INTERNATIONAL PUBLIC

DEVELOPMENT ACADEMY

         129 336 Moscow, Startovaja-street, 11/517,    mail: А/Я 28, 129 336  Moscow, Russia129 336

 

МАОР

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 

                 Москва, ул. Стартовая, 11-517,                     для переписки: 129 336, Москва, а/я 28

 

 

 

 

2.

 

 

 

программа

«УНИВЕРСИТЕТ ТВОРЧЕСТВА»

(предложение)

 

 

Исполнители программы (по согласованию):

 

Международная Академия общественного развития

Федеральный центр сертификации МФИП

МОСКОВСКИЙ  ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

.....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2008г.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

Стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ………………………………………….…………

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ………………………………………………

6

I.

Общие положения ……………………………………………….……..

6

 

1. Социальные, нравственные и мировоззренческие основы Программы ………………………………………………………..……

6

 

2. Содержание проблемы ……………………………………………....

7

 

 

 

II.

Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы .……...

7

III.

Основные направления и сферы реализации Программы

9

IV.

Ресурсное обеспечение Программы ………………………….…..

11

 

 

 

V.  Мероприятия программы

11

 

VI.

1.

 

 МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

 «1. Проведение ограниченного эксперимента (на 2-4-х средних школах)»

 

12

 

12

2.

 «Подготовка и реализация программы в вузах»

13

     

         

 

 

Паспорт  Программы

 

НАИМЕНОВАНИЕ              ПРОГРАММЫ

 

 

 

«УНИВЕРСИТЕТ ТВОРЧЕСТВА»

 ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ

программы

 

 

 

ГОЛОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЗАКАЗЧИК – КООРДИНАТОР ПРОГРАММЫ

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ образования

города Москвы

 

 

 

РАЗРАБОТ-ЧИКИ ПРОГРАММЫ

 

 

 

(по согласованию): Управление дошкольного и общего школьного образования Департамента образования

города Москвы; МАОР, ФЦС, МОСКОВСКИЙ  ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.....

 

 

ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ     МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

 

 

(по согласованию): Международная Академия общественного развития, Федеральный центр сертификации МФИП, МОСКОВСКИЙ

ЦЕНТР  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, 2 -4 школы государственные  и/или частные;  2 государственных и 2 частных вуза (по согласованию), Органы местного самоуправления, Неправительственные структуры.

,

ЦЕЛИ              ПРОГРАММЫ

 

 

Повышение эффективности воспитания с ориентацией на приоритеты общественных интересов и обучения в школах и вузах с ориентацией на освоение приемов технического и социального творчества; снижение неоправданной умственной и психологической перегрузки учащихся.

 

ЗАДАЧИ           ПРОГРАММЫ

 

 

- Внедрение комплекса известных наиболее зарекомендовавших себя методов образования – воспитания и обучения с упором на развитие  образного мышления;

- Внедрение эффективных принципов и методов творчества (изобретательства) в учебные программы для всех ступеней и форм образования;

- Реализация эффективных социокультурных и коммуникационно-мировоззренческих технологий распространения норм общественно ориентированного поведения - ориентированного на интересы общества и окружающей природной среды и угнетения противообщественной деятельности;

- Поиск методов и средств повышения эффективности ресоциализации детей, временно выключенных из общественной жизни.

 

СРОКИ И         ЭТАПЫ                   РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

 

     Программа носит среднесрочный характер и рассчитана на 2008-2014 годы:

- I этап (2008 – 2010 годы) – организация работы по предлагаемой методике в 2-4-х средних школах, разработка учебных материалов и конкретизация научно-методических основ преподавания теории  и практики творчества для учащихся средней школы, проведение занятий и обсуждение хода выполнения проекта за 2-4 полугодия и вывод о продолжении ограниченного эксперимента или о распространении его результатов на другие школы;

- II этап (2010 – 2012 годы) – продолжение работы в  2-4-х или более школах, разработка учебных материалов и конкретизация научно-методических основ преподавания теории  творчества для учащихся вузов, внедрение общественно ориентированных механизмов социализации общества и профилактики социальной агрессивности на уровне районов города, обобщение накопленного Москвой опыта для передачи вовне, подготовка материалов для передачи в вузы, отбор вузов для  первичного внедрения проекта на следующем этапе; представление в Правительство Москвы уточненных предложений о создании специализированных Университетов творчества на территории Москвы или в Подмосковье;

-         III этап (2012 - 2014 годы) – полномасштабное внедрение апробированных и отобранных методов обучения и воспитания в школах, подготовка преподавательского состава вузов для использования рекомендуемых методов и средств, внедрение методов и средств мониторинга качества образования в школах, уровня детской преступности по районам города и в целом; подготовка материалов для распространения московского опыта на другие регионы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ         ОСНОВНЫХ         МЕРОПРИЯТИЙ

 

 

 

 

1. Проведение ограниченного эксперимента (на 2-4-х средних школах)  

2.  Подготовка и реализация программы в вузах. Подготовка и реализация программы в вузах

ОБЪЕМЫ И      ИСТОЧНИКИ     ФИНАНСИРО-ВАНИЯ                   РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

 

Финансирование осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в бюджете г. Москвы на программную деятельность соответствующих структур Правительства Москвы; путем привлечения средств из внебюджетных источников; через формирование бюджетной заявки в соответствии с возможностями Федерального бюджета, а также посредством создания соответствующих финансовых и производственных структур.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ       РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

 

- Создание предпосылок для постепенного внедрения в сознание людей инновационного смысла и реальной возможности собственной творческой деятельности  – непрерывного обновления (развития) общественного производства для  удовлетворения  возрастающих  потребностей страны в условиях все возрастающего роста дефицита ресурсов; удовлетворение личных потребностей в  мировоззренческом прогрессе, а также воспитания уверенности в своих творческих силах и возможности самореализации;

- Постепенное внедрение в социальную практику норм общественно ориентированного поведения – повышения социальной и экологической безопасности, снижения социальной напряженности, в том числе путем более успешного мониторинга  и внедрения эффективных механизмов  социальной ответственности;

- создание лучших психологических предпосылок для утверждения в государственных и коммерческих учреждениях общественных приоритетов;

- формирование организационных форм и механизмов профилактики социальной напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях, снижения в обществе общей агрессивности, вандализма, наркотизации населения, явлений суицида и массового оттока из страны интеллектуального потенциала.

 

СИСТЕМА      ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ НАД ХОДОМ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

 

Контроль над организацией работы по выполнению Программы и ее реализацией осуществляется в установленном порядке государственными заказчиками и координатором Программы, Управлением координации исполнения социальной политики и Управлением бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы. Головной государственный заказчик – координатор Программы представляет отчет об итогах выполнения Программы за прошедший этап в Правительство Москвы. Текущий контроль после начала реализации в конкретных учебных заведениях осуществляется по результатам вводимого мониторинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Содержание программы        

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепции образования, действующая в подавляющем большинстве стран Нашей Цивилизации, если говорить на уровне процедур и принципов (педагог рассказал – ученик запомнил и пересказал – учитель сопоставил и оценил) – господствует многие века, если не тысячелетия. В предыдущие медленно текущие этапы развития человеческого сообщества эта концепция его во многом удовлетворяла. Но экспоненциальный рост научно-технического и главное - социально-экономического развития, необъявленное соревнование по этому показателю между странами, а точнее – между нациями и даже расами и, наконец, существенное самопроизвольное ускорение развития детей постепенно приводит к заметному несоответствию результатов образования (и обучения, и воспитания) новым требованиям жизни.

 

1.1. Социальные, нравственные и мировоззренческие

основы Программы

Подавляющее большинство знаний, переданных школьнику, не находит применения в дальнейшей жизни – ни в производственной, ни в вузе, ни вообще в быту, зато давалось оно путем колоссальных перегрузок молодого растущего организма – и интеллектуальных, и психических. Примерно то же можно увидеть на следующем переломном участке:  вуз – работа. Это даже если не говорить об огромных издержках в качестве учебников и о неудовлетворительных, низкокачественных путях доставки этих знаний многими преподавателями, которые сами с трудом справляются с наплывом знаний.  Наконец, практически ни одна школа, вуз не ориентированы на обучение правилам творчества, не обучает основам творчества и не показывает, как оценить сделанное изобретение и как реализовать наиболее эффективные. Все это вместе взятое и определяет появлении все новых и новых экспериментальных образовательных систем, в общем-то редко закрепляющихся на педагогическом пространстве.

Параллельно прослеживаются значительные издержки в осуществлении воспитательной функции школы и вуза, вообще в росте нравственности населения по сравнению с ростом технократических возможностей человечества и материального благосостояния жителей экономических наиболее развитых стран.

Сегодня нужна образовательная политика, активно использующая  более эффективные и здоровьесберегающие технологии, способные успешно решать сложные и общественно важные задачи инновационного (новационного) развития. Речь идет о знаниях и умениях креативного мышления, накопленных мировым человеческим опытом, что особенно важно в условиях глобализации.

Важно, чтобы при возросшей креативной способности учащихся был обеспечен опережающий рост социализации и гуманизации их сознания, совершенствование их нравственных установок, не позволяющих использовать возросшие умственные способности во зло. Мирокультурные социальные, нравственные и мировоззренческие основы – надежная предпосылка не только роста эффективности развития стран и народов, но и  достижения толерантности межсоциального и межконфессионального общения.

 

 

 

 

 

1.2. Содержание проблемы

Собственно, догадки и даже практические шаги в направление заставить школу, вуз подвергнуть радикальным пересмотрам свои системы на тему «как, сколько и чему учить» делались давно, но, если не учитывать десятка-полтора  можно сказать, гениальных, от Бога, преподавателей,  чаще всего они, как было сказано выше, прошли почти безуспешно. Распространение таких нововведений упорно не замечало, не поддерживало, не требовало реализации  общество «извне», но главное – их распространению зачастую активно сопротивлялось преподавательское  сообщество «изнутри», не находя в себе сил переучиваться, расти, менять годами начитанные конспекты...

Корпоративный эгоцентризм присущ любому сообществу лиц, более или менее завязанных на собственные интересы, - судейскому, медицинскому, торговому, даже научному...  Во многих случаях эта стабильность приносит пользу общему делу, но иногда становится поперек общественного развития, и общество должно находить в себе силы разорвать рекуррентные связи для выхода на следующий уровень. Методам, которые помогут преодолевать обязательное при этом сопротивление,  если эта концепция будет принята хотя бы для экспериментального воплощения, придется уделять в данной программе  заметное место.

К сожалению, ни одна из попыток перестроить образование (повторим: кроме незначительного числа частных случаев) не затрагивает предмета преподавания, вынужденно подстраиваясь в части формирования знаний учеников и студентов под существующие официально утвержденные требования.

Таким образом, если будет принято реализовать предлагаемое образовательное учреждение «Университет творчества», начиная уже с этапа формирования школ творчества, придется ставить вопрос не только о правилах его реализации (подготовка учебников, преподавателей, условий для преподавания, содержания заданий...), но и о пересмотре  всего объема требований к его выпускникам на конечном, финальном этапе их обучения, а для Школ творчества, начального этапа обучения творчеству,  – при поступлении в вузы. Либо в старших классах временно оставить все как было – пока так, собственно, и планируется. 

Так или иначе, но пересмотр и переформулирование установленных требований к образовательному процессу и к его результатам – это один из самых сложных  на сегодня вопросов. У нас сейчас нет прямых рецептов, как преодолеть этот рубеж. Именно на это и потребуется настоящая политическая воля, для стимулирования которой нет и не может быть никаких рецептов.

 

 

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является повышение эффективности образования – обучения и  воспитания: обучения в школах и вузах с ориентацией на освоение приемов технического и социального творчества с ориентацией на приоритеты общественных интересов,  снижение неоправданной психической и умственной перегрузки учащихся.

Достижение  поставленной  цели  предполагает  решение  следующих

задач:

- Внедрение комплекса известных наиболее зарекомендовавших себя методов обучения базовым предметам с упором на развитие  образного мышления;

- Внедрение эффективных принципов и методов творчества (изобретательства) в учебные программы для всех ступеней и форм образования, включая способы выявления мест с явной антисоциальной направленностью, умения находить наиболее эффективные решения и практически оценивать эту эффективность – первоначально потенциальную, с учетом их перспективности – сроков морального износа, а затем фактическую, находить методы реализации наиболее эффективных нововведений;

- Реализация эффективных социокультурных и коммуникационно-мировоззренческих технологий распространения норм общественно ориентированного поведения - ориентированного на интересы общества и окружающей природной среды, угнетения противообщественной и антиприродной деятельности;

- Поиск и апробация эффективной системы разрешения межсоциальных и межконфессиональных конфликтов, угнетения преступности - в частности, пропагандой метода возмещения наносимого экономического, социального и морального ущерба;

    - Реализация комплекса мер по налаживанию межэтнического и межконфессионального диалогов на основе организации постоянного мониторинга общественно полезной деятельности иммигрантов и инспирированных ими антисоциальных явлений, начиная с учебных заведений;

- Поиск методов и средств повышения эффективности ресоциализации детей, временно выключенных из общественной жизни.

 

 

Программа носит среднесрочный характер и осуществляется с 2008 по 2014 год в три этапа.

Задачей первого этапа  (2008 – 2010 годы) является разработка первичных учебных материалов по теории и практике творчества, конкретизация научно-методических основ преподавания теории  творчества для разных возрастных групп учащихся школ, формирования общественно ориентированного сознания, профилактики социальной агрессивности детей; поиск практических форм опытной реализации позитивных установок по отношению к вопросам социальной безопасности и общественного развития; общественное обсуждение результатов, отбор и обучение преподавателей, проведение занятий и обсуждение хода выполнения проекта - работы в школах за 2-4 полугодия и вывод о продолжении ограниченного эксперимента или о распространении его на другие школы;

Второй  этап (2010 – 2012 годы) – продолжение работы в  2-4х или более школах, разработка учебных материалов и конкретизация научно-методических основ преподавания теории  творчества для учащихся вузов, внедрение общественно ориентированных механизмов социализации общества и профилактики социальной агрессивности на уровне районов города, обобщение накопленного Москвой опыта для передачи вовне, подготовка материалов для передачи в вузы, отбор вузов для  первичного внедрения проекта, передача в правительство города Москвы дополнительно обоснованных предложений по введению специализированного Университета творчества;

Третий этап (2012 - 2014 годы) – полномасштабное внедрение апробированных и отобранных методов обучения и воспитания в школах, доподготовка преподавательского состава отобранных вузов для использования рекомендуемых методов и средств, внедрение методов и средств мониторинга качества образования в школах, уровня детской преступности по районам города и в целом; подготовка материалов для распространения московского опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

Международная Академия общественного развития (МАОР) с самого начала своего образования (1996 год) задумывалась как организация, целиком ориентированная на инновационное развитие общества, на общественно полезное творчество - главным образом в социальной и экологической сферах. Нашу уверенность в правильности выбранного вектора прямо или косвенно поддерживали работы многих специалистов, в том числе и в сфере образования. «Школа новой цивилизации будет ориентирована на творчество» – это слова профессора Калужского педагогического университета А. Зайцева, и с эти нельзя не согласиться. К настоящему времени есть немало специалистов, которые исследуют и предлагают свои разработки в сфере образования, в том числе специалисты Вальдорфской педагогики, работы А.К. Дусавицкого и многих других, может быть, менее известных, внесших значительный  вклад в дело развития образовательного процесса. С другой стороны, к этому времени можно считать уже вполне сформировавшейся теорию  и практику творчества, измерители творческих достижений, методы социальной ответственности и т.д.

Поэтому следует ставить вопрос о постепенном имплантации  в  тело образовательного процесса островков обучения и воспитания на совершенно новых принципах и главное -  введение в качестве основных тех предметов, которые обучают «делать будущее», формируют, выращивают конструкторов этого будущего из существующего генофонда.

Речь идет о создании по территории страны специальных учебных заведений, в качестве основного предмета которых было бы изучение искусства и науки делать изобретения, высокотворческие достижения. Это будут настоящие УНИВЕРСИТЕТЫ ТВОРЧЕСТВА. Первая публикация с описанием принципов образования таких университетов  появилась в журнале «Элитное образование» - № 6 за 2006 год. Скорее всего, не только в части находить узкие места, недоработки в текущем производстве, находить оптимальные решения и делать настоящие изобретения, в том числе и социальные, но и в части знания учащимися таких университетов (на начальном этапе – Школ творчества) общепринятых, т.н. базовых предметов, их уровень, если речь не будет идти о наборе фактов, дат, законов, исключений из них, скорее всего не будет ниже уровня обычных.

 

Задачи предлагаемого «Университета творчества»:

- создание объединительного представления о Мире, искусственно расчлененном по отдельным наукам в последние сотни лет; развитие навыков видеть Мир как систему;

- максимальное развитие творческих способностей и общественной ориентации молодых людей, умения быть всюду Изобретателем, Новатором, постигая теорию и практику нововведений - Новистику;  обеспечение наилучших условий для передачи опыта от более опытных творцов - молодым;

- воспитание лиц, способных инициировать и осуществлять нетрадиционные решения и добиваться существенного вклада в развитие страны и человечества;

- воспитание социально ориентированной психологии, направленной на внесение вклада в ускорение общественного, прежде всего социального развития страны, разных стран и народов; разработка основ духовного, во всяком случае – социального единения конфессий, различных духовных сообществ, народов и рас;

- воспитание навыков выявлять в любой науке, религии, в любом учении, в деятельности разных сообществ фундаментальные цели их существования: для удовлетворения тех или иных реальных общественных потребностей или только унитарных потребностей этих сообществ, чаще всего просто их руководителей, т.е. различать цели общественные и наносные, узкопрагматичные и даже антиобщественные;

- обучение теории и практике самооценки и оценки общественной полезности своих и чужих нововведений, обучение основам Новометрии: Эконометрии, Социометрии и Наукометрии – все на фундаментальных основах оценки общественной полезности  нововведений; более подробно состав предметов, которые должны будут подготовлены для преподавания в университетах творчества, представлено в таблице ниже (раздел 4).

Уделяя  главное внимание «производственным», учебным вопросам функционирования новой школы, мы не можем не затронуть как бы побочные, якобы второстепенные вопросы создания высокого психологического климата и досуга – иначе школа, даже при повышении привлекательности учебного процесса, не сможет стать конкурентоспособной в части социализации личности по отношению к зловредным влияниям улицы, неблагополучных семей и т.д.

 

Сферы реализации Программы

Социально-экономическая сфера.

Смена социальных формаций, переход от плановой экономики к рыночным отношениям, мучительное десятилетие экономических и политических реформ в России болезненно отразились прежде всего на положении конкретного человека, на его личной судьбе.

Сегодня Москва испытывает не меньше, а может быть даже больше трудностей, чем любой другой российский город. Ведь в условиях мегаполиса острее, болезненнее  проявляются многие проблемы: будь то безработица, низкие доходы, положение плохо обеспеченных горожан (ветераны, инвалиды, многодетные семьи) или доступ к образованию, к здравоохранению, к культуре и т.д. Именно поэтому идет поиск оптимальных путей разрешения возникающих проблем. Образование нельзя отнести к тактическим, сиюминутным методам, но зато при удачном исходе реформ в этой сфере создается прочный фундамент будущего преображения общества. Именно такие цели ставит перед собой этот проект.

Для устойчивого развития государства необходимо совершенствовать социальную сферу общества во всем ее объеме и по всем направлениям. Избавление общества от нищеты и неравенства является задачей национального, регионального и международного масштаба. Именно на совершенствование социальной сферы будет направлена работы основных методов Университета творчества.

Сфера образования, науки и культуры.

В апреле 2001 года Департамент образования города Москвы провел в столице Международную научно-практическую конференцию «Европейская школа XXI века», которая внесла ряд предложений, помогающих развитию современного образования как наукоемкого, культурного и духовно-нравственного социального процесса, являющегося, кроме того, средством формирования культуры мира и ненасилия. Повышение качества образования, ставшее показателем уровня жизни населения, степени развитости общества в целом – один из вызовов XXI века. Именно образование позволяет человеку быть открытым и активным деятелем. Речь идет не только о средней, но и высшей школе и других формах образования.

Сфера коммуникационных технологий.

Наиболее частый аргумент для оправдания агрессивного содержания передач отечественных СМИ является ссылка на соответствующий уровень ментальности нашего общества. Распространение успешно воспринятого образования, предлагаемого данным проектом, позволит сделать в этом существенный сдвиг с позитивным влиянием на общество.

Это – настоятельная потребность современного этапа продвижения идей развития общества, выражающаяся в создании нового поколения социально эффективных и ресурсосберегающих технологий. При этом особая проблема – формирование внутреннего, мировоззренческого противоядия от виртуального насилия, тиражируемого Интернетом, обретающее с каждым годом все более масштабный и разнообразный характер, а также от культа насилия, царящего в электронных средствах массовой информации, видео- и книжной продукции.

Путем технологизации конструктивного опыта, накопленного в ходе реализации лучших достижений прошлых и новых образовательных систем, социальная сфера столичного мегаполиса должна пополниться  отечественной производственной структурой самоокупаемых, а затем и высокоприбыльных технологий новых  коммуникационных  услуг.

Сфера сотрудничества государственных и неправительственных организаций.

Важная сфера реализации Программы – взаимодействие государства и общества. В этой связи принципиально, что представления московской общественности и городских органов власти совпадают в главном: в восприятии провозглашенных государством методов «инновационного развития» страны, а также  ненасилия и толерантности как единой, логически последовательной концепции, увязывающей воедино широкий спектр мер, без осуществления которых практически невозможно обеспечить достойную жизнь в наступившем ХХI веке.

Необходимо активно использовать получившие дальнейшее развитие концептуальные основы и принципы сотрудничества городского Правительства с общественностью, чему способствовал принятый в столице Закон «О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями», существенно расширивший правовую базу взаимодействия властных структур с общественными объединениями, вовлечения новых социальных групп населения в общественные процессы.

Появление когорты людей творческих и высокоморальных с высшим уровнем менталитета должно существенно ускорить переход нашей страны к гражданскому обществу.

 

 

 

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Реализация данной городской целевой программы осуществляется за счет средств городского бюджета, предусмотренных на программную деятельность соответствующих структур Правительства Москвы, путем привлечения средств из внебюджетных источников и путем формирования бюджетной заявки в соответствии с возможностями Федерального бюджета.

Общие  расходы  на  Программу на первом этапе ее осуществления (на примере отобранных школ) зависят от количества этих школ и прогнозируются  в  размере удвоенного или утроенного объема обеспечения этих школ до проведения эксперимента (направления использования этих средств даны ниже) плюс затраты на подготовку учебной литературы (см. расчет затрат).

 

 

V. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В реализации Программы целесообразно использование конструктивного опыта, арсенала методов и средств, накопленного государственными и общественными организациями московского мегаполиса в ходе осуществления всего массива преобразований в сфере образования.

В этой связи механизм реализации Программы предполагает:

1) комплексный подход к формированию системы программных мероприятий, предусматривающий их взаимоувязку;

2) последовательность осуществления мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых институтов и механизмов снижения социально-психологической напряженности в обществе, - с одной стороны и методов, повышающих творческий потенциал учащихся, - с другой.

3) широкое привлечение общественных объединений к участию в реализации Программы, а также гласность, регулярное информирование общественности о целях и ходе выполнения Программы, открытый доступ к материалам и базам данных, подготовленным в рамках Программы;

 

VI.  МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

 

1. ШКОЛЫ ТВОРЧЕСТВА   

Выбор стандартной школы для начального  этапа создания Университета творчества можно считать вполне оправданным. При этом исчезает много сложных вопросов, таких как:

Строительство нового здания или обживания старого,

Подбор  и согласование интересов и возможностей педагогического состава

Выявление возможностей и ограничений каждого из учителей и т.д.

 

В настоящее время можно считать возможным принять за основу без изменения  структуру каждой выбранной школы. Действительно, если будет выбрана не совершенно новая школа, то в ней уже устоялся коллектив, устоялось распределение обязанностей и т.д. Так что проведение специальных реорганизаций, которые не смогут не  нарушать работу школ, не потребуется. Больше того, именно неизменная организация позволит во время проявить позитивные или, вдруг, негативные изменения в результатах образования от введения нового типа образования и отличить влияние неизвестного «человеческого фактора» от «ошибки метода».

При этом хотя время учителя на уроках по обязательным предметам сократиться в 1,5 – 2 раза, все они с самого начала могут оставаться на своих ставках. Это должно быть оправдано следующими  обстоятельствами:

1.        Каждый штатный учитель осваивает  обновленные учебники с объемом, который Организационно-методическим центром (ОМЦ) будет ранее выделен из рекомендованных ранее учебников, он вынужден будет перестраивать свои методы преподавания и даже, по возможности, их дополнять и готовить предложения свои и своих учеников для передачи в ОМЦ и далее для последовательной доработки учебников,

2.        Каждый штатный учитель после преподавания регламентированного, понятного  для большинства учеников минимума материала должен предусматривать свое дополнительное время работы с учениками, которые объявят о готовности получать дополнительные знания по тому или иному предмету.

 

И так будет продолжаться весь этап освоения нового вида образования. Со временем, если Школа не покажет особых результатов и не будет получать особые дивиденды от государства или родителей, все ставки вернутся на прежние уровни или незначительно больше.

Для преподавания предметов под общим названием «Теория и практика творчества» Школе творчества потребуется выделить дополнительные ставки, на которые можно будет принять новых учителей или дополнительно поставить прежних: каждый штатный учитель после преподавания регламентированного для большинства учеников минимума может освоить новый предмет, точнее, серию новых предметов (см. Концепцию) и занять новые ставки полностью или частично. Одновременно свои и приглашенные специалисты будут готовить материал для серии учебников и учебных пособий, в том числе:

Как замечать недостатки и предлагать их исправление?

Как делать изобретения? (Я - изобретатель)

Какая польза от твоей инновации?

Гениальность изобретения – как ее рассчитать?

Как можно улучшить Интернет?

Телевизор и его программы: польза или вред?

Гениальный ребенок – как быть?

Школа недалекого будущего

 

Некоторые из них целесообразно издать в двух-четырех  редакциях для разных классов, от 3-го до 10-го, в разных объемах (от 3-х до 15 ал), в разных стилях изложения.

 

Перечни текущих задач, которые требуется выполнить на этом этапе,  дан в материале «План поэтапной реализации». Этот план расписан здесь только для первого, наиболее трудного этапа.

К особенностям занятий в рамках реализации проекта следует предусмотреть:

·         работу без заданий на дом, кроме задания поиска недостатков вокруг и их решений – соответственно возрасту учеников (из опыта работы в Харькове  профессора А.К. Дусавицкого),

·         специальный контроль понятности объяснений учителем, со временем –  контроль текущий, техническими средствами (разработки МЭИ, 80-е годы),

·         частые работы на природе,

·         предложения непрерывно переделывать учебники на уровень, понятный ученикам,

·         со временем приглашение учеников старших классов для работы по отдельным предметам с младшими, или лучше освоивших с менее освоившими (из опыта работы школы М.П. Щетинина);

·         поиск самими учащимися тем для обучения.

Везде по возможности ведется аудиозапись занятий для анализа и совершенствования учебного материала.

 

 

 

2. ВУЗЫ ТВОРЧЕСТВА  

На втором этапе выполнения программы «УНИВЕРСИТЕТ ТВОРЧЕСТВА» - продолжение работы в  2-4-х или более школах, продолжение разработки учебных материалов и конкретизация научно-методических основ преподавания теории  творчества для учащихся вузов, внедрение общественно ориентированных механизмов социализации учащихся, обобщение накопленного Москвой опыта для передачи вовне, подготовка материалов для передачи в вузы, отбор вузов для  первичного внедрения проекта.

При организации работы в школе по новым принципам надо будет вводить ряд методических приемов, повышающих эффективность образовательного процесса.  

Данное программное мероприятие начинает осуществляться еще на завершающем этапе подпрограммы Школа творчества. Оно включает полномасштабное внедрение апробированных и отобранных методов обучения и воспитания в других школах, подготовка преподавательского состава отобранных вузов для использования рекомендуемых методов и средств, внедрение методов и средств мониторинга качества образования в школах, уровня детской преступности по районам города и в целом; подготовка материалов для распространения московского опыта в другие регионы и страны.

 

 

 

2.

 

ДЕПАРТАМЕНТ

образования

города

Москвы

 

...

 

 

 

Международная Академия общественного развития

 

МОСКОВСКИЙ

ЦЕНТР

 КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московская

программа

«УНИВЕРСИТЕТ ТВОРЧЕСТВА»

 

 

Исполнители программы (по согласованию):

 

Международная Академия общественного развития

Федеральный центр сертификации МФИП

МОСКОВСКИЙ  ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

.....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2008г.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

Стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ………………………………………….…………

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ………………………………………………

6

I.

Общие положения ……………………………………………….……..

6

 

1. Социальные, нравственные и мировоззренческие основы Программы ………………………………………………………..……

6

 

2. Содержание проблемы ……………………………………………....

7

 

 

 

II.

Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы .……...

7

III.

Основные направления и сферы реализации Программы

9

IV.

Ресурсное обеспечение Программы ………………………….…..

11

 

 

 

V.  Мероприятия программы

11

 

VI.

1.

 

 МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

 «1. Проведение ограниченного эксперимента (на 2-4-х средних школах)»

 

12

 

12

2.

 «Подготовка и реализация программы в вузах»

13

     

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт  Программы

 

НАИМЕНОВАНИЕ              ПРОГРАММЫ

 

 

 

«УНИВЕРСИТЕТ ТВОРЧЕСТВА»

 ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ

программы

 

 

 

ГОЛОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЗАКАЗЧИК – КООРДИНАТОР ПРОГРАММЫ

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ образования

города Москвы

 

 

 

РАЗРАБОТ-ЧИКИ ПРОГРАММЫ

 

 

 

(по согласованию): Управление дошкольного и общего школьного образования Департамента образования

города Москвы; МАОР, ФЦС, МОСКОВСКИЙ  ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.....

 

 

ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ     МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

 

 

(по согласованию): Международная Академия общественного развития, Федеральный центр сертификации МФИП, МОСКОВСКИЙ

ЦЕНТР  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, 2 -4 школы государственные  и/или частные;  2 государственных и 2 частных вуза (по согласованию), Органы местного самоуправления, Неправительственные структуры.

,

ЦЕЛИ              ПРОГРАММЫ

 

 

Повышение эффективности воспитания с ориентацией на приоритеты общественных интересов и обучения в школах и вузах с ориентацией на освоение приемов технического и социального творчества; снижение неоправданной умственной и психологической перегрузки учащихся.

 

ЗАДАЧИ           ПРОГРАММЫ

 

 

- Внедрение комплекса известных наиболее зарекомендовавших себя методов образования – воспитания и обучения с упором на развитие  образного мышления;

- Внедрение эффективных принципов и методов творчества (изобретательства) в учебные программы для всех ступеней и форм образования;

- Реализация эффективных социокультурных и коммуникационно-мировоззренческих технологий распространения норм общественно ориентированного поведения - ориентированного на интересы общества и окружающей природной среды и угнетения противообщественной деятельности;

- Поиск методов и средств повышения эффективности ресоциализации детей, временно выключенных из общественной жизни.

 

СРОКИ И         ЭТАПЫ                   РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

 

     Программа носит среднесрочный характер и рассчитана на 2008-2014 годы:

- I этап (2008 – 2010 годы) – организация работы по предлагаемой методике в 2-4-х средних школах, разработка учебных материалов и конкретизация научно-методических основ преподавания теории  и практики творчества для учащихся средней школы, проведение занятий и обсуждение хода выполнения проекта за 2-4 полугодия и вывод о продолжении ограниченного эксперимента или о распространении его результатов на другие школы;

- II этап (2010 – 2012 годы) – продолжение работы в  2-4-х или более школах, разработка учебных материалов и конкретизация научно-методических основ преподавания теории  творчества для учащихся вузов, внедрение общественно ориентированных механизмов социализации общества и профилактики социальной агрессивности на уровне районов города, обобщение накопленного Москвой опыта для передачи вовне, подготовка материалов для передачи в вузы, отбор вузов для  первичного внедрения проекта на следующем этапе; представление в Правительство Москвы уточненных предложений о создании специализированных Университетов творчества на территории Москвы или в Подмосковье;

-         III этап (2012 - 2014 годы) – полномасштабное внедрение апробированных и отобранных методов обучения и воспитания в школах, подготовка преподавательского состава вузов для использования рекомендуемых методов и средств, внедрение методов и средств мониторинга качества образования в школах, уровня детской преступности по районам города и в целом; подготовка материалов для распространения московского опыта на другие регионы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ         ОСНОВНЫХ         МЕРОПРИЯТИЙ

 

 

 

 

1. Проведение ограниченного эксперимента (на 2-4-х средних школах)  

2.  Подготовка и реализация программы в вузах. Подготовка и реализация программы в вузах

ОБЪЕМЫ И      ИСТОЧНИКИ     ФИНАНСИРО-ВАНИЯ                   РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

 

Финансирование осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в бюджете г. Москвы на программную деятельность соответствующих структур Правительства Москвы; путем привлечения средств из внебюджетных источников; через формирование бюджетной заявки в соответствии с возможностями Федерального бюджета, а также посредством создания соответствующих финансовых и производственных структур.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ       РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

 

- Создание предпосылок для постепенного внедрения в сознание людей инновационного смысла и реальной возможности собственной творческой деятельности  – непрерывного обновления (развития) общественного производства для  удовлетворения  возрастающих  потребностей страны в условиях все возрастающего роста дефицита ресурсов; удовлетворение личных потребностей в  мировоззренческом прогрессе, а также воспитания уверенности в своих творческих силах и возможности самореализации;

- Постепенное внедрение в социальную практику норм общественно ориентированного поведения – повышения социальной и экологической безопасности, снижения социальной напряженности, в том числе путем более успешного мониторинга  и внедрения эффективных механизмов  социальной ответственности;

- создание лучших психологических предпосылок для утверждения в государственных и коммерческих учреждениях общественных приоритетов;

- формирование организационных форм и механизмов профилактики социальной напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях, снижения в обществе общей агрессивности, вандализма, наркотизации населения, явлений суицида и массового оттока из страны интеллектуального потенциала.

 

СИСТЕМА      ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ НАД ХОДОМ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

 

Контроль над организацией работы по выполнению Программы и ее реализацией осуществляется в установленном порядке государственными заказчиками и координатором Программы, Управлением координации исполнения социальной политики и Управлением бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы. Головной государственный заказчик – координатор Программы представляет отчет об итогах выполнения Программы за прошедший этап в Правительство Москвы. Текущий контроль после начала реализации в конкретных учебных заведениях осуществляется по результатам вводимого мониторинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Содержание программы        

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепции образования, действующая в подавляющем большинстве стран Нашей Цивилизации, если говорить на уровне процедур и принципов (педагог рассказал – ученик запомнил и пересказал – учитель сопоставил и оценил) – господствует многие века, если не тысячелетия. В предыдущие медленно текущие этапы развития человеческого сообщества эта концепция его во многом удовлетворяла. Но экспоненциальный рост научно-технического и главное - социально-экономического развития, необъявленное соревнование по этому показателю между странами, а точнее – между нациями и даже расами и, наконец, существенное самопроизвольное ускорение развития детей постепенно приводит к заметному несоответствию результатов образования (и обучения, и воспитания) новым требованиям жизни.

 

1.1. Социальные, нравственные и мировоззренческие

основы Программы

Подавляющее большинство знаний, переданных школьнику, не находит применения в дальнейшей жизни – ни в производственной, ни в вузе, ни вообще в быту, зато давалось оно путем колоссальных перегрузок молодого растущего организма – и интеллектуальных, и психических. Примерно то же можно увидеть на следующем переломном участке:  вуз – работа. Это даже если не говорить об огромных издержках в качестве учебников и о неудовлетворительных, низкокачественных путях доставки этих знаний многими преподавателями, которые сами с трудом справляются с наплывом знаний.  Наконец, практически ни одна школа, вуз не ориентированы на обучение правилам творчества, не обучает основам творчества и не показывает, как оценить сделанное изобретение и как реализовать наиболее эффективные. Все это вместе взятое и определяет появлении все новых и новых экспериментальных образовательных систем, в общем-то редко закрепляющихся на педагогическом пространстве.

Параллельно прослеживаются значительные издержки в осуществлении воспитательной функции школы и вуза, вообще в росте нравственности населения по сравнению с ростом технократических возможностей человечества и материального благосостояния жителей экономических наиболее развитых стран.

Сегодня нужна образовательная политика, активно использующая  более эффективные и здоровьесберегающие технологии, способные успешно решать сложные и общественно важные задачи инновационного (новационного) развития. Речь идет о знаниях и умениях креативного мышления, накопленных мировым человеческим опытом, что особенно важно в условиях глобализации.

Важно, чтобы при возросшей креативной способности учащихся был обеспечен опережающий рост социализации и гуманизации их сознания, совершенствование их нравственных установок, не позволяющих использовать возросшие умственные способности во зло. Мирокультурные социальные, нравственные и мировоззренческие основы – надежная предпосылка не только роста эффективности развития стран и народов, но и  достижения толерантности межсоциального и межконфессионального общения.

 

 

 

 

 

1.2. Содержание проблемы

Собственно, догадки и даже практические шаги в направление заставить школу, вуз подвергнуть радикальным пересмотрам свои системы на тему «как, сколько и чему учить» делались давно, но, если не учитывать десятка-полтора  можно сказать, гениальных, от Бога, преподавателей,  чаще всего они, как было сказано выше, прошли почти безуспешно. Распространение таких нововведений упорно не замечало, не поддерживало, не требовало реализации  общество «извне», но главное – их распространению зачастую активно сопротивлялось преподавательское  сообщество «изнутри», не находя в себе сил переучиваться, расти, менять годами начитанные конспекты...

Корпоративный эгоцентризм присущ любому сообществу лиц, более или менее завязанных на собственные интересы, - судейскому, медицинскому, торговому, даже научному...  Во многих случаях эта стабильность приносит пользу общему делу, но иногда становится поперек общественного развития, и общество должно находить в себе силы разорвать рекуррентные связи для выхода на следующий уровень. Методам, которые помогут преодолевать обязательное при этом сопротивление,  если эта концепция будет принята хотя бы для экспериментального воплощения, придется уделять в данной программе  заметное место.

К сожалению, ни одна из попыток перестроить образование (повторим: кроме незначительного числа частных случаев) не затрагивает предмета преподавания, вынужденно подстраиваясь в части формирования знаний учеников и студентов под существующие официально утвержденные требования.

Таким образом, если будет принято реализовать предлагаемое образовательное учреждение «Университет творчества», начиная уже с этапа формирования школ творчества, придется ставить вопрос не только о правилах его реализации (подготовка учебников, преподавателей, условий для преподавания, содержания заданий...), но и о пересмотре  всего объема требований к его выпускникам на конечном, финальном этапе их обучения, а для Школ творчества, начального этапа обучения творчеству,  – при поступлении в вузы. Либо в старших классах временно оставить все как было – пока так, собственно, и планируется. 

Так или иначе, но пересмотр и переформулирование установленных требований к образовательному процессу и к его результатам – это один из самых сложных  на сегодня вопросов. У нас сейчас нет прямых рецептов, как преодолеть этот рубеж. Именно на это и потребуется настоящая политическая воля, для стимулирования которой нет и не может быть никаких рецептов.

 

 

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является повышение эффективности образования – обучения и  воспитания: обучения в школах и вузах с ориентацией на освоение приемов технического и социального творчества с ориентацией на приоритеты общественных интересов,  снижение неоправданной психической и умственной перегрузки учащихся.

Достижение  поставленной  цели  предполагает  решение  следующих

задач:

- Внедрение комплекса известных наиболее зарекомендовавших себя методов обучения базовым предметам с упором на развитие  образного мышления;

- Внедрение эффективных принципов и методов творчества (изобретательства) в учебные программы для всех ступеней и форм образования, включая способы выявления мест с явной антисоциальной направленностью, умения находить наиболее эффективные решения и практически оценивать эту эффективность – первоначально потенциальную, с учетом их перспективности – сроков морального износа, а затем фактическую, находить методы реализации наиболее эффективных нововведений;

- Реализация эффективных социокультурных и коммуникационно-мировоззренческих технологий распространения норм общественно ориентированного поведения - ориентированного на интересы общества и окружающей природной среды, угнетения противообщественной и антиприродной деятельности;

- Поиск и апробация эффективной системы разрешения межсоциальных и межконфессиональных конфликтов, угнетения преступности - в частности, пропагандой метода возмещения наносимого экономического, социального и морального ущерба;

    - Реализация комплекса мер по налаживанию межэтнического и межконфессионального диалогов на основе организации постоянного мониторинга общественно полезной деятельности иммигрантов и инспирированных ими антисоциальных явлений, начиная с учебных заведений;

- Поиск методов и средств повышения эффективности ресоциализации детей, временно выключенных из общественной жизни.

 

 

Программа носит среднесрочный характер и осуществляется с 2008 по 2014 год в три этапа.

Задачей первого этапа  (2008 – 2010 годы) является разработка первичных учебных материалов по теории и практике творчества, конкретизация научно-методических основ преподавания теории  творчества для разных возрастных групп учащихся школ, формирования общественно ориентированного сознания, профилактики социальной агрессивности детей; поиск практических форм опытной реализации позитивных установок по отношению к вопросам социальной безопасности и общественного развития; общественное обсуждение результатов, отбор и обучение преподавателей, проведение занятий и обсуждение хода выполнения проекта - работы в школах за 2-4 полугодия и вывод о продолжении ограниченного эксперимента или о распространении его на другие школы;

Второй  этап (2010 – 2012 годы) – продолжение работы в  2-4х или более школах, разработка учебных материалов и конкретизация научно-методических основ преподавания теории  творчества для учащихся вузов, внедрение общественно ориентированных механизмов социализации общества и профилактики социальной агрессивности на уровне районов города, обобщение накопленного Москвой опыта для передачи вовне, подготовка материалов для передачи в вузы, отбор вузов для  первичного внедрения проекта, передача в правительство города Москвы дополнительно обоснованных предложений по введению специализированного Университета творчества;

Третий этап (2012 - 2014 годы) – полномасштабное внедрение апробированных и отобранных методов обучения и воспитания в школах, доподготовка преподавательского состава отобранных вузов для использования рекомендуемых методов и средств, внедрение методов и средств мониторинга качества образования в школах, уровня детской преступности по районам города и в целом; подготовка материалов для распространения московского опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

Международная Академия общественного развития (МАОР) с самого начала своего образования (1996 год) задумывалась как организация, целиком ориентированная на инновационное развитие общества, на общественно полезное творчество - главным образом в социальной и экологической сферах. Нашу уверенность в правильности выбранного вектора прямо или косвенно поддерживали работы многих специалистов, в том числе и в сфере образования. «Школа новой цивилизации будет ориентирована на творчество» – это слова профессора Калужского педагогического университета А. Зайцева, и с эти нельзя не согласиться. К настоящему времени есть немало специалистов, которые исследуют и предлагают свои разработки в сфере образования, в том числе специалисты Вальдорфской педагогики, работы А.К. Дусавицкого и многих других, может быть, менее известных, внесших значительный  вклад в дело развития образовательного процесса. С другой стороны, к этому времени можно считать уже вполне сформировавшейся теорию  и практику творчества, измерители творческих достижений, методы социальной ответственности и т.д.

Поэтому следует ставить вопрос о постепенном имплантации  в  тело образовательного процесса островков обучения и воспитания на совершенно новых принципах и главное -  введение в качестве основных тех предметов, которые обучают «делать будущее», формируют, выращивают конструкторов этого будущего из существующего генофонда.

Речь идет о создании по территории страны специальных учебных заведений, в качестве основного предмета которых было бы изучение искусства и науки делать изобретения, высокотворческие достижения. Это будут настоящие УНИВЕРСИТЕТЫ ТВОРЧЕСТВА. Первая публикация с описанием принципов образования таких университетов  появилась в журнале «Элитное образование» - № 6 за 2006 год. Скорее всего, не только в части находить узкие места, недоработки в текущем производстве, находить оптимальные решения и делать настоящие изобретения, в том числе и социальные, но и в части знания учащимися таких университетов (на начальном этапе – Школ творчества) общепринятых, т.н. базовых предметов, их уровень, если речь не будет идти о наборе фактов, дат, законов, исключений из них, скорее всего не будет ниже уровня обычных.

 

Задачи предлагаемого «Университета творчества»:

- создание объединительного представления о Мире, искусственно расчлененном по отдельным наукам в последние сотни лет; развитие навыков видеть Мир как систему;

- максимальное развитие творческих способностей и общественной ориентации молодых людей, умения быть всюду Изобретателем, Новатором, постигая теорию и практику нововведений - Новистику;  обеспечение наилучших условий для передачи опыта от более опытных творцов - молодым;

- воспитание лиц, способных инициировать и осуществлять нетрадиционные решения и добиваться существенного вклада в развитие страны и человечества;

- воспитание социально ориентированной психологии, направленной на внесение вклада в ускорение общественного, прежде всего социального развития страны, разных стран и народов; разработка основ духовного, во всяком случае – социального единения конфессий, различных духовных сообществ, народов и рас;

- воспитание навыков выявлять в любой науке, религии, в любом учении, в деятельности разных сообществ фундаментальные цели их существования: для удовлетворения тех или иных реальных общественных потребностей или только унитарных потребностей этих сообществ, чаще всего просто их руководителей, т.е. различать цели общественные и наносные, узкопрагматичные и даже антиобщественные;

- обучение теории и практике самооценки и оценки общественной полезности своих и чужих нововведений, обучение основам Новометрии: Эконометрии, Социометрии и Наукометрии – все на фундаментальных основах оценки общественной полезности  нововведений; более подробно состав предметов, которые должны будут подготовлены для преподавания в университетах творчества, представлено в таблице ниже (раздел 4).

Уделяя  главное внимание «производственным», учебным вопросам функционирования новой школы, мы не можем не затронуть как бы побочные, якобы второстепенные вопросы создания высокого психологического климата и досуга – иначе школа, даже при повышении привлекательности учебного процесса, не сможет стать конкурентоспособной в части социализации личности по отношению к зловредным влияниям улицы, неблагополучных семей и т.д.

 

Сферы реализации Программы

Социально-экономическая сфера.

Смена социальных формаций, переход от плановой экономики к рыночным отношениям, мучительное десятилетие экономических и политических реформ в России болезненно отразились прежде всего на положении конкретного человека, на его личной судьбе.

Сегодня Москва испытывает не меньше, а может быть даже больше трудностей, чем любой другой российский город. Ведь в условиях мегаполиса острее, болезненнее  проявляются многие проблемы: будь то безработица, низкие доходы, положение плохо обеспеченных горожан (ветераны, инвалиды, многодетные семьи) или доступ к образованию, к здравоохранению, к культуре и т.д. Именно поэтому идет поиск оптимальных путей разрешения возникающих проблем. Образование нельзя отнести к тактическим, сиюминутным методам, но зато при удачном исходе реформ в этой сфере создается прочный фундамент будущего преображения общества. Именно такие цели ставит перед собой этот проект.

Для устойчивого развития государства необходимо совершенствовать социальную сферу общества во всем ее объеме и по всем направлениям. Избавление общества от нищеты и неравенства является задачей национального, регионального и международного масштаба. Именно на совершенствование социальной сферы будет направлена работы основных методов Университета творчества.

Сфера образования, науки и культуры.

В апреле 2001 года Департамент образования города Москвы провел в столице Международную научно-практическую конференцию «Европейская школа XXI века», которая внесла ряд предложений, помогающих развитию современного образования как наукоемкого, культурного и духовно-нравственного социального процесса, являющегося, кроме того, средством формирования культуры мира и ненасилия. Повышение качества образования, ставшее показателем уровня жизни населения, степени развитости общества в целом – один из вызовов XXI века. Именно образование позволяет человеку быть открытым и активным деятелем. Речь идет не только о средней, но и высшей школе и других формах образования.

Сфера коммуникационных технологий.

Наиболее частый аргумент для оправдания агрессивного содержания передач отечественных СМИ является ссылка на соответствующий уровень ментальности нашего общества. Распространение успешно воспринятого образования, предлагаемого данным проектом, позволит сделать в этом существенный сдвиг с позитивным влиянием на общество.

Это – настоятельная потребность современного этапа продвижения идей развития общества, выражающаяся в создании нового поколения социально эффективных и ресурсосберегающих технологий. При этом особая проблема – формирование внутреннего, мировоззренческого противоядия от виртуального насилия, тиражируемого Интернетом, обретающее с каждым годом все более масштабный и разнообразный характер, а также от культа насилия, царящего в электронных средствах массовой информации, видео- и книжной продукции.

Путем технологизации конструктивного опыта, накопленного в ходе реализации лучших достижений прошлых и новых образовательных систем, социальная сфера столичного мегаполиса должна пополниться  отечественной производственной структурой самоокупаемых, а затем и высокоприбыльных технологий новых  коммуникационных  услуг.

Сфера сотрудничества государственных и неправительственных организаций.

Важная сфера реализации Программы – взаимодействие государства и общества. В этой связи принципиально, что представления московской общественности и городских органов власти совпадают в главном: в восприятии провозглашенных государством методов «инновационного развития» страны, а также  ненасилия и толерантности как единой, логически последовательной концепции, увязывающей воедино широкий спектр мер, без осуществления которых практически невозможно обеспечить достойную жизнь в наступившем ХХI веке.

Необходимо активно использовать получившие дальнейшее развитие концептуальные основы и принципы сотрудничества городского Правительства с общественностью, чему способствовал принятый в столице Закон «О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями», существенно расширивший правовую базу взаимодействия властных структур с общественными объединениями, вовлечения новых социальных групп населения в общественные процессы.

Появление когорты людей творческих и высокоморальных с высшим уровнем менталитета должно существенно ускорить переход нашей страны к гражданскому обществу.

 

 

 

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Реализация данной городской целевой программы осуществляется за счет средств городского бюджета, предусмотренных на программную деятельность соответствующих структур Правительства Москвы, путем привлечения средств из внебюджетных источников и путем формирования бюджетной заявки в соответствии с возможностями Федерального бюджета.

Общие  расходы  на  Программу на первом этапе ее осуществления (на примере отобранных школ) зависят от количества этих школ и прогнозируются  в  размере удвоенного или утроенного объема обеспечения этих школ до проведения эксперимента (направления использования этих средств даны ниже) плюс затраты на подготовку учебной литературы (см. расчет затрат).

 

 

V. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В реализации Программы целесообразно использование конструктивного опыта, арсенала методов и средств, накопленного государственными и общественными организациями московского мегаполиса в ходе осуществления всего массива преобразований в сфере образования.

В этой связи механизм реализации Программы предполагает:

1) комплексный подход к формированию системы программных мероприятий, предусматривающий их взаимоувязку;

2) последовательность осуществления мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых институтов и механизмов снижения социально-психологической напряженности в обществе, - с одной стороны и методов, повышающих творческий потенциал учащихся, - с другой.

3) широкое привлечение общественных объединений к участию в реализации Программы, а также гласность, регулярное информирование общественности о целях и ходе выполнения Программы, открытый доступ к материалам и базам данных, подготовленным в рамках Программы;

 

VI.  МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

 

1. ШКОЛЫ ТВОРЧЕСТВА   

Выбор стандартной школы для начального  этапа создания Университета творчества можно считать вполне оправданным. При этом исчезает много сложных вопросов, таких как:

Строительство нового здания или обживания старого,

Подбор  и согласование интересов и возможностей педагогического состава

Выявление возможностей и ограничений каждого из учителей и т.д.

 

В настоящее время можно считать возможным принять за основу без изменения  структуру каждой выбранной школы. Действительно, если будет выбрана не совершенно новая школа, то в ней уже устоялся коллектив, устоялось распределение обязанностей и т.д. Так что проведение специальных реорганизаций, которые не смогут не  нарушать работу школ, не потребуется. Больше того, именно неизменная организация позволит во время проявить позитивные или, вдруг, негативные изменения в результатах образования от введения нового типа образования и отличить влияние неизвестного «человеческого фактора» от «ошибки метода».

При этом хотя время учителя на уроках по обязательным предметам сократиться в 1,5 – 2 раза, все они с самого начала могут оставаться на своих ставках. Это должно быть оправдано следующими  обстоятельствами:

1.        Каждый штатный учитель осваивает  обновленные учебники с объемом, который Организационно-методическим центром (ОМЦ) будет ранее выделен из рекомендованных ранее учебников, он вынужден будет перестраивать свои методы преподавания и даже, по возможности, их дополнять и готовить предложения свои и своих учеников для передачи в ОМЦ и далее для последовательной доработки учебников,

2.        Каждый штатный учитель после преподавания регламентированного, понятного  для большинства учеников минимума материала должен предусматривать свое дополнительное время работы с учениками, которые объявят о готовности получать дополнительные знания по тому или иному предмету.

 

И так будет продолжаться весь этап освоения нового вида образования. Со временем, если Школа не покажет особых результатов и не будет получать особые дивиденды от государства или родителей, все ставки вернутся на прежние уровни или незначительно больше.

Для преподавания предметов под общим названием «Теория и практика творчества» Школе творчества потребуется выделить дополнительные ставки, на которые можно будет принять новых учителей или дополнительно поставить прежних: каждый штатный учитель после преподавания регламентированного для большинства учеников минимума может освоить новый предмет, точнее, серию новых предметов (см. Концепцию) и занять новые ставки полностью или частично. Одновременно свои и приглашенные специалисты будут готовить материал для серии учебников и учебных пособий, в том числе:

Как замечать недостатки и предлагать их исправление?

Как делать изобретения? (Я - изобретатель)

Какая польза от твоей инновации?

Гениальность изобретения – как ее рассчитать?

Как можно улучшить Интернет?

Телевизор и его программы: польза или вред?

Гениальный ребенок – как быть?

Школа недалекого будущего

 

Некоторые из них целесообразно издать в двух-четырех  редакциях для разных классов, от 3-го до 10-го, в разных объемах (от 3-х до 15 ал), в разных стилях изложения.

 

Перечни текущих задач, которые требуется выполнить на этом этапе,  дан в материале «План поэтапной реализации». Этот план расписан здесь только для первого, наиболее трудного этапа.

К особенностям занятий в рамках реализации проекта следует предусмотреть:

·         работу без заданий на дом, кроме задания поиска недостатков вокруг и их решений – соответственно возрасту учеников (из опыта работы в Харькове  профессора А.К. Дусавицкого),

·         специальный контроль понятности объяснений учителем, со временем –  контроль текущий, техническими средствами (разработки МЭИ, 80-е годы),

·         частые работы на природе,

·         предложения непрерывно переделывать учебники на уровень, понятный ученикам,

·         со временем приглашение учеников старших классов для работы по отдельным предметам с младшими, или лучше освоивших с менее освоившими (из опыта работы школы М.П. Щетинина);

·         поиск самими учащимися тем для обучения.

Везде по возможности ведется аудиозапись занятий для анализа и совершенствования учебного материала.

 

 

 

2. ВУЗЫ ТВОРЧЕСТВА  

На втором этапе выполнения программы «УНИВЕРСИТЕТ ТВОРЧЕСТВА» - продолжение работы в  2-4-х или более школах, продолжение разработки учебных материалов и конкретизация научно-методических основ преподавания теории  творчества для учащихся вузов, внедрение общественно ориентированных механизмов социализации учащихся, обобщение накопленного Москвой опыта для передачи вовне, подготовка материалов для передачи в вузы, отбор вузов для  первичного внедрения проекта.

При организации работы в школе по новым принципам надо будет вводить ряд методических приемов, повышающих эффективность образовательного процесса.  

Данное программное мероприятие начинает осуществляться еще на завершающем этапе подпрограммы Школа творчества. Оно включает полномасштабное внедрение апробированных и отобранных методов обучения и воспитания в других школах, подготовка преподавательского состава отобранных вузов для использования рекомендуемых методов и средств, внедрение методов и средств мониторинга качества образования в школах, уровня детской преступности по районам города и в целом; подготовка материалов для распространения московского опыта в другие регионы и страны.

 

 

 

 

 

Следующая страница >>

 

<< На Главную страницу сайта

 

 

Hosted by uCoz