Hosted by uCoz

О ПРОВЕДЕНИИ ЭТАПОВ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

В СТАНОВЛЕНИИ УНИВЕРСИТЕТА ТВОРЧЕСТВА

В КУРОРТНОЙ ЗОНЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ

 

Концепция образования, положенная в основу данного проекта создания Университета творчества (УТ), кроме Минобрнауки РФ от 28 ноября 2008 года, получила одобрение Ассоциацией творческих учителей России (на нашем сайте есть в п. 6). А через полгода, как уже сообщалось выше,  нам удалось найти самостоятельное подтверждение этой концепции в одном подробно разработанном документе Евросоюза - общеевропейской программе, изложенной в  DECISION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL concerning the European Year of Creativity and Innovation (2009):  «The European Year of Creativity and Innovation -2009», по которому Европе надлежит жить последующие годы, а может быть и десятилетия.

Концепция Евросоюза проведена через решение Европейского Парламента. Оно представлено на нескольких языках европейских стран, что упростило нам понимаемой сути. Главное, чем эта суть отличается от ранее в массе появляющихся в легковесной печати, - серьезное отношении к феномену творчества как к высшей человеческой способности, которая уже фактически участвует в становлении нашей цивилизации и в той или иной степени  поднимает благосостояние народа - и именно творчество через создаваемые на его основе новации (после реализации - инновации) позволит совершить ускоренный выход из нынешнего кризиса, преодолеть риски глобализации и, с другой стороны, поможет карьерному росту учащихся – школьников и студентов. Там даже прозвучало важное понятие синергизма (ранее четко определенное нами количественно).

Благодаря нашей работе в рамках очень близкой концепции в течении последних 30-35 лет мы имеем вполне определенный задел, и не малый. И поэтому совместно с вложенной энергией ваших специалистов предлагаемый университет в данной области может стать элитным учебным заведением. Первая публикация о нем, кстати, появилась в журнале «Элитное образование» № 6 (77) за 2006 год.

Имеющийся у нас значительный задел на эту тему, возможно, позволит поставить со временем вопрос о создании международного Университета   творчества  - русско-германского (если положительно ответят 1-2-3 германских университета) или даже евро-российского, если качество нашего исполнения этой идеи положительно оценят другие страны ЕС и тем более Еврокомиссия или Европарламент.

Со временем, возможно, этот университет можно будет поместить под крыло ЮНЕСКО. Денежных средств это, видимо, не добавит, а возможности для общения с заинтересованными организациями – вполне возможно.

 

О ЗАДАЧАХ УНИВЕРСИТЕТА ТВОРЧЕСТВА

 

Очевидно, надо делать ставку на подготовку трех категорий специалистов:

Ø     для работы в качестве экспертов по новационному развитию для работы на предприятиях, в НИИ, в самостоятельных консультационных фирмах, работающих по приглашению,

Ø     педагогов для работы в вузах - преподавания по специальности «новационное развитие» и

Ø     учителей творчества общеобразовательных школ.

 

По своему принципу создание этого университета не является в чистом виде бизнес-проектом, это будет центр подготовки специалистов для страны, которая поставила задачу инновационного процесса  развития.

Насколько нам известно, это будет первая за многие сотни лет письменно и устно высказываемых нареканий практическая попытка перевести принцип обучения в школах, а может быть и институтах от «накопительно-нагнетательного» на «понимательный» и «конструктивный», без необходимости запоминания огромной массы информации, которая в подавляющем большинстве никем из нас не применяется в жизни (а это, по исследованиям, почти 90 процентов), с  соответствующим  истреблением здоровья учащихся - и физического, и психического.  Но оставленные знания должны будут преподаваться максимально образным, наиболее продуктивными методами, позволяющими ее воспринимать и понимать подавляющим большинством учеников. Представление отставленных порций знаний по отдельным предметам предусматривается только по добровольному желанию учащихся -  тех, которые имеют к ним особое предпочтение. Можно быть уверенным, что такой подход только повысит – но ни в коей мере не снизит образованность нации, поднимет ее здоровье и скорость развития – и экономического, и особенно социального.

Так из ноосферы, сферы, выделившейся из биосферы в последние сотни лет благодаря активной интеллектуальной деятельности человечества, будет постепенно выделяться заметная прослойка креасферы, сферы творчества.

 

Обучение в Университете может быть как на платной, так и на бесплатной основе, во втором случаю безотносительно к возрасту. Если будут соблюдаться основные цели и формы работы университета и его внутренние порядки (типа здорового образа жизни, здорового питания, обязательные физические работы – например, при строительстве новых корпусов и т.д.), то при соответствующей рекламной (разъяснительной) кампании найдется достаточно обеспеченных семей, которые захотят учить своих детей в этом вузе. Тем более, что там непременно должна быть военная кафедра, необходимая и для нужного тонуса учащихся, и для освобождения ребят от армии.  В идеале, как написано в полной концепции УТ, оплата должна рассчитываться обратно пропорционально успеваемости учащихся по результатам экзаменов и зачетов, проводимых 1-2 раза в год.

Университет должен включать комплекс зданий из нескольких учебных корпусов на 300-500 учащихся, соответственное количество коттеджей для проживания студентов и преподавателей, которые они же для себя под наблюдением квалифицированных специалистов и будут строить. Этот комплекс должен быть достаточно отграничен от развлекательных и т.п. заведений, со своим блоком питания, со снабжением продуктами, по возможности проверенных по экологической чистоте. Желательно добиться полного запрета на употребление алкогольных напитков и курения, не говоря уже о наркотиках. В то же время, в комплекс будут приглашаться деятели высших искусств, духовные лидеры разных учений, проповедующих высшие этические нормы. И прежде всего воспитывающие понимание пагубности нанесения ущерба другим людям и своему здоровью. Носители высшего общественного творчества должны быть воспитаны именно на этих принципах.

 

Однако мы прекрасно понимали и понимаем, что сразу полномасштабное внедрение этой программы потребует значительных затрат, которые дадут результат только через определенный подготовительный период – собственно, как при становлении любого другого вуза. Переход на полномасштабную реализацию проекта, если не будет принято масштабное решение муниципальных или государственных органов, можно осуществить  только последовательным приближением, начиная с минимального уровня.

 

 КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

 

На данном этапе целесообразно ставить вопрос о разработке специального переходного периода - поэтапной реализации концепции УТ в рамках какого-либо хорошо известного вуза. На начальных этапах это позволит использовать его уже работающие структуры и снизить до минимума финансовые затраты на создание самостоятельных оргструктур.

 

Для Калининграда и Калининградской области среди таких вузов наиболее целесообразным можно считать  КГУ им И. Канта и/или Калининградский Государственный Технический университет. Предварительно будем иметь в виду КГУ, который обладает большим числом факультетов и кафедр, из состава которых наверняка удастся подобрать необходимое число преподавателей и аспирантов (первоначально 6-10, а затем 15-30), которые будут заинтересованы в данном проекте и отвечать нужному  перечню требований  - умению видеть недостатки в реальной жизни, в реализации возможностей своего предмета по сравнению с возможностями, которые на сегодня представляет максимальный уровень его достижений. Они после соответствующего обучения смогут обеспечить  чтение лекций и проведение мастер-классов, семинаров в нужном ключе и на достаточном уровне и с сентября согласятся по определенным взаимосогласованным срокам  непрерывно проживать  в местах проведения учебных занятий (например, в Светлогорске), научившись  проводить их методами погружения.

Что касается подготовки самих этих преподавателей, то эту подготовку можно будет провести как в городе, так и в области, по взаимному согласованию и по мере возможности.

Кроме того, КГУ обладает тесными связями с вузами зарубежных стран, из которых, имея в виду новые требования Европарламента, можно будет без особого труда найти нескольких преподавателей и даже будущих учащихся.

Имея в виду будущий большой вклад КГУ в образовании УТ, придется подумать, как значимо быть полезным КГУ в будущем. Однако уже сейчас ясно, что знания о принципах общественно полезного творчества, полученные педагогами КГУ, могут быть использованы ими в своей повседневной работе.

Итак, ниже будут рассмотрены этапы становления УТ.

 

Этап 1: март – август 2010 года

 

По рекомендации наших специалистов, целесообразно воспользоваться факультетом повышения квалификации одного из устоявшихся вузов, сделав при нем самостоятельную кафедру – Кафедру творчества, например, на летний период, который придется полностью посвятить подготовке преподавателей для их работы с сентября следующего года. Одновременно потребуется дать на общее обозрение необходимую информацию о начале работы (с сентября) Послевузовских образовательных   курсов по подготовке преподавателей вузов и школьных учителей по специализации «творчество и инновации» с некоторым минимумом приема учащихся на бесплатной основе, остальных пока без ограничения. Имеет смысл рассмотреть возможность привлечения групп от предприятий, например, для повышения эффективности их реструктуризации, использования внутренних резервов предприятий и т.п.

 

Из работников кафедры для работы на постоянной основе, в офисе,  потребуется завкафедрой, его заместитель по науке, 1-2 помощника и секретарь.

 

На этом этапе идет подготовка материалов по следующим предметам:

 

1.    Теория общественного развитии. Общественное развитие как сумма эффектов от реализованных нововведений; определение новации как системы с общественно полезным вкладом, определяемым  масштабом использования и синергическим, или системным, сверхсуммарным эффектом, т.е. разностью отношений результатов и затрат (уровня качества и удорожания)  как главным внешним проявлением высших творческих достижений; совершенствование средств распознавания общественно значимых нововведений путем количественной оценки их общественной полезности, экономического, социального и экологического качества, конкурентоспособности и перспективности, т.е. срока морального износа на основе данных о начальной эффективности и начальной новизне – все это для определения эффекта как побудительного мотива для их реализации, сопоставления результатов и затрат, а также для различения среди тысяч рядовых новаций особых новаций высшего общественного значения, появляющихся не чаще единиц в год, в десятилетие как высшие всплески во времени и в пространстве,  определяющие крутые повороты в развитии человечества; социальная ответственность, отсекающая по возможности все негативные проявления в процессе обновления общественного развития, возмещение ущерба как универсальный способ снижение опасностей намеренно организуемых и даже случайных рисков, как пример - гибель социализма из-за отсутствия  системы общественного саморазвития и принципы организации такой системы в будущем.

 

2.    Технологическое развития – проблемы и ограничения. Техническое изобретение как система технико-технологических элементов, ее основные свойства; Универсальный классификатор изобретений как иерархическая сверхсистема общественного развития; целесообразность, возможность и правила патентования; задача технологического развития с наивысшими общественными  приоритетами и минимальными социальными и социально-экологическими рисками; продовольственное развитие – повышение количества и качества продуктов питания как основная проблема выживания человечества.

 

3.    Социальное развитие и социальная безопасность. Социальные технологии – например, особые виды сертификации товаров, услуг и производств, гибкий рабочий день, производственно-образовательные комбинаты типа сельскохозяйственного комбината «лицей, интернат, вуз» и т.п.; организация на международной основе системы стимулирования авторов достижений пропорционально эффективности достижений – типа Нобелевского комитета 2, но без нарушения основных пунктов завещания Нобеля; разработка на основе принципа возмещения наносимого ущерба стратегии и тактики противостояния коррупции, административной и корпоративной косности и консерватизма,  противодействие  социальным атакам, рискам и вызовам глобализации и наоборот - применение средств использования ее возможностей; социальный патент, авторская система социальных изобретений.

 

  

4.    Восприятие культурных ценностей и взаимоадаптация культур. Оценка по критериям общественной и личной полезности взаимного интереса и взаимной влияния культурных ценностей с точки зрения развития творческих способностей, подавления вредных наклонностей, наносящих вред психике, здоровью и наследственности, и ускоряющих процесс гуманизации человека и человечества; изучение взаимного влияния  переноса культурных ценностей, в частности,  на примере русских немцев калининградской области.

 

5.    Совершенствование человека и повышение его творческой активности. Творчество как конструктивный отклик на замеченные недостатки, т.е. на явные случаи нанесения вреда, - отклик по заказу или по инициативе; особые  приемы поиска недостатков в быту, на рабочем месте…, тренировка предчувствия потребности и возможностей, социализация сознания и подчинение себя общественным интересам, понимание общественного вреда от общественного недоразвития; творческий акт как возбужденная интуиция; различные приемы активизации творчества; особые образовательные технологии, включая переповтор информации из класса в класс, но с непрерывным повышением уровня; смешение учащихся разных возрастов, введение преподавания методов творчества; методы  особых психологических воздействий для младшего возраста, не восприимчивого к восприятию знаний в общепринятой вербальной форме;  гармонизация проблем общественного развития и эволюции политических приемов; социализация  и гуманизация  реальных психотипов, «глубокая» этика и эстетическое воспитание; физическое совершенствование; поиски методов оптимизации пищевых предпочтений человека; роль в карьерном росте физического здоровья, творческой потенции,  риторики, отдачи себя развлечениям, политической деятельности и т.д.

 

ВСЁ обучение будущих преподавателей будет ориентировано на завершение теории практическими занятиями в виде мастер-классов, деловых игр и т.п., которые займут 40-60 процентов всего времени и будут посвящены практической выработке компетенций - закреплению полученных знаний и приобретению  навыков владения ими на практике. Это будет проводиться на примерах, подготовленных преподавателем и по возможности задаваемых учащимися: например, если группы будут сформированы из состава работников производств – из их производственной практики; для преподавания в школах примеры будут браться из повседневной жизни. 

 

На проведение 1-го этапа речь пойдет о следующих финансовых затратах:

Ø     оплата в течение 5-6 месяцев (оптимально с марта по июль-август) работы как минимум 6-10 преподавателей (из них из Москвы 2-3 человека), которые должны будут подготовить: дополнительный к этому составу  ряд  преподавателей (всего по сокращенной программе 10-30 человек в зависимости от поступивших заявлений на обучение) и необходимый набор рукописей учебных пособий на следующий учебный год, - при средней оплате по минимуму 15 тыс. руб./мес. (+,- 50%) это потребует от 5х6х15 до 6х10Х15, т.е. от 450 до 900 тыс. руб.

Ø     оплата проезда от Калининграда (если учеба будет на территории области) и от Москвы, всего порядка +10 %,

Ø     оплата технического персонала для обеспечения работы необходимой техники, набора текстов и т.д., в том числе, при необходимости, привлекаемых работников +20 %,

Ø     оплата их проживания в достойных условиях, реально по 10 тыс. руб. в месяц, итого 300-600 тыс. руб.,

Ø     оплата копировальных работ в необходимых экземплярах для обеспечения преподавателей и учащихся, всего порядка 100 – 300 т.р.

Ø     оплата стипендий «бесплатной» группе учащихся – если это безусловно необходимо.

Итак, на 2-й этап потребуется от 450х1,3 + 300 + 100 = 0,985   до   900х1,3 + 600+300 = 2,1 млн. руб.

Каждая из статей поддается обсуждению.

 

Особый вопрос – аттестация. Первоначально проще всего этот вопрос решить,  представив новое  направление всего лишь как специализация близкого по сути направления вуза, выбранного в качестве базового. То есть направления, уже давно аттестованного с хорошо отлаженным процессом обучения – если, конечно, «владельцев» этого направления удастся заинтересовать.

Возможна также организация работы данного направления как элемента  межпредметных связей. Но это придется рассматривать самостоятельно и в любом случае на месте с вузовскими сотрудниками.

 

Этап 2: с сентября 2010 г.

На том же или на специально созданном Факультете творчества или в Институте творчества при КГУ организуются целевые кафедры (отделы) по перечисленным выше предметам по тем же специализациям для введения Послевузовских образовательных курсов. Одновременно оцениваются реальные перспективы набора учащихся на дальнейшие годы и готовятся материалы для прохождения собственной аттестации. Естественно, все это надо делать, не утаивая от базового вуза своих намерений. Видимо, при желании КГУ, имея в виду его помощь, ему должны быть передаваться все наработанные технологии.

 

Средства от частных лиц, выразивших учиться по второму этапу на платной основе, учащихся от предприятий, готовых направить на учебу своих наиболее продвинутых работников, пойдут на дополнительную оплату труда преподавателей и на подготовку третьего этапа  развития. Эта подготовка  должна начаться с 1 марта 2011 года.

 

Этап 3: с марта 2011 г.

Поиск средств и подготовка других материалов для перехода на начало реализации Университета как самостоятельного учреждения.