная лень, и просчеты права, законодательства. Так или иначе, чем больше неочевидность того или иного новшества, тем больше эти просчеты – неважно, выражаются ли они в рублях или жизнях.

Вот так – как упрек в недосмотре – проявляются потери от высокой неочевидности изобретения, т.е. потери "назад".

Вторая сторона сопротивления новшествам с высоким потенциалом определяется потерями "вперёд" от момента их создания. Причина ее проста - это естественная человеческая косность, косность узкого специалиста, то, что МАРКС метко назвал "профессиональным кретинизмом". И тривиальная зависть.

Новшество, тем более высокого уровня творчества, новизны, всегда рождается в стороне от проторенных узкими специалистами столбовых дорог. Поэтому, естественно, с самого начала находит в них вполне искреннее непонимание и вызывает некоторое невольное сопротивление. Но затем, даже поняв всю суть, то и другое активно растет и быстро крепнет, причем чем дальше, тем больше. Иногда все прерывает только смерть.

 

Говорят, Майкл ФАРАДЕЙ (1791 – 1867), активный сторонник корпускулярной теории света, был до конца своих дней ярым противником электромагнитной теории света, умело защищал от сторонников Д. К. МАКСВЕЛЛА честь своей школы. Однако через 50 лет после смерти во вскрытом его завещании были обнаружены работы, свидетельствовавшие о том, что электромагнитная теория была им разработана даже чуть ли не лучше, чем ее открывателем. С годами настойчивости интеграл вины, выраженный в рублях или в человеческих жизнях, растет, и трезвый расчет показывает: признать свою вину – это значит взять на себя груз всех просчетов не только своих коллег "до того", за время до рождения изобретения, но и реальный груз вины своей лично "после этого". Побороть в себе это запоздалое чувство вины может далеко не каждый. На примере Фарадея видно, что есть еще причины этического характера. Трудно сказать, всегда ли даже эти причины все вместе могут оправдать регресс, то есть недоданный обществу эффект или нанесенный ущерб...

Новое изобретение, тем более высокого уровня обобщения, – это, как правило, и новые элементы. Когда появился первый автомобиль, многие конструкторы телеги, дилижанса оказались явно не у дел. Их прежняя учеба, работа как бы перечеркивалась, обнулялась. Мало того, кто-то, может быть, не успел пустить в ход свою статью, кто-то не успел защититься… В будущем кому-то надо будет переучиваться, что-то переделывать.

Вот совсем близкий для данного предмета пример: метод оценки изобретений. Он устанавливает количественно ранг и даже формализует оценку основных критериев «охраноспособности» изобретений, т.е. умеет определить: то, что подано в заявке, – изобретение оно или нет? И даже: "насколько" оно изобретение? – Чего казалось бы лучше? Но этот скачок нелегко преодолеть специалистам, которые все еще спорят на тему: что такое – новое, а что – существенно новое, чем отличаются существенные признаки от несущественных и т.д.

Далее бы надо вспомнить об извозчиках. Скольким из них грозил безработицей автомобиль и для скольких автомобилизация действительно обернулась настоящей жизненной драмой! Страх перед неизвестностью, согласитесь, – тоже далеко не лучший стимул для восприятия нового.

Наконец, не последнюю роль в формировании общественного мнения против любого нового играет пассажир и просто сторонний наблюдатель. Пассажир привыкает к запаху кобылы, к тиканью механических часов… Обыватель был уверен, что Земля плоская,  что она твердо стоит на своих слонах, и вдруг – удар! – Земля-то круглая, и к тому же, оказывается, вертится где-то в пустоте! Был твердый рабочий день: приходить в 9, уходить в 18. Предложили Гибкий рабочий день. Тогда это была новинка и разрешала приходить и уходить с работы почти когда угодно, лишь бы число проработанных часов была равна нормативному. Но кто знает, что он с собой принесет! Поэтому в самом начале борьбы за введение Гибкого рабочего дня во ВНИИГПЭ почти все руководители говорили "нет". Это "нет" пришлось не без труда пересиливать более 3-х лет. А потом, после введения,  на этом режиме долго трудились около двух тысяч человек и по собственной воле никто с него уходить не хотел.

 

Да, пока прогресс делался и делается только революциями, большими и малыми. Между ними – становление, период устойчивости и потом… снова неизбежный кризис. Годы задержки с внедрением нового и прогрессивного ведут к накоплению массы недостатков. И одновременно от этого повышается болезненность последующего взрыва. В приложении 10 можно увидеть, как были несколько исторических попыток повернуть социализм на социальные рельсы, вообще на рельсы эффективного развития, и как они проваливались одна за другой. Так погиб социализм.  Поэтому целесообразно непрерывно отслеживать все возникающие противоречия, в конце концов ввести мониторинг социальных недостатков, чтобы  не доводить явление до состояния длительного застойного кризиса. Тогда преобразования не были бы столь болезненными. Исходя из наконец-то объявленном курсе страны на инновационное развитие, науке о новом – НОВИСТИКЕ – суждено развиваться, и она займется этим серьезным вопросом тоже.

После мощного финансового  кризиса 2008 года поведение на рынках всех стран начинает постепенно меняться. Появляется наконец-то мнение, что на смену концепции максимизации в удовлетворении потребностей, у нас, в России, еще очень популярной, приходит концепция "эффективного потребления": "от большего – к лучшему – к разнообразному – к наиболее эффективному", с максимальной отдачей на рубль затрат. Потребитель учится даже не оптимизировать, но минимизировать свои потребности, повышая отдачу на каждый вложенный рубль, доллар... Приведенные выше подходы пригодны к этому как нельзя лучше, делая возможность определять главное – эффективность общественных затрат как соотношение результатов и затрат.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Находки гениев, больших талантов, дают очень много, их годовой эффект бывает огромен. Во-вторых, они живут очень долго, их используют изобретатели и ученые для производства новых, может быть, еще более полезных систем, их воспроизводят в разных книгах, учебниках, в технических, научных и организационных комплексных разработках. И чем значимее, творчески более высоким было первичное новшество, тем более перспективным будет комплексное новшество, тем выше будет его срок морального износа – СМИ.

Мы должны понять: высокий СМИ и высокая эффективность – это первейший предмет гордости изобретателя и особенно настоящего ученого. Собственно, и разработчику нелишне получать технические объекты, которые будут жить подольше – не год, не два, а может быть долгие годы и даже десятилетия.

Гордиться этой величиной научиться легко: кому не ясно, что десять лет – это в два раза лучше, чем пять? Наука – это десять, новая техника – это вроде должно быть пять. Но бывает всякое. СМИ, равный пяти годам, обеспечивает иное рационализаторское предложение.  А наука иной раз позорно ограничивается годом и даже меньше. – Представляете, что это за разработка, если еще не воплотившись в металл, она уже постарела, уже кто-то ее обогнал?

Итак, имеется возможность определять годовой эффект, рубли в год, и срок морального износа в годах. Их произведение дает полный потенциал новшества (в рублях, долларах, евро...). Остается определить вероятность его реализации. Он зависит от того, на каком этапе мы рассматриваем данное новшество. Одно дело, если оно только что сформулировано и объявлено, другое дело, когда мощный научный коллектив его исследовал, подтвердил и дал рекомендации на инженерную разработку. И тем более, когда это новшество превратилось в работающий макет и даже в серийный образец.

Так и появляется величина реального потенциала, по нему и надо судить о вкладе новатора в общественное развитие. Естественно, здесь дана лишь общая схема оценки, причем только социально-экономического эффекта, без многих деталей, которые при необходимости можно выяснить по книгам или Интернету.

 

 

Hosted by uCoz