Наши потомки в будущем проявят интерес

лишь к двум аспектам сегодняшней жизни -

нашему юмору и нашей музыке.

 

К. Воннегут

 

 

 

8.3 ПРОТИВОАКУСТИЧЕСКАЯ

    ОБОРОНА

 

 

Как есть ОВ – отравляющие вещества,

так есть и ОЗ – отравляющие звуки.

В отличие от первых последние можно применять,

не объявляя войны…

 

Этот раздел начинается с отрывка из статьи Татьяны 0рбелиани-Муравьёва-Апостол «Остановите «музыку», или противоакустическая оборона страны». - ЧП, 2000 № 1.

...Чудо природы, божественное человеческое ухо, способное воспринимать звуковые колебания громадного диапазона, можно мгновенно вывести из строя акустическим ударом громкостью в 160 децибел. Но и 90 децибел – шума напряжённой городской магистрали – достаточно для того, чтобы на несколько часов расстроить слуховые восприятия.

Если шум вообще – враг открытый, ясный и определённый и способы борьбы с ним постоянно совершенствуются, то сложнее обстоит дело с музыкой – второй составляющей окружающей нас музыкально-звуковой среды. Она – двуликий Янус: и улыбается, и грозит, и лечит, и калечит…

Музыка всегда рассматривалась как средство гармонизации отношений индивида и общества. Например, по Платону, от того, какая, в каких ладах, в каких ритмах звучит музыка в государстве, напрямую зависят его сила и могущество. Отход от стыдливой и скромной музыки считался им самым лучшим способом разрушения нравов, а следовательно, и государства. Эта истина никем ещё не опровергнута. Её попросту замалчивают или забывают.

Через  распущенные лады и ритмы в души людей проникает распущенное и постыдное начало. И только та музыка, что помогает индивиду осознать свой собственный мир как единство с полисной общиной, даёт возможность возвыситься до уровня общественных требований, – только такая музыка допустима в государстве.

К слову, это платоновское положение было использовано в идеологической доктрине третьего рейха. На завоёванных территориях славянских народов должна была звучать музыка только расслабляющая, деморализующая. Арийский же боевой дух поддерживался энергичными маршами.

Дисбаланс в общественной жизни и природе вызывается, по китайским воззрениям, различными аномалиями в двух видах жизненной энергии: «ян» и «инь». Их гармония достигается с помощью музыки, способной устранить хаос и установить космический порядок. Как и в учении Пифагора о «гармонии сфер», весь космос оказывался гармонически устроенным и музыкально звучащим телом.

Человеческий организм – сложнейшая акустическая система, природный механизм аккумулирования внешних вибраций, воспринимающий звуковые волны любого происхождения.

Большинство музыкальных ритмов основывается на естественном фундаменте ритмов человеческого организма: дыхания, сердечных сокращений, ходьбы, бега. Определённую связь ритмической пульсации можно установить с биотоками мозга: альфа-, бета-, тета- и дельта-ритмами. Каждому свойственно определённое число колебаний в секунду. И какой-то доминирует. Если ритм прослушиваемого музыкального произведения близок к ритму доминирующего биотока мозга, возникают последствия как положительного, так и отрицательного характера.

Слабые резонансные колебания стимулируют мозговую активность, «массируя» различные мозговые центры. Результатом может быть подъём настроения, работоспособности, расслабление, снижение болевой чувствительности, нормальный сон и многое другое. Именно такими оздоровительными свойствами наделена народная музыка любой национальности, охраняющая внутренний мир человека, и классическая музыка.

Поэтому, помимо музыкального образования, помогает сохранению здоровья использование в музыкальных композициях ритмов естественного происхождения.

 

Напротив, когда перед музыкальным искусством ставятся задачи уничтожения человеческой личности как целостности, разрушения её здоровья, все силы создателей такого «искусства» направляются на максимальное увеличение разрушительной силы резонансных колебаний.

На кафедре акустики МГУ проводились исследования наиболее агрессивных образцов рок- и поп-музыки. Компьютер раскладывал звук на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как эта музыка влияет на организм.

Частота основного ритма композиции «Дип Пёпл» «Smoke on the water» от двух до четырех герц. Такие скачки, да ещё при громкости в 40–50 децибел, вызывают неконтролируемое возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. Тот, кто предрасположен к нервным расстройствам, к психическим заболеваниям, после двух-, трёхразового прослушивания подобной композиции может ожидать обострения или нервного срыва. Шумовые призвуки и негармонические обертоны в музыкально-звуковом спектре вредят нервной системе: у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха и одновременно в крови повышается содержание адреналина и других гормонов и веществ, разъедающих жировую прослойку.

Композиция «Битлз» «Helter Skelter» – это пример, когда на первый взгляд приятная и благозвучная музыка оказывается на поверку не менее вредной. Здесь основной ритм (около 6,4 герц) находится в опасной для человека области резонансных частот грудной клетки и брюшной полости. Образно говоря, при прослушивании этой композиции ткани живота и груди «болеют» и понемногу разрушаются. Кроме того, поскольку основной ритм по частоте близок к частоте одного из ритмов головного мозга (7 герц), существует реальная угроза резонансного совпадения этих частот. У животных такой резонанс приводит к распаду функций мозга, то есть к сумасшествию…

Инструментальные исследования доказали, что даже 10-минутное «наслаждение» рок-музыкой на громкости в 100 децибел снижает чувствительность уха настолько, что наступает частичная потеря слуха. На рок-концертах нередко интенсивность звука достигает 120 децибел, то есть болевого порога, И, это отнюдь не предел. А семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели после такой музыки модной рок-группы не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?", «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?». Человек не просто забывает что-то из накопленной информации, но умственно деградирует. Если до подобного концерта человек воспринимал звуки громкостью 5 децибел, то после – с трудом различает шелест бумаги – 30 децибел.

Сейчас активно дискутируется волновая природа информации. В музыку же закладывается информация любого содержания. Наложение информационной волны на волну звуковую позволит беспрепятственно провести любую информацию в подсознание человека.;

Всего неделя прослушивания радиопередач на всех каналах СМИ и просмотр телепередач со всей очевидностью докажет, что 90% музыки, звучащей в эфире, не имеет отношения не только к русской национальной культуре, но вообще к национальным культурам народов России, народов, проживающих на территории бывшего СССР. Исследования болгарских учёных свидетельствуют: если в стране национальная музыка звучит меньше 65% общего эфирного времени, происходит размывание национального менталитета. Даже во Франции, стране, наиболее последовательно отстаивающей сегодня свою национальную самобытность, национальная музыка звучит в эфире не более 40% времени.

В нашем государстве звучащая в домах по радио, телевидению, с магнитофонных кассет музыка не имеет вообще никакой национальности. История свидетельствует: нация, переставшая осознавать свою национальную самобытность, обречена!

Наши дети в подавляющем большинстве имеют смутное представление о национальной музыке, вырастая космополитами. И если мы не хотим окончательного разрушения нашей государственности и потери национального самосознания, необходимо, вспомнив Платона, изгнать из звуковой среды России так называемое «музыкальное искусство», целенаправленно разлагающее душу нашего народа.

По-видимому, процесс космополитизации сознания постепенно охватывает весь мир. И роль первой скрипки в этой вакханалии отводится музыкальному искусству, вернее, массовой антимузыкальной разрушительной истерии, ничего общего не имеющей с той музыкой, о которой Н. В. Гоголь писал: «Если музыка нас оставит, что тогда будет с нашим миром?»

 

Этой цитатой заканчивается статья «Остановите «музыку»...»

 

Проблема акустического загрязнения окружающей среды - многонациональна. В Афинах (Греция) шум от автомобилей приносит огромные убытки для туристических фирм, гостиничные номера там заполняются в последнее время едва наполовину.

Но и немалы индивидуальные проблемы людей - радиослушателей и телезрителей, фактически каждого из нас.

Есть, кроме громкости и характера произведения, ряд искажений воспроизводимого звука, которые нам далеко не безразличны, а иногда вызывают у нас настоящие страдания.

ПЛАВАНИЕ звука вызывается неточностью изготовления механизма звукозаписывающих устройств, после которых фонограмма идет в эфир. Вообще говоря, этот вид искажений давно не проблема.

НЕЛИНЕЙНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ - явления намного более частые. Это когда вместо формы первичного звука идет на динамики искаженная кривая, скажем, синусоида имеет уплощения или горбики или дополнительные всплески. Ухо и мозг на это чутко реагируют - очень негативно.

Есть ещё вид нелинейных искажений, которые проявляются на диапазонах УКВ-FM: неприятные ВЫДЕЛЕНИЯ СИПЯЩИХ ЗВУКОВ (с, ц,...). Появляются они, очевидно, от того, что парень-оператор необразованного типа поворачивает от усердия регуляторы крайних частот - низших и высших как можно правее и перегружает передатчик. Кроме того уже у нас в радиоприемниках повышенная девиация (колебания модулирующего звука вокруг несущей) превосходит пределы приемных устройств. Появляющиеся от этого неприятные звуки фактически многократно снижают удовольствие от радиопередач.

Вообще, наш радиодиапазон от этих глуховатых-туповатых обезьян-операторов намного агрессивнее, грубее диапазона FM в Европе. Частично это касается и звука на ТВ. Причем, организаций, которые бы контролировали акустические искажения радиостанции нет! Отсюда и получается соревнование: кто больше повернет ручки направо. Грешат этим и Маяк, и даже Радио России, нет у двух-трех радиостанций. Спасибо им!

В новых ТВ-фильмах и телепрограммах совсем недавно появилась новая гадость. Многим известно, что современная электронная аппаратура обеспечивает очень высокую акустическую чувствительность и практически безынерционно работающую АРУ (автоматическую регулировку усиления). Так вот, кто-то из непуганых операторов догадался, а остальные с готовностью подхватили такую проотивообщественную заразу: чувствительность выставляют по максимуму, и в результате звуковые паузы исчезают. Герой молчит, в шумы, разные звуки со стороны идут на номинальном уровне. –  Тебе, слушатель и зритель, ни секунды без отдыха и тишины! Или еще хуже, вставляется полушумовая-полумузыкальная завеса… Последние передачи А. Гордона –  яркий этому пример.

Есть ещё одна зараза, которая охватила всю российскую радиокоммерцию: ОБРЕЗАНИЕ КОНЦОВ всех музыкальных произведений. Создается впечатление, что вот включил оператор очередной хит и ждет-не дождется, когда он кончится, уже руки исчесались, в голове туман, ум заходит за разум: ну, когда же кончиться эта мутата?! И вот почти конец, можно включить новый хит на пару секунд раньше и наконец-то отдохнуть - до нового зуда. Не убьют, не выгонят...

Ибо кто ему зарплату платит, видимо, тоже под медведем побывал. Или им всем поставлена задача: ни секунды слушателю покоя, ни полмысли, ни полэмоции ему о том, что только что отзвучало. Или ещё верней: чем им хуже, тем лучше!

Я уж не говорю о неуказании авторов и исполнителей - не твоя, слушателя, это забота! Сиди, оглушайся!!

Слух намного лучше связан с работой мозга, чем зрение. Да, глаз более информативен, а слух - намного более эмоционален. Искажения в звуках бьют острым ножом по нервам, пилят нашу психосферу.

Со временем, повзрослев, мы, русские, не сможем, не имеем право не отнестись к шуму, к звукам с должным почтением.

8.3.

отравляющие звуки

Музыка

лады и ритмы

подъём настроения, работоспособности, расслабление, снижение болевой чувствительности

музыкального образования

музыкальным искусством

ивных образцов рок- и поп-музыки.

неконтролируемое возбуждение

Шумовые призвуки

угроза резонансного совпадения

угроза резонансного совпадения

На рок-концертах

волновая природа информации

космополитизации сознания

шум от автомобилей

ПЛАВАНИЕ

НЕЛИНЕЙНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ

ВЫДЕЛЕНИЯ СИПЯЩИХ ЗВУКОВ

ОБРЕЗАНИЕ КОНЦОВ

проотивообщественную заразу

Hosted by uCoz