INTERNATIONAL PUBLIC

DEVELOPMENT ACADEMY

         129 336 Moscow, Startovaja-street, 11/517,    mail: А/Я 28, 129 336  Moscow, Russia129 336

 

МАОР

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 

                 Москва, ул. Стартовая, 11-517,                     для переписки: 129 336, Москва, а/я 28

 

 

 

 

! Предложение: распечатывать все стр. только после знакомства с первыми двумя.

 

УВАЖАЕМЫЕ ИЗДАТЕЛИ И КОЛЛЕГИ!

 

РАЗРЕШИТЕ СДЕЛАТЬ ВАМ НЕ СОВСЕМ СТАНДАРТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОУЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ, КОТОРЫЙ НАША АКАДЕМИЯ ОТРАБАТЫВАЕТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. В значительной степени он касается и издательской деятельности

 

Речь идет о реорганизации нашего образования – правильнее сказать, об экспериментальной имплантации в его тело, начиная со школы, новых принципов - системы направленного обучения искусству и науке творчества, умению видеть в окружающем мире недостатки и их наиболее эффективно исправлять инновационными методами и максимально эффективно. Вопрос подготовки для этого учебников – один из главных.

 

То, что школа будущего будет школой творчества, говорили многие исследователи, вплоть до специального внимания Римского клуба. Но мы за десятилетие разработки, кажется, наиболее близко подошли к разработке вопросов реализации этого нововведения. Это произошло не случайно: специалисты нашей академии вопросам теории и практике творчества отдали в целом десятилетия, некоторые - с 1973-75 гг., подробнее  см. прилагаемые разделы из книги (брошюры) «ШКОЛА БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕГО», которая сейчас отрабатывается для издания.

В скромном формате, объемом всего на 6-8 а.л., да еще с нашей предоплатой, ее, наверное, можно будет издать в любом из ваших издательств, отобранных нами из наиболее известных. Или в других.

 

Но у нас к вам более широкое предложение: тем, кто, прочитав присланное вложение, сумеет оценить масштабность и перспективность предлагаемого нами направления или представит для себя определенные экономические выгоды, мы  предлагаем взять на себя издание брошюры в виде  более «нескромном» и на средства издательства (издательств) с выделением для нас установленного гонорара. Это был бы лучший вариант. Скорее всего, тираж этой книжонки будет немалым,  какой именно – вам знать лучше.

И еще есть следующий вариант, в продолжение: тем, кто уверует в перспективность нашего проекта, мы предлагаем войти в наш Творческий союз «НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (ТСНО) в качестве полноправного члена и далее, в случае его успеха, получить все права на издание необходимых книг и учебников. В этом случае мы будем просить от вас  рекомендации фамилий авторов, которым вы верите,  для подготовки вместе с нами новых книг по совершенно новому разделу учебной программы (их список предусмотривается дать в р. 4); далее предстоит начать постепенно переиздавать по новым требованиям специально отбираемые по взаимосогласованным критериям уже выпускаемые учебники.

Ниже для лучшего разъяснения актуальности нашего проекта мы воспользуемся (а в представленных вам разделах книги уже воспользовались) терминологией и высказываниями, предложенными в описании Проекта аналитического доклада созданного по результатам выполнения программ компонента “Учебное книгоиздание”, http://ps.1september.ru/2005/05/15.htm. Этот проект поднял и решил ряд очень вопросов, интересных и для обсуждения нам с вами.- Цитируемый текст представлен ниже курсивом.

Основная квинт-эссенция этого проекта – предложение т.н. компетентностного подхода, который предполагает, что в образовании его результат не может и не должен приравниваться к самому процессу передачи знаний, умений, навыков. Введение понятия “компетентность” заставляет рассматривать образование как условие достижения “необразовательного” результата – индивидуальной способности, которая формируется (или не формируется) у учащегося.  Как нам представляется, по сравнению этим предложением - без сомнения, прогрессивным - разрабатываемый  нами проект обучения творчеству будет заметным шагом вперед. 

 Авторы проекта подробно рассмотрели проблему  создания учебников принципиально нового поколения, которое, по их мнению,  невольно потребует привлечения к их подготовке новых авторов, поскольку именно с их помощью легче преодолеть стереотипы, присущие учебным изданиям традиционного типа. Если мы с вами будем вместе работать, это придется учитывать.

Это ясно, что подготовка учебников нового поколения не может не потребовать и нового алгоритма их осуществления: в практике работы западных издательств в роли инициатора создания нового учебника, как правило, выступает само издательство. Оно проводит маркетинговый анализ рынка и формирует проект нового учебного издания. Под сформированную задачу подбирается команда разработчиков нового учебника. Все службы издательства работают на одну общую идею. Это позволит раскрыть творческий, созидательный потенциал всей команды. – Мы бы преложили вам подумать о таком алгоритме в отношении планируемых нами учебников. Конечно, он потребует введения от издательства (или издательств, если их будет несколько), выбравшего тот или иной учебник для дальнейшего сопровождения, определенных материальных затрат на работу команды - с условием, если иначе будет невозможно, снижения гонорара при реализации изданных учебников.

Авторы цитируемого материала, кроме того, отмечают обычные для сегодняшнего времени проблемы с решением следующих  немаловажных, можно сказать, общенациональных задач: обеспечение учебной литературой малообеспеченных слоев населения, высокая стоимость обучения и проблема несоответствия квалификации большинства учителей современным требованиям. Поэтому, считают авторы материала,  столь важен механизм выработки общенационального заказа образованию, адекватного понимания этого заказа издательствами, авторами, учителями, родителями и др. В этом случае ваши уже установленные контакты с Министерством были бы особенно ценными.

Нетрудно будет видеть, что в нашем случае не будет особых вопросов с окупаемостью издания и распространения книг по тематике общественного развития – эта проблема достаточно универсальна практически для всех отраслей и гораздо более стабильна по сравнению с развитием каждой предметной отрасли в отдельности . Поэтому после достижения номинальной окупаемости можно будет, видимо, широко использовать Интернет-методы распространения и обучения.

Мы считаем, что наши совместные работы могут быть использованы для запуска действительно масштабного проекта издания книг, пригодных для всех регионов страны, а со временем, возможно, - и в международном масштабе. В настоящее время мы активно работаем над тем, чтобы заинтересовать в этой работе ряд стран ближнего и дальнего зарубежья.

Но возможен и последующий вариант: участие присоединившихся издательств в материальном создании Университета творчества в России. Проигрышным этот вариант не будет. Больше того, мы осторожно предполагаем, что затягивать официальное оформление Союза или даже специальной Управляющей компании не следует. Вероятно, некоторые лица, наделенные хорошим административным ресурсом, увидев идею Университета и почувствовав ее немалую прибыльность, постараются быстро ее размножить. Но радоваться этому мы бы не стали, ибо, как показывает печальная практика, без авторского надзора они только опошляют идеи (причина ясна, сл. М. Задорнова). Но учебники – это твердая материальная база, потому-то мы и обращаемся к вам, и сразу после поступления от вас первых положительных откликов, если они будут, мы будем подыскивать, и из ваших фамилий тоже, фамилию директора компании - соруководителя к кандидатуре от нас. 

Извините, что мы вас так нагружаем перед сентябрем: наверное, как и всем авторам, нам данная  проблема представляется довольно важной - не только для самих авторов и даже не только для издательств. Мы надеемся на ваши положительные отклики.

О нашей академии можно посмотреть на сайтах http://talant-abc.narod.ru и  более раннем  mininb.narod.ru В первом из них образованию посвящен п. 6 целиком.        

У нас к вам большая просьба до поры об этом предложении вовне не распространяться.

Приложение: упомянутое в тексте. Просьбы извинить за возможные огрехи в тексте.

 

Президент МАОР, д.э.н., проф.,

действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка,

действительный член Международной Академии информатизации, акц. при ООН                                                                 

                                                                                    Минин Борис Алексеевич

                                                                               (495) 475 96 28, 8 (903) 542 35 95

 

 

 

Международная Академия общественного развития

INTERNATIONAL PUBLIC DEVELOPMENT ACADEMY

 

ШКОЛА.

 

БЛИЖАЙШЕГО

БУДУЩЕГО

SCHOOL.

OF THE NEAR

FUTURE

Проект СЭТ

Project SEC

 

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: МИНИН Б.А. УЧАСТНИКИ РАЗРАБОТКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТА (по мере подключения): БОЛОТОВА Л.С., ТИХОНОВ Р.М., СОТНИКОВ Г.Г., ИВАНОВ А.П. , АУГУСТАТ В. ,  ДЕМИДЕНКО Э.С., ЯСВИН В.А. .............

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ.......

 

 

 Ключевые слова:  учеба, воспитание, учебные  заведения, творческие навыки, социальные ориентиры.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ.

К инновационному образованию – лозунг еще позавчерашнего дня

 

1.      ШКОЛА И УНИВЕРСИТЕТ ТВОРЧЕСТВА:  ОТ НАСТОЯЩЕГО К БУДУЩЕМУ

     Самый общий экскурс в проблему и ее решение           

 

2. ПРИНЦИПЫ И ТАКТИКА ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ

    Для родителей и учеников        

 

1. Отбор экспериментальных школ и лицеев.

2. Отбор и формирование педагогического коллектива

3. Доподготовка  контингента учащихся

4. Организация образовательного процесса

5. Формирование психологического климата. Досуг

6. План реализации и расчет затрат

7. Мониторинг качества образования

 

3.      ПАСПОРТ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

      Для департаментов и министерств образования     

 

Социальные, нравственные и мировоззренческие основы Программы

Содержание проблемы

Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основные направления и сферы реализации Программы

Ресурсное обеспечение Программы

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ:

« Проведение ограниченного эксперимента (на 2-4-х средних школах)»

«Подготовка и реализация программы в вузах»

 

 

4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ УЧЕБНИКИ Для ученых и специалистов                                         

ЛИТЕРАТУРА

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пути реализации и преодоление неизбежных сил сопротивления

  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Журнал «Талант общественного развития»           

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Резюме англ. (компьютерный перевод)       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

О том, что образование будущего не должно и не может быть похожим на современное, что оно  должно быть «творческим», говорило немало самых разных людей, которые задумывались о судьбах мира, но,  удивительно, никто не раскрывал достаточно полно суть этого понятия. И главное – пути его реализации.

Знаменитый Римский клуб, объединяющий активных и благоразумнейших ученых мира своего времени, вхожий тогда, как говорят, во все правительства Европы,  показал наиболее выпукло, что такое образование, которое должно быть творческим.

Новый тип обучения должен ориентировать не просто на рост, но на новое качество: "границы количества знаний закрыты, границы качества – открыты". В понятие качества члены Римского клуба включают прежде всего  наличие синергического, антиэнтропийного эффекта. Лишь значительно позже, в 80-е годы прошлого столетия, нам удалось математически раскрыть и выразить несложной формулой смысл этого требования. Если говорить уже привычным языком  экономики, то это – ориентация на интенсивный путь, если сегодняшним (из уст официальных лиц),  то это ориентация на инновационный путь развития, а если завтрашним, то  это  путь эффективный, с превышением результатов над затратами. В эпоху энергетического, сырьевого, а во многих странах – и демографического кризисов требование интенсивного пути, обязательного превышения результатов над затратами, – требование вполне закономерное.

Второе, что включает в понятие "качество" Римский клуб, можно назвать так: социальное в целях развития должно возобладать над экономическим: ''глобальные цели развития должны предусматривать не максимальный экономический рост, а удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека". "Развитие должно служить людям, а не пресловутому плану развития". Учить этому – целое искусство.

Но как организовать овладение этим искусством в массе, как разработать и реализовать проект социально эффективного творчества, Проект СЭТ (The project of socially effective creativity, SEC),  Римский клуб так и не показал.

 Известные нам опытные методы преподавания акцентировали свои усилия больше на оттачивании творческих методов преподавания. Без сомнения,  их надо еще и еще изучать. Но они не касались реорганизации предметного поля.

 Члены нашей Международной Академии общественного развития с 1985 – 90 гг. непосредственно занимаются  социальными проектами, их разработками, обоснованиями, поисками путей реализации... Но лишь завершив наиболее масштабный  из них, переворачивающий исторические напластования в сфере правосудия толщиной в полтора тысячелетия, и натолкнувшись, как это бывает в истории почти всегда, на стойкое сопротивление профессионалов, во многих случаях совершенно бессмысленное, а сейчас, в эпоху господства либеральной «непуганности», видимо, вообще  непреодолимое, - только пройдя все это нам пришло в голову понимание главной причины этой непреодолимости, ржавой косности  человека при столкновением с радикально новым: НАС ЭТОМУ НЕ УЧАТ!

Более того, всеми возможными средствами, начиная со школьной скамьи, а еще ранее - с церковной паперти нам вбивали и вбивают в голову, что мир вокруг, кем-то созданный, – это сумма неизменных догм, констант, которые можно только запоминать, но не подвергать сомнению и не преобразовывать.  Так что в будущую жизнь мы входим законченными догматиками.

В России, вообще в странах нашей веры,  это проявляется особенно отчетливо. В Болгарии не забывают выражение «Дубинка для слишком умных»; наверное, во всех христианских странах тщательно  следуют не то наблюдению, не то заповеди Христа «Нет пророков в своем отечестве». Для России это выливается в огромные потоки эмиграции, в проблему «утечки мозгов» - может быть, кому-то это и выгодно, но не для России.

Исключение составляют только (слава Богу, не слишком частые) случаи войн, в ожидании которых любой народ, и мы тоже,  мобилизует свои лучшие творческие силы. И не будь их, вся эпоха социализма, по определению исключившая рыночные механизмы развития, но упрямо отказавшаяся от любых других, неоднократно предлагаемых лучшими умами страны (кроме бесплодных административно-командных), была бы сплошной эпохой застоя.

Рыночные методы капитализма – тоже не панацея, их кровавый оттенок и социальная несправедливость проглядывают через все щели.

В обоих случаях их истоки – одни и те же. И один из них – наше пропитанное  духом консерватизма образование, начиная со школьного.

Кажется, впервые этот подход сделали попытку подвергнуть глубокой критике и далее пересмотру авторы Проекта аналитического доклада, созданного по результатам выполнения программ компонента “Учебное книгоиздание” – см. http://ps.1september.ru/2005/05/15.htm. Вот эти авторы: Бацын В.К., Бутягина К.Л., Вахрушев А.А., Воронцов А.Б., Медведев А.В., Пахомов Н.Н., Смирнов А.И. Ниже цитируемый из этой работы текст представлен курсивом.

В этом проекте впервые так четко говорится об утрате прежнего руководящего значения принципа, восходящего к XVII веку и поныне имеющего у нас своих сторонников, согласно которому “школа дает гражданам общеобразовательные знания, необходимые и достаточные для использования в течение всей жизни”. И ставится вопрос о необходимости подготовки молодого поколения к реальной жизни, подготовке молодого человека к существованию в постоянно меняющемся и непредсказуемом мире, требующем решения нетривиальных экзистенциальных и социально-культурных (а не учебно-предметных) задач, для мыслящей части общества - прежде всего. Все большую роль играют информационные проблемы, коммуникации, потоки символов, образов, знаков и изображений... Главное, чему следует учить, – умению осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т.е. информационной культуре.

Ими предложен,  без сомнения, прогрессивный  компетентностный подход, который предполагает, что в образовании его результат не может и не должен приравниваться к самому процессу передачи знаний, умений, навыков. Введение понятия “компетентность” заставляет рассматривать образование как условие достижения “необразовательного” результата – индивидуальной способности, которая формируется (или не формируется) у учащегося... В проводимых конкурсах, говорится в тексте, появляется ощущение своеобразного инновационного ожидания,...  способности к продуктивному действию, но, насколько становится ясно, не во всем оправданное.

 

Как представляется, предлагаемый Международной Академией общественного развития проект обучению творчеству, Проект СЭТ, будет шагом вперед по сравнению даже с этим, безусловно прогрессивным подходом. Там, где компетентностный подход уже принят и освоен, проще будет понять, принять и освоить наш подход, который надо будет признать следующим приближением к понятию «образование творческое».

...Все, с чем мы сталкиваемся в этом мире, со временем нуждается в пересмотре и реконструкции. Предложенный академией МАОР проект «УНИВЕРСИТЕТ ТВОРЧЕСТВА» все это и предполагает.

Речь идет о реорганизации нашего образования – правильнее сказать, об имплантации в его тело, начиная со школы, новых принципов - экспериментального введения в образовательный процесс системы направленного обучения искусству и науке творчества, умению видеть в окружающем мире недостатки и их наиболее эффективно исправлять.

То, что этот проект будет социально и коммерчески успешным, у нас нет никакого сомнения. Но не приходится сомневаться, что на пути к этому предстоит преодолевать немало препятствий. Мы ждем поддержки  и активного участия вас, издателей, и читателей этой книги.

Нетрудно видеть, что в нашем  случае не будет особой проблемы с изданием и распространением будущих книг по тематике общественного развития – эта проблема достаточно универсальна практически для всех отраслей и гораздо более стабильна по сравнению с развитием каждой предметной отрасли в отдельности.

Среди ряда материалов, принятых в качестве основы для формирования структуры данной концепции, следует назвать  разработки:  В.А. Ясвин «ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ УСТЬ-ЛАБИНСКОГО ЛИЦЕЯ», В.А. Карпов и В.А. Ясвин «КОНЦЕПЦИЯ ШКОЛЫ НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»; учтены некоторые другие работы – книги и телевизионные передачи, посвященные вопросам образования в России (в частности, посвященные Школе М.П. Щетинина – 2000 год  и общим вопросам образования на современном этапе: В. Соловьева – 2008 год и др.); книги: В.А. Ясвин. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, - М., СМЫСЛ, 2001; В.В. Рубцов ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО–ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. - Воронеж, 1996; К. Майер «СВОБОДА ВНУТРЕННЕГО «Я» - Харьков, 2004, а также оперативные обсуждений с  профессорами:  В. Аугустатом (Австрия), Л.С. Болотовой, Э.С. Демиденко  и  В.А. Ясвиным, Отдел мониторинга и управления социальным качеством образовательных систем (Россия). По целому ряду вопросов большую помощь оказал А.П. Иванов, автор обширного Интернет-портала «РОССИЯ». Принятая во внимание литература представлена в конце книги.

 

На наш взгляд, поднятая сейчас в России проблема рождаемости, количества населения, - это хорошо. Но главным все же должно стоять качество потомства, качество человечества, в том числе рост числа людей активного пожилого возраста. Нет ничего алогичнее, чем уходить из жизни людям, полным драгоценного жизненного опыта.

Включение с юного возраста в состав  изучаемых предметов искусства и науки изобретать – это верный шаг к тому, чтобы надолго оставаться нужными людям. А значит это и шаг к активному долголетию. Это еще верный шаг к тому, чтобы такие люди были полезными всю свою «естественную жизнь», начиная с ранней молодости, чтобы они всегда оставались свободными от наркомании, от самоистребления этанолом и никотином и тем более от  прямого суицида. И открытыми для любого общественно полезного дела.

Все это должно закладываться со школы.

 

 

 

1.      ШКОЛА И УНИВЕРСИТЕТ ТВОРЧЕСТВА:  ОТ НАСТОЯЩЕГО К БУДУЩЕМУ, самый общий экскурс в проблему и ее решение

 

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

Концепция образования, действующая в подавляющем большинстве стран Нашей Цивилизации, если говорить на уровне процедур и принципов (педагог рассказал – ученик запомнил и пересказал – учитель сопоставил и оценил) – господствует многие века, если не тысячелетия. В предыдущие медленно текущие этапы развития человеческого сообщества эта концепция его во многом удовлетворяла. Но экспоненциальный рост научно-технического и главное сегодня – требование активного социально развития, необъявленное соревнование по этому показателю между странами, а точнее – между нациями и даже расами и, наконец, существенное ускоренное развитие самосознания и взрослых, и особенно детей постепенно приводит к заметному несоответствию результатов образования (и обучения, и воспитания) новым требованиям жизни. Подавляющее большинство знаний, переданных школьнику, не находит применения в дальнейшей – ни в производственной жизни, ни в вузе, ни вообще в быту, зато давалось оно путем колоссальных перегрузок молодого растущего организма – и физических, и психических. А некоторые требования, зафиксированные в вопросах Единого экзамена, были просто абсурдны (типа в какого цвета тапочках ходила Анна Каренина. Вопросы по русскому языку еще страшнее).

Примерно то же можно увидеть на следующем переломном участке:  вуз – работа. Это даже если не говорить об огромных издержках в качестве учебников и о неудовлетворительных, низкокачественных путях доставки этих знаний многими преподавателями, которые сами с трудом справляются с наплывом знаний.  Все это и определяет необходимость в периодическом пересмотре действующей концепции и появлении все новых и новых экспериментальных образовательных систем. Наш проект можно рассматривать как одну из них.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Проблема образования – это  проблема формирования нашего будущего. Не секрет, что нынешняя система образования ориентирует на заучивании случайно или намерено поддерживаемых догм. Это, во-первых,  вызывает у учащихся стойкое отвращение к учебе, к наукам, к учителям, к учебникам, воспитывает особо стойкое  отвращение к  родному языку, родной литературе;  во-вторых –  это затаптывание творческого потенциала, зачатки которого есть во всех детях. Более результативное торможение развития  человечества  трудно себе представить. Всё и сразу перевернуть это невозможно. 

Итак, как правило, преподаваемые предметы - это то, что  никогда в жизни не сможет понадобиться. А то, что  и смогло бы,  стандартный учитель  не может, не научен это показывать. Это не говоря уже о том, что нетрезво влюбленные в свои предметы учителя, очевидно неосознанно соревнуясь между собой за власть над учениками, задают на дом ученикам ровно столько, чтобы их и только их предмет занял  всё свободное время ученика. А где-то и еще больше. Так что вклад школы в явление повального нездоровья школьников – основной.  И если бы эти потери кто-то подсчитал и предъявил школе к компенсации, школа бы просто рухнула.

О целях и задачах образования спорят давно и пока еще безуспешно. Решить этот вопрос - это значит определить цели и задачи существования человека, человечества. Мы сузим задачу и предложим на обсуждение следующий тезис: общее образование, школа нужна для того, чтобы подготовить детей к жизни, а жизнь всегда и сегодня - это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит.

Международная Академия общественного развития (МАОР) с самого начала задумывалась как организация, целиком ориентированная на разработку принципов и методов обновления (развития) общества, т.е. на его новационное (сейчас принято говорить: инновационное) поведение на основе общественно полезного творчества, причем главным образом в социальной и экологической сферах.

Нашу уверенность в правильности выбранного нами вектора в образовании прямо или косвенно поддерживают работы многих специалистов, в том числе и в сфере образования. «Школа новой цивилизации будет ориентирована на творчество» – это слова профессора Калужского педагогического университета А. Зайцева на одной из бурных дискуссий, и с эти нельзя не согласиться. Уже в разгар наших разработок, при подготовке рукописи с условным названием «Я - изобретатель», пришлось переоткрыть существенный фрагмент работ широко известного, особенно за рубежом, Римского клуба, о работах которого, высказывания которого мы уже упоминали.

 К настоящему времени есть немало специалистов, которые практически исследуют и предлагают свои яркие наработки в сфере образования, в том числе специалисты около ста лет существующей во всем мире Вальдорфской педагогики с ее около тысячей школ по всему миру, доказавших великое благо гуманных методов в образовании; это и работы харьковчанина А.К. Дусавицкого, показавшего, с каким успехом дети познают казалось бы сверхнаучные истины, и многих других, может быть, менее известных, но тоже внесших свой вклад в дело развития образовательного процесса.

Словами А. Асмолова, нам придется научить учащихся овладевать «способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении веков строили мировую цивилизацию». Правда, лишь только теперь мы поняли, что выстроили они не  совсем то, что надо. Теперь уже все видят, что получившаяся цивилизация неэкономна и агрессивна.

С другой стороны, к этому времени можно считать уже вполне сформировавшейся теорию творчества (теорию инноваций), начиная с принципов измерения эффективности творческих достижений, методов социальной ответственности и т.д.

Поэтому мы ставим вопрос о постепенном имплантации  в  тело образовательного процесса островков обучения и воспитания на совершенно новых принципах и главное -  введения в качестве основных тех предметов, которые обучают «делать будущее», формируют, выращивают из существующего генофонда конструкторов этого будущего.

Если суть предлагаемого Проекта СЭТ (The project of socially effective creativity, SEC) написать приблизительно в виде принятой у нас немецкой формулы изобретения, она будет выглядеть так:

Система образования, включая подсистемы обучения и воспитания, отличающаяся тем, что подсистема обучения обеспечивает определенный минимум объема базовых знаний и понятий, усваиваемых большинством учащихся и необходимых для правильной ориентации в жизни, плюс дополнительный объем углубленных знаний по предметам, добровольно выбранным отдельными учащимися, а также обязательно для всех обеспечивает объем знаний и  навыков нетрадиционного, творческого социально эффективного решения нестандартных задач, а подсистема воспитания рассчитана на ускоренную социализацию сознания, воспитание стойкого желания и умения жить в обществе и для общества.

 

Пока речь идет о создании специальных учебных заведений, в качестве обязательного предмета которых было бы изучение искусства и науки делать изобретения, рядовые и высокотворческие достижения. Это будут настоящие академии, а лучше сказать - УНИВЕРСИТЕТЫ творчества. Первая публикация с нашим предложением появилась в журнале «Элитное образование» - № 6 за 2006 год. Но к элитному, дорогому образованию предлагаемая система на самом деле не имеет никакого отношения. Правильнее сказать, это - система создания в стране творческой элиты из состава всех, кто это хочет и может. Следует отметить: более глубокие исследования говорят: просто из тех, кто хочет. Школьникам нам предстоит привить это очень хотеть и научить очень хорошо это делать.

Конечно, на словах любому трудно не согласиться, что образование будущего – это образование «творческое». Но как это сделать? Очень часто под этим понимают творческие процедуры наилучшего освоения предметных знаний, и чем этих знаний больше, тем лучше. Методические разработки в этой области поистине впечатляют. И все же корень будущих преобразований, как нам представляется, состоит в необходимости дополнения к совершенным методам существенно других предметов, для которых эти же (или другие) методы смогут работать.

Наша академия видит наиболее перспективным проект учебного заведения, в котором будут не только творчески учить, сколько, главное, – учить творчеству, причем в виде специально организованных занятий с подробным обучением замечать недостатки в мире вокруг, начиная с технических и естественно-научных, находить нужные эффективные решения, делать изобретения и правильно оформлять заявки на них, а всей системе творчества - видеть узкие места в общественном развитии, тоже находить для них максимально эффективные решения, измерять эту эффективность – пусть сначала хотя бы навскидку и сначала потенциальную, и, наконец, уметь находить  пути реализации наиболее эффективных решений. В том числе и социальных.

Уделяя  главное внимание, так сказать, производственным, учебным вопросам функционирования новой школы, мы не можем не затронуть как бы побочные, якобы второстепенные вопросы создания высокого психологического климата и досуга – иначе любая школа, даже при повышении привлекательности учебного процесса по предлагаемой схеме, не сможет стать конкурентоспособной в части социализации личности по отношению к зловредным влияниям улицы, условий в неблагополучных семьях и т.д.

Вкратце, смысл предлагаемой реформы школы  состоит в следующем.

Суммарное время учащегося делится на 3 сектора:

 •   Предметный сектор (около 60 % времени) с обучением общепринятым предметам, но по объему, сокращенному в 2-3 раза  (временно просто предварительным отчеркиванием на полях по 3-м уровням в заранее отобранных наиболее удачно написанных  учебниках, пока без написания новых); и в то же время для занятий с особо заинтересованными учениками предусматривается оплата школой дополнительного учительского времени пропорционально числу заинтересовавшихся и протяженности времени занятий (возможно, с компенсацией этих затрат школе непосредственно или в зависимости от числа медалистов). Далее при подготовке учебников  для предметного сектора обучения в школе (с базовыми предметами) они должны быть выполнены  в виде сокращенных и доработанных текстов из уже изданных учебников и одновременно полных текстов более образно, с привлечением, при необходимости, авторов этих учебников и талантливых популяризаторов. Так как авторам привлеченных учебников будет предусмотрены соответствующие выплаты, вопрос авторских прав не должны стать непреодолимым препятствием.

•    Часть - 30 % времени учащегося - отдается на Сектор общественного развития по совершенно новым учебникам, коллективно подготовленным с использованием имеющихся у нас и у других специалистов (в том числе в Интернете) материалов – в основном для этого и будут необходимы дополнительные затраты  (вместе с  временными доплатами учителям это порядка 4,2 млн. ам. долл. на 4 экспериментальные школы - расчет см. ниже). Далее, со временем, исходные материалы для  сектора творчества будут готовиться с привлечением необходимых специалистов, наверняка известных издательствам,  департаментам и министерствам; при целенаправленном методическом руководстве они могут быть оформлены за 4-6 месяцев в виде учебных пособий для разных возрастных групп, начиная с 3-4-го классов.

И, наконец,

•  Личный сектор - это 10 % времени - отдается на углубленное занятие физкультурой, знакомству с природой и основами ее сохранения, музыке, чтению высокохудожественной литературы, знакомству и сопоставительному анализу основ и последствий от господства разных религий, общин и т.д.  О важности этического воспитания будет сказано чуть ниже в этом разделе.

Резервы личного времени по обоим секторам, если мы их сумеем извлечь, можно будет заполнить многими полезными делами. Кроме обязательных интенсивных занятий физкультурой и художественными искусствами, музыкой и пением, можно и нужно заполнить их обучением таким наукам и искусствам, как:

• Этическая жизнь в природе и в социуме, в т.ч. в интернациональном;

• Жизнь среди техники;

• Внедрение в рабочую среду, т.е. умение работать руками;

• Обучение основам правосудия и правоустройства: как уметь постоять за себя в юридически сложных случаях;

• Элементарная диетология и паразитология, умение поддерживать свое здоровье.

ИТАК, ПОВТОРИМ. Предлагаемая система образования, первоначально школьного, предполагает снижение по всем базовым предметам объема стандартных знаний в 2-3 раза с добавлением существенно более подробных разъяснений по оставшимся материалам, сделав этот материал за выделенное время (порядка 60 процентов от ныне установленного) доступными практически каждому без перенапряжения физических и нервных сил. И при этом учащимся, заинтересованным в углубленном изучении тех или иных предметов, дается эта возможность на оплачиваемых школой дополнительных уроках с теми же или специально подобранными учителями – естественно, в классах не переполненных, без учеников, не желающих изучать детали наук.

Из оставшихся 40  процентов обязательного для всех времени 30 предлагается направить на обучение науке и искусству творчества, умению находить в окружающем мире недостатки и делать высокоэффективные изобретения, в том числе и социальные. Плюс мощная гуманистическая пропаганда, включая основы разных культур и религий. 

В идеале эти образовательные учреждения должны включать совместное обучение лиц от 10 до 40 лет (при платном обучении – без ограничения) в режиме полного пансионата, при смешанном финансировании, в достаточно отграниченном от всех пространстве, в высшей культурной среде. На начальном этапе – это 4-6 экспериментальных средних школ, отобранных из обычных. Далее эти принципы могут охватить и высшее образование, первое и дополнительное.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ 

В целом создание УНИОР предполагает погружение в максимально благоприятную для творчески активных личностей социальную и культурную среду, с минимальной внешней телекоммуникацией (кроме актуальных сведений типа последних известий). Наилучшим будет режим полного пансионата.

Кроме фундаментальной теоретической подготовки по отобранным предметам, будет обучение навыкам работать руками (например, на строительстве новых корпусов вуза), обязательная практика на предприятиях и в организациях, обязательная физическая подготовка, внедрение культуры общения, деловой и личной этики и т.д..

Все уроки будут идти с записью на аудио- и видеокассеты для использования менее успевающими студентами или отсутствующими (например, из-за присутствия на параллельно идущем уроке) и для реализации за пределами вуза.

 Для отдыха и в воспитательных целях будут приглашаться наиболее талантливые театральные и музыкальные коллективы. Особо тщательный отбор музыкальных программ для музыкального фона – из наиболее достойных представителей всех музыкальных жанров.

Университет не будет кастовым учебным заведением, ибо, во-первых, каждый может пойти в него учиться (но с оплатой обратно пропорционально своим творческим способностям); во-вторых, аудио- и видеозаписи, специально подготовленные учебники и учебные пособия будут распространяться и вне пределов университета.

Учебные учреждения предлагаемого типа со временем, вне сомнения, будут весьма востребуемыми и самоокупаемыми, но на первом этапе нуждаются во вливании определенных средств. По нашим расчетам, для выбранных школ на время эксперимента потребуется увеличения фонда оплаты труда в 2-3 раза (остальные статьи расходов школ практически не будут затронуты). Плюс затраты на подготовку и переподготовку учебников.

Но главное, что потребуется на первых этапах, – это  политическая воля для преодоления обычного, вполне естественного сопротивления профессионалов, привыкших к текущей жизни.

Предлагаемые работы могут стать основой для сотрудничества со специалистами Германии, которая с этого года по инициативе Ангелы Меркель выделяет на модернизацию своего образования более 1,5 миллиардов евро. Выгоды от международного сотрудничества в этой области более чем очевидны. В Германии у нас есть немало знакомых и коллег, в том числе членов нашей академии, они готовы передать наши материалы канцлеру или президенту страны. Но если они откликнутся раньше нас, нам потом все это придется  копировать у чужих, опять догоняя.

Первоначально (2002 год) предполагалась идея организации  специальных  Академий (университетов) творчества, но т.к. это слово уже основательно заезжено, от карточных игр и художественного творчества, то определимся точнее: Университетов общественного развития (УНИОР) для формирования людей, ориентированных на создание  нового и общественно полезного результата и при этом с глубокой социальной ориентацией, закрывающих для них антигуманное использование результатов их творчества. Эти университеты и должны обкатывать первые учебники, первые методы, которые потом попадут в обычные  учебные заведения  - школы и вузы.

Далее для краткости, где это непринципиально, мы будем пользоваться термином университет творчества.        

ЗАДАЧИ ПРЕДЛАГАЕМОГО УНИВЕРСИТЕТА (УНИОР):

- создание объединительного представления о Мире, искусственно расчлененном по отдельным наукам в последние сотни лет; развитие навыков видеть Мир как систему;

- максимальное развитие творческих способностей и общественной ориентации молодых людей, умения быть всюду Изобретателем, Новатором, постигая теорию и практику нововведений - Новистику;  обеспечение наилучшей передачи опыта от более опытных творцов  молодым;

- воспитание лиц, способных инициировать и осуществлять нетрадиционные решения и добиваться существенного вклада в развитие страны и человечества;

- воспитание социально ориентированной психологии, направленной на внесение вклада в ускорение общественного, прежде всего социального развития страны, разных стран и народов; разработка основ духовного развития, во всяком случае – укрепления социального единения и одновременно повышения социальной ответственности конфессий, различных духовных сообществ, народов и рас;

- воспитание навыков выявлять в любой науке, религии, в любом учении, в деятельности разных сообществ фундаментальные основы их существования – для удовлетворения ли тех или иных реальных общественных потребностей или только унитарных потребностей этих сообществ и их руководителей – т.е. умение видеть цели общественные или наносные, прагматические и даже антиобщественные;

- обучение теории и практике самооценки и оценки общественной полезности своих и чужих нововведений, т.е. обучения основам Новометрии: Эконометрии, Социометрии и Наукометрии – все на фундаментальных основах оценки общественной полезности  нововведений;- поиск узких мест в составе функций основных  общественных институтов Нашей Цивилизации, выявление в них тормозов гуманизации человеческого сообщества и разработка методов их эволюционной трансформации для создания организационных основ нового посткапиталистического строя с использованием лучших достижений предыдущих общественных формаций;

- создание международного очага (очагов) распространения по Земле общественно направленной идеологии для творческого преображения планеты Земля в мир максимального благоденствия и гармонии человека и природы, с постепенной  конвергенцией разных социально-экономических и политических  систем в мировой общественный строй «ГУМАНИЗМ», а по сути – отказ, отворачивания от фундаментальных основ Нашей Цивилизации и создания условий для формирования основ новой гуманистической цивилизации будущего;

- оперативный поиск основ нового, гораздо более совершенного права, способного обеспечить неотвратимость и достаточную скорость такого развития. Во всяком случае, этому не мешать. 

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПОДРОБНОЙ КОНЦЕПЦИИ

В связи с естественным риском  быть учащимся УНИОР непонятыми перед экзаменаторами, а также из-за относительной новизны подхода и высокой стоимости, подготовка сразу специального учебного заведения (повторим: в идеале это полный пансион при ограниченном общении с внешним миром, с новым составом преподавателей, новыми учебниками и т.д.), т.е. реализация ВСЕГО проекта без добротного эксперимента, очевидно, была бы нецелесообразна, необходима  плавная перестройка образовательной политики по такому последовательному алгоритму: изменение системы образования в нескольких средних школах и создание на их основе Школ творчества, затем аналогичное создание Вузов творчества. И уже затем, при доказанной целесообразности, – создание специализированного Университета творчества.

К реальным видам уже сегодня наблюдаемых при анализе работы школ и вузов затрат, которые должны быть снижены при полномасштабной реализации проекта, можно отнести:

•        Существенное снижение за время обучения «износа» здоровья учащихся, причем по всем его основным параметрам – за счет существенного снижения требований к объему обязательного усвоения материала по всем «базовым предметам»,

•        Существенное повышение их интереса к общественной жизни,  желание и умение устроить свою жизнь более продуктивно и интересно – за счет более активной политики социализации, приобщение к жизни в социальной среде,

•        Снижение существующих значительных затрат в институте после школы, а на производстве – после института на переобучение для приспособления к реальным требованиям последующей деятельности – за счет специально предусмотренных занятий по теории и практике творчества,

•        Снижение весьма большего оттока  наиболее успевающих выпускников за границу без заметной пользы для страны, т.е. для общества, оплатившего образование, – это произойдет со временем, за счет увеличения массы школ и вузов творчества и постепенного снижения агрессивности социальной среды.

 Все эти последствия представляются достаточно самоочевидными, однако до радикального изменения требований, целей и задач образования, уже просто для уверенности ЛПР при масштабных изменениях образовательной политики совершенно необходим эксперимент, вообще плавное согласование будущего с настоящим. И начинать придется с нескольких школ, которые за 2-4 года позволят проверить правильность концепции, включая ЕСТЕСТВЕННУЮ предрасположенность молодого поколения к восприятию нового – в том числе  нового подхода в образовании, естественно, весьма  необычного для их родителей, подготовить начальную текстовую основу для разработки в последующем непрерывно совершенствуемых новых учебников и накопить определенный опыт работы, чтобы сделать выводы о целесообразности и возможной скорости поворота всей образовательной политики на новые рельсы.

Главное, чему должен  научить учащихся Университет творчества, - это с детства видеть жизненные недостатки у себя и во внешнем мире и умение их преодолевать. И в массе сделать из них настоящих деятельных и ментально чистых граждан своей страны, резко снизить агрессивность общества, которая, очевидно, является основным аргументом для всех волн массовой эмиграции из России наших интеллектуальных сил.

Многократные волны массовой эмиграции после социалистической, а потом и капиталистической революций – это и существенное обеднение нашего национального генофонда, и снижение его интеллектуального потенциала. Негативные последствия этого – существенное «утолщение» слоя населения с воинственной антиинтеллигентностью, которая под защитой христианского всепрощения (фактически  - безразличия) и правовой безнаказанности  у нас «делает погоду», люмпенизириует и деморализует нашу социальную среду  и таким образом готовит новые волны эмиграции. Именно эти, по сути  межсоциальные, а не межнациональные настроения определяют, например, факты нападения в нашей стране на учащихся иностранных студентов - африканцев.

 Поиск причин сниженной эффективности образования показывают: во многом ее недостатки - проблемы не только российские, но и всех «развитых стран», которые тоже ищут пути своего эффективного саморазвития, в том числе путем реорганизации своей системы образования. Выделяемые по инициативе А.Меркель немалые средства на реорганизацию германской системы образования – это не от хорошей жизни. Весь вопрос в том, какая страна выберет первой наиболее эффективный концепт, объявит невыдуманные результаты, более впечатляющие, чем у других, и сможет предложить свой рецепт как национальное достижение.

Федеральные общеобразовательные стандарты должны учесть появление и со временем умножение учебных заведений нового типа. Как это сделать – надо думать, ответ найдется.

Да, дети не должны жить в уверенности, что внешний мир живет во зле -  но он живет в  огромном ватном недопонимании недополученного счастья и справедливости, и не понимает этого своего недостатка. Недопустимо убеждать ребенка, что все сделанное до сих пор абсолютно несовершенно. Но нельзя убеждать и в обратном. Иначе мы получим и следующее поколение законченных догматиков и антипрогрессистов.

Мы не имеем право говорить детям ни то, что они плохие, ни то, что хорошие: первое вызовет в них злобу или упадок сил, второе – нежелание совершенствоваться. То и другое недопустимо. Мы всем должны говорить, что каждый из них может и должен стать лучше. Мы должны будем показать, как этого можно добиться. И далее оценивать не ученика, а его достижения – как и сейчас в школе, но во главу выставляя не запомненные факты, а умение ими оперировать, знать логику их появления, механизм их изобретения.

Предварительного формирования контингента учащихся предлагаемых школ творчества  быть не должно. Надо сделать отчаянную попытку привести к требуемой норме каждого, кто достанется из всех учащихся, переведенных на новый режим школы. Больше того, есть подозрения, что высших творческих успехов можно ожидать скорее от хулиганистых и непокорных, чем от гладких хорошистов. Правда, весь вопрос в том, сколько сил придется потратить для требуемого перелома. Вполне возможно, что выше нормальных человеческих любого коллектива преподавателей, работающих по любой системе. Но это покажет только практика.

  Организация образовательного процесса должна осуществляться:

• за счет ресурсов общего среднего образования в рамках предметных областей – все в заметно  преобразованном виде, подчеркивающем не столько факты, формулы, законы,   исключения из них, сколько методы их получения, преобразования, условия, которые когда-то привели к этому, плюс мощный блок материалов, посвященных теории и практике творчества, изобретательства, получения и реализации инноваций;

• за счет ресурсов дополнительного образования - кружки, клубы, секции, студии и т.п., максимально ориентированные на самостоятельную работу руками. – Здесь в них будут заняты учителя базовых предметов за счет снижения основной нагрузки по обязательным дисциплинам и только для учащихся, которые хотят углублять свои знания в этих дисциплинах дополнительно;

• за счет ресурсов досуговой социально-культурной жизни Школы (праздники, фестивали, состязания, акции, конференции и т.п.).

..........................................................

..........................................................

Ранее мы отмечали, что университет творчества, построенный на совершенно новых принципах, значительное время и внимание будет уделять этическому воспитанию учащихся. Ибо сейчас уже с уверенностью можно утверждать, что главным определителем и ограничителем развития общества в целом и каждого из нас в отдельности является наш уровень этики. В оправдание нашего предложения выделить в бюджете времени учащихся специальный сектор на эти задачи, ниже нами будут приведены небольшие выдержки из подготавливаемой нами книги с условным названием «Я - изобретатель».  

ОБ ЭТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

...Среди наиболее мощных факторов, сдерживающих развитие человечества, мешающих введению нового, сейчас, можно сказать, дружно признается существующий  морально-этический уровень, – в целом факторы социально-психологические, в которых нетрудно усмотреть и косность, и защиту интересов узкопрофессиональных групп, и лень (нежелание "все начинать заново") и т. д. и т. п. Слишком уж часто, если верить некоторым историкам и археологам, на Земле цивилизации шли «в разнос», теряли свое лицо и гибли. Мы, кажется, на Земле не одни, и Богам проект «человечество» приходилось много раз начинать заново. Считайте, что это шутка.

...Чтобы в каждом новом случае  попеременно преодолевать накапливающиеся недостатки или подстегивать развитие в разных областях человеческой деятельности (политики, обороны, экономики и тем более в социальной сфере), каждый раз бывает надо совершать некоторую малую или большую – это уж как посмотреть -  локальную революцию.

Между прочим, как их делать, не будем принижать истину,  было довольно подробно разработано в рамках  марксистско-ленинской теории социалистической революции. Правда, разрабатывалось в основном  только как взять власть,  но не как ее сохранить, и это было большим упущением. Как мы теперь видим, в значительной степени из-за этого все сделанное не пошло нам в прок.

В свое время в рамках этой теории  нами были исследованы разные вопросы  - и использования насилия, и роль пролетариата, к которым, между прочим, классики причисляли (вопреки мнению армии политработников СССР) и трудовую интеллигенцию, и многие другие методы совершения и лишь частично - закрепления революций. Исследованы были марксистами и вопросы нравственности.

Обучение в рамках Университета и Школы творчества должно тесно сочетаться с этическим воспитанием индивидов, это однозначно. Нельзя в головы, не заполненные гуманным содержанием, давать слишком много знаний. Это требование отмечали еще мыслители прошлого, которые, подобно Ф. Бэкону, считали, что "само бытие без нравственного бытия есть проклятье". Глобальный этос должен полностью перекрывать всю сферу социального и экономического развития – добавим: и строится на четко обозначенном эффективном праве, очень не похожем на то, что есть сейчас.

Этос – это действительно главный определитель скорости развития человечества.

..............................................

.............................................

Вопрос о необходимости радикальной реорганизации принципов образования давно назрел и даже перезрел. Та страна, которая примет наиболее результативное направление перестройки, выиграет очень много.

В следующем разделе будут приведены более подробно описание предлагаемой модели и доказательства ее реализуемости.

..............................................

..............................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Школа и Университет творчества – это учебные заведения будущего, которых  давно ждали, и от нас зависит, насколько мы это будущее приблизим или отдалим. Если мы не хотим, чтобы наша страна, наша цивилизация топтались на одном месте, чтобы мы закрыли себе перспективы саморазвития, мы должны со школьной скамьи искать возможность пробуждать спрятанные в каждом из нас таланты, обучать с детства видеть вокруг недостатки и уметь находить рецепты, как их эффективно исправлять.

Только полновесный переход на обучение проблемам творчества, введение со временем системы обучения творчеству, позволит нам сделать существенный поворот к инновационному обществу и эффективному развитию.  Тогда каждое новшество будет строго проверяться на «системный», или, что то же, – креативный,  сверхсуммарный эффект.  А если по полной программе, то оценка любого проекта, любой программы, должна проходить проверку, строгий аудит на величину  эффективности как отношения результата, суммы всех эффектов, к затратам.  Эффективность в принципе не может быть меньше единицы.

На наш взгляд, поднятый сейчас бум рождаемости, количества населения, - это хорошо. Но главным все же должно стоять качество потомства, качество человечества, в том числе рост числа людей активного пожилого возраста. Нет ничего алогичнее, чем позволять уходить из жизни людям, полным драгоценного жизненного опыта.

Включение с юного возраста в состав  изучаемых предметов искусства и науки изобретать – это верный шаг к тому, чтобы надолго оставаться нужными людям. А значит это и шаг к активному долголетию. Это еще верный шаг к тому, чтобы такие люди были полезными всю свою «естественную жизнь», начиная с ранней молодости, чтобы они всегда оставались свободными от наркомании, от самоистребления этанолом и никотином и тем более от  прямого суицида.

Мы с вами  находимся в стране  России, где твердо уверены, что в своем отечестве пророков нет и быть не может. Это - менталитет народа. Тем более это драматично, если речь идет о перевороте пласта истории образования толщиной в несколько сот лет.

Как показывает наш и чужой довольно богатый опыт общения с административным аппаратом столицы,  пробить через него новую систему образования, даже в экспериментальном виде, в 2-х – 4-х школах, оказалось невозможно. Тому много причин, в том числе и объективных, мы все это должны понимать. Собственно, если бы в течении всего этапа существования СССР все или большинство приказов, распоряжений, выходящих из Центра, отличались бы должным уровнем, едва ли бы разбежались от нас все,  кто мог, сразу после появления первой возможности. Даже при наличии нашего национального менталитета, с трудом воспринимаемого за границей. Но и он будет постепенно меняться при реорганизации нашего образования. Хотя и очень постепенно.

И потому пока у нас есть надежды только на регионы и даже на другие страны. Конечно, там - свои специалисты, каждый из них тоже имеет свою точку зрения. Но мы решили, что надо все же попробовать сделать все от нас зависящее, чтобы при возможности, если, исходя из закона больших чисел, где-то проскочит искра, по быстрому запустить это доброе дело.

Какие сейчас главные задачи? Первое, это отсутствие по темам, рассмотренным выше, учебных материалов - учебников (или хотя бы  учебных пособий). Выше мы раскрыли их содержание и призвали специалистов по этим вопросам объединиться для их подготовки. И вторая – у Лиц, Принимающих Решение, чуть позже добиться признания науки творчества равноправной среди предметных знаний, если уж не главной при оценке выпускников школ и вузов. Мы надеемся, кто-то нам подскажет, как это сделать. Мы готовы сотрудничать со всеми.

 

 Наверное, коррупция в книгопечатании, о которой последнее время говорят и пишут повсеместно, – это не только и не столько жажда лучше зарабатывать – с одной стороны (авторской) и следствие нормального желания иметь гарантию стандартно выполненных  рукописей – с другой (издательской), это и  следствие намного более сложного и вредоносного явления, словами Маркса - «профкретинизма», невольного умопомрачения профессионала, любого, от безумной веры в то, чему его учили и чему он сам научился за долгие годы. Это, в принципе, то же, что в биологии явление импринтинга, впечатывания первых впечатлений, даже совершенно ложных. Избавиться от этого более чем сложно. Для этого в клинически наиболее сложных случаях придется принять и незыблемо соблюдать правило в решении принципиальных вопросах привлекать профессионалов только на правах совещательного голоса. Плюс, где это реально, устанавливать меры социальной ответственности всех соучастников за выбор неоптимального решения.

Федеральные общеобразовательные стандарты должны учесть появление и со временем умножение учебных заведений нового типа. Как это сделать – надо думать, ответ найдется.

 

 

 

Следующая страница >>

 

<< На Главную страницу сайта

 

 

Hosted by uCoz