Приложение 4

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА

РОССИИ

Вариант, предложенный нами для обсуждения в Администрации ПРЕЗИДЕНТА РФ май, 2001

 

МЫ, УЧАСТНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАСТОЯЩЕГО ДОКУМЕНТА,

понимая социально-экологическую доктрину* как научную и политическую систему, руководящий принцип в области природопользования и защиты окружающей среды для наиболее эффективного обеспечения жизнедеятельности человека,

декларируя главной ценностью - человеческую жизнь, физическое здоровье и психологическое состояние людей в окружающей их природной и социальной среде,

признавая, что человек был, есть и должен оставаться биологическим и социальным существом, для которого благоприятные природные и социальные условия во всех частях мира, в разных странах в равной степени необходимы для здорового и гармоничного существования и развития,

будучи убеждены в непреходящей ценности природных богатств для самого существования Человека и Человечества - главной ценности по сравнению с любыми другими: политическими, религиозными, экономическими, амбициозными и иными,

будучи обеспокоены состоянием окружающей природной среды в Российской Федерации, в мире,

будучи особо обеспокоены  серьезными потерями для Человека и Природы от бездумного и недальновидного введения новых и непродуманного обновления действующих хозяйствующих объектов без полного учета их негативного воздействия на окружающую среду,

сознавая свою ответственность перед собственным народом и народами других стран на планете за негативные последствия от антропогенной деятельности, которая сопровождается глобальными нарушениями установившихся природных процессов и тем более изъятием невосполняемых природных ресурсов,

принимая во внимание опыт и позитивные результаты деятельности, накопленные российскими организациями и мировым сообществом в процессе решения ими социальных и экологических проблем,

признавая важность превентивных мер по сохранению окружающей среды и улучшению социальных условий жизнедеятельности граждан России, населения взаимодействующих с ней стран, всех жителей Планеты,

считая, что борьба за безупречные социальные и экологические условия существования людей, испытывающих негативные антропогенные воздействия, может служить сплочению людей, организаций, стран, народов с различными политическими и идеологическими установками,

ссылаясь на многочисленные самостоятельные заявления разных стран и организаций о готовности тесного сотрудничества в деле борьбы за максимально чистую социальную и экологическую среду обитания,

признавая необходимость введения постоянно действующих эффективных механизмов регулирования вопросов природопользования, сохранения и облагораживания окружающей природной и социальной среды обитания человеческого сообщества,

признавая, что наиболее эффективными в области обеспечения и развития охраны природы являются только четко сформулированные, государственно введенные и общественно контролируемые экономические механизмы регулирования процессов и явлений,

 

СЧИТАЕМ НЕОБХОДИМЫМ:

 

В ОБЛАСТИ ПРАВ ГРАЖДАН

1.   Принять среди основных прав человека право на защиту его со стороны государства от негативных природных и антропогенных воздействий;

2.   Признать безусловно аморальным и абсолютно недопустимым нанесение гражданами, юридическими и физическими лицами, государствами и сообществами друг другу любого вреда - физического, материального, экономического, экологического, социального, морального... без последующей с неизбежностью полной и своевременной компенсации наносимого ущерба;

 

В ЧАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3.   Считать безусловно необходимым сотрудничество со всеми конструктивными силами планеты за выживание и развитие человечества, за будущее торжество добра над злом;

4.   Считать в качестве особой угрозы для существования Человечества, его настоящего и будущего, массовые деструктивные антропогенные процессы, в том числе эмиссию в атмосферу т.н. «парниковых газов», изъятие невосполнимых природных ресурсов и т.п.;

5.   Принять в качестве необходимого и достаточного критерия оценки негативного антропогенного и природного воздействия социально-экономический ущерб от нанесения любого вреда и эффект от воздействия положительного, с позиций интересов человека и человеческого сообщества в целом;

6.   Установить в качестве главного социально-экономического механизма сохранения и улучшения социальной и экологической среды обитания человека механизм своевременной и полной компенсации всего наносимого ущерба, при каких бы условиях это не произошло; соответственно коренным образом переработать систему оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и вместо экологического паспорта ввести социально-экологический паспорт предприятия, главной целью которых должна стать оценка наносимого ущерба от природоразрушительной и привносимого эффекта от природовосстановительной деятельности - по состоянию и в динамике;

 

В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

7.   Вменить в обязанность всех организаций производить регулярный мониторинг любых собственных положительных и отрицательных воздействий на окружающую среду обитания с подведением основного итога - оценки степени воздействия в абсолютных стоимостных и относительных единицах и оформления отчетности о них перед государственными учреждениями, общественными организациями и населением (гражданами);

8.   Установить, что динамика результирующих сдвигов (изменений) эффекта и ущерба для населения с учетом произведенных затрат должна стать необходимым и достаточным показателем при определении кадровых и финансовых выводов для соответствующих служб и руководства предприятий, регионов и отчета перед сотрудниками и электоратом;

 

В МЕЖДУНАРОДНОМ ПЛАНЕ

9.   Поддержать дух «Киотского протокола», сохраняя, однако, разочарование его буквой и считая механизмы его реализации чрезмерно усложненными, неоднозначными, не связанными с наносимым ущербом и уже поэтому малоэффективными; неудивительно при этом, что некоторые из государств отказались его ратифицировать;

10. Признать неправомерность любых форм квотирования и передачи странами друг другу любых так называемых прав и квот на загрязнение окружающей среды - социальной и природной -  и добиваться признания на международном уровне системы оплаты наносимого ущерба от стран с наивысшим вкладом в глобальное загрязнение в пользу стран с минимальным вкладом;

11. Добиваться на международном уровне, в том числе через организации ООН, признания взаимно наносимого ущерба в качестве единственного, необходимого и достаточного  критерия при взаимных оценках и расчетах от последствий при трансграничных воздействиях на население и на экономику соседних стран, а при глобальных воздействиях - вообще всех стран, подвергаемых воздействию;

12. Добиваться на международном уровне признания необходимости нести полную материальную ответственность за все последствия от социально-негативной, деструктивной экономической и иной деятельности стран, организаций и отдельных граждан вне зависимости от их мотивов - религиозных, политических, национальных, материальных, амбициозных, моральных и любых иных;

13. Взять на себя в одностороннем порядке, в качестве первого шага, компенсацию всех видов наносимого другим странам и народам социально-экологического, экономического и другого ущерба от вновь вводимых производств и ожидать того же шага от других стран;

 

О ПРЕДПРИНЯТЫХ И ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

14. Признать безусловно важным дальнейшее изучение пригодных для конструирования эффективных механизмов общественного развития результатов исследовательской и творческой деятельности федеральных, региональных, национальных и международных организаций, самостоятельных групп, коллективов и отдельных специалистов (в том числе результатов разработки и реализации систем экологического мониторинга, экономико- и социально-экологических оценок, социально-экологической сертификации продукции и производств по эффективности, качеству и экологической чистоте, экологической сертификации природоохранной деятельности и т.д.) с привлечением их разработчиков для постоянного совершенствования и реализации всех положений этой Доктрины, включая сферу экономики (экономических отношений), социомики (социальных отношений) и экологии (отношений человеческое сообщество - природа). Именно эти работы, предварительно проведенные, позволили сформировать настоящую Доктрину и обосновать для себя общественно обусловленный смысл настаивать на необходимости её реализации в России;

15. Выйти с предложением в ООН об организации подобных работ на международном и глобальном уровне в масштабе стран и народов, осознающих свою обеспокоенность и ответственность за обеспечение мировой социальной и экологической безопасности и общественного развития; при этом Россия готова взять на себя роль организатора этих работ, а также обучения и передачи имеющегося у неё опыта специалистам других стран;

16. Предложить всем участникам социально-экологического развития установить конструктивный диалог со всеми силами и организациями, в том числе природоохранными, антиглобалистскими и им подобными - даже не признавая их сегодняшние методы допустимыми и эффективными;

17. Обратиться к мировому сообществу с просьбой поддержать создание при ООН (или под эгидой ООН) международной организации для методического и организационного регулирования на единой методической основе алфавита общественного развития, в том числе для разработки и реализации общемировой (всемирной) системы материального и морального стимулирования авторов, разработчиков и участников реализации высших общественно эффективных достижений с присуждением им единообразных для всего мира творческих степеней строго в соответствии с суммарным вкладом в общественное развитие - производственному, социальному, экологическому и иному. Инициативу по созданию такого проекта (Всемирного Комитета «Развитие») для работы параллельно с Нобелевским комитетом, не вторгаясь в занятую им нишу, готова взять на себя Россия.

 

Данный Проект (по состоянию на 19.06.2001 года) подготовлен Международной Академией общественного развития (руководитель разработки - Минин Б.А., президент Академии) по предложению и при непосредственном участии работников аппарата Администрации Президента России.

 

Мы приглашаем всех к сотрудничеству

СПРАВКИ по телефонам (095) 241-38-08, 39-03,

E-Mail: fcc-2000@mtu-net.ru

и на сайте www.aha.ru/~mba


 

* Краткий словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1984.

Hosted by uCoz