ВОЗВРАТНОЕ ПРАВО КАК  ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПУТЬ К АДЕКВАТНОМУ САМОСОЗНАНИЮ В ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

 

Проф, д.э.н МИНИН БА,

през. МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (http://talant-abc.narod.ru) 

 

Это выступление подготовлено для обсуждения участниками Соборной  конференции  Всемирного Русского Народного Собора и включает изложение результатов исследований нашей академии общественного развития за последние более 20-ти лет по одному,  важнейшему направлению из выбранных нами. Оно касается правосудия, его методологии, парадигмы, но чрезвычайно  близко коррелирует с темой данной конференции, направленной на сбережение народа, и вообще с вопросами материального и духовного благополучия народа, а значит и с очень больным для нас сегодня вопросом - демографическим.

Текст, представленный здесь, дополнен важными сведениями и мнениями выступивших 24 декабря 2010 года, в частности, протоиерея Всеволода Чаплина, муфтия Хариза Саубянова, главного инспектора страны по безопасности дорожного движения В.Н. Кирьянова и из некоторых других источников.

 

 Чрезвычайно высокая смертность нашего народа, включая и смертельные исходы на автодорогах, в ДТП, следует рассматривать как естественный результат и выразитель нашей слишком высокой, как бы не объяснимой безрадостности и даже агрессивности в нашей российской жизни. Именно это общее состояние общества, в частности, есть причина и столь трудного решения вопроса о безвизовом режиме посещения других стран, о чем Президент страны постоянно напоминает в гостях на Западе и на Востоке.

Эта психологическая дефектность нашего состояния вовсе не является в массе генетически обусловленной, она является следствием устоявшегося духа безнаказанности не только от полного незнания основных заповедей, проповедуемых всеми великими религиями мира, но и от  грубого несовершенства методологии правосудного законодательства, господствующего в странах Нашей Цивилизации. Всё это вместе формирует прежде всего относительно небольшую категорию отдельных  социально опасных лиц  с негативно отклоненным поведением и как правило с грубо агрессивной ментальностью, которая затем невольно иррадиирует вовне, вызывая  агрессивно-защитную  реакцию остальных, потенциально как бы абсолютно здоровых членов общества. Именно так и создается вся наша безрадостная атмосфера. – Увы, этот вывод о нашем несчастном народе делают многие социологические исследования, внешние тоже, а отражается это на вполне объективных показателях, жизненных для каждого народа. Это - низкая рождаемость и высокая смертность, т.е. нежелание оставлять потомство и вообще жить в таком обществе. Отсюда массовая замена любви на секс, массовое применение  таких средств суицида, как наркотики и алкоголь, а также, в частности, грубое поведение на автодорогах – как зеркальное отражение нашего поведения в обществе вообще.

 

Миазмы безрадостности и безнаказанности постепенно пронизывают все поры общества, вызывают такие явления, как массовую коррупцию, уголовную преступность, экологические преступления и т.д. Само собой это не уйдет никогда. Самый прямой путь к началу борьбы против всего этого, считаем мы, – смена методологии и в целом парадигмы нашего правосудия как государственно узаконенной реакции общества на негативно отклоненное поведение граждан. Оно чрезвычайно плотно определяет не только поведение преступных элементов, но поведение и всех граждан. Неадекватная реакция общества дает все основания для неадекватного антисоциального поведения граждан.  Путь к постепенному переходу к адекватному и праведному поведению граждан, кроме уже наступившему усилению религиозного воспитания, мы видим в глубокой перестройке нашего правосудия - от формальной ответственности за нарушение формальных догм (норм) права, чаще всего в виде лишения свободы, на требование возврата потерпевшим всего нанесенного ущерба. Это, вкратце, то, что нами названо «ВОЗВРАТНОЕ ПРАВО». Совместное духовное и юридическое воздействие позволит постепенно трансформировать ментальность нашего населения на менее агрессивный и конструктивный лад. 

При этом надо подчеркнуть, что объявление всем и сразу о принятом принципе компенсации нанесенного ущерба, т.е. изъятия в пользу потерпевшего всей порции отнятого у него  преступником «счастья», скорее всего, будет гораздо более действенным, чем ежедневные разговоры о пополнении уголовного законодательства сотнями  новых статей.

 

Так же, как по поводу исправления дефектов в экономике можно и нужно нам обращаться к правительству, точно так же по поводу исправлений дефектов в нашей ментальности, в душе, следует апеллировать к религии. Не говоря уже о необходимости углубления проповедей морально-нравственного содержания (здесь все в руках Церкви), стоит гораздо более сложная, но зато и более результативная задача: в содружестве с другими религиями, принимаемыми официально нашей властью, наша Церковь может сегодня стать реальной силой, способной повлиять на высшие властные структуры для проведения нужных реформ в законодательстве.

Сегодня Власть беззаветно занимается  нескончаемыми действительно актуальными экономическими  и социальными деламиззаветно  ными актуальными номическими ублении проповедей морально-нравственного содержания,  членоы  Ь В ФОРделамдддддд. Вопрос стоит в том, чтобы  Церковь сумела обратить ее внимание на необходимость решения не менее важных для нашего общества долговременных задач переустройства нашей ментальности, именно - начиная с  пересмотра основ нашего  правосудия.  Этот великий потенциал наших религиозных конфессий еще совершенно не использован. А ведь именно его активизация, открытая для всех конструктивная и общественно обусловленная настойчивость религиозных лидеров  перед правительством за радикальные перемены, за облагораживание нашей ментальности, начиная с работы СМИ и кончая введением адекватного правосудия, поможет, по нашему мнению, всем увидеть в религии ее великую силу, заслуженно вернет в свое лоно многих прихожан. И не только богобоязненных.

 

Чтобы представить обоснованность этих выводов и причинно-следственные связи «правосудие – преступность», в том числе и на автодорогах, придется напомнить несколько исторических фактов формирования парадигмы нашего правосудия. Во-первых, относительно парадигмы. Какие ее элементы сегодня следует считать наиболее ущербными?

А). Ее кодифицированный, дробный характер. Надо сказать, что когда император Юстиниан заставил обобщить практики тысяч и тысяч юристов по всей Римской империи, практикующих каждый по своим правилам, представленный в его «Кодексе» тогда еще довольно скромный перечень преступлений вместе с наказаниями за каждый из них можно считать явлением даже  положительным. Правда, с некоторыми оговорками – ведь его кодекс  не учел  географические и национальные особенности десятков народов и народностей Империи. И юристы где-то даже возмущались. Но они быстро смирились, ибо сразу поняли: все это реально упростило им правосудный процесс. Причем упростило надолго: ведь тогда время текло так медленно, что человек родился и умирал почти в неподвижных условиях… Все изменилось всего несколько сот лет назад и особенно злонравно это чувствуется сейчас. Ибо сколько сот статей ежегодно не добавляй в уголовный и иные кодексы, белых пятен в них не уменьшается. Чем и пользуются преступники. Да и вообще, вас не коробит такая формулировка, например, касательно ДТП: «…повлекшее смерть двух и более лиц»? - значит, и двух, и двухсот равнозначно? Читайте уголовный кодекс, там таких перлов немало! Не  говоря уже о том, что как показал экономико-математический контроль  нескольких разделов УК, несправедливость в виде несовпадения назначаемых сроков лишения свободы при равной тяжести преступлений  достигает двух раз! В нашей книге «ВОЗВРАТНОЕ ПРАВО» (на сайте п. 15) эти расчеты приводятся. Думаю, вы согласитесь, что 5 и 10 лет  для заключенного - это далеко не одно и то же.

Б). Базирование всего законодательства и любой из норм права всего лишь на форме, на внешнем описании алгоритма деликта - а не на его общественных последствиях, не на размере нанесенного ущерба. Исследования на эту тему показали, что это заметил еще два   века назад, в начале 18 века, великий британец Джереми Бентам, кстати, юрист. Он обратил внимание, что судят не за последствия, не по плодам, а за форму. Его теорию сразу и с воодушевлением воспринял Наполеон. Но он все отдал на откуп экспертам, которые, как и сегодня, действовали по принципу «забивания камнями». Если бы Наполеон вместо кровопролитных войн провел нужную уже тогда судебную реформу, его имя светилось бы века. Но само собой ввести нужные пункты в судебную реформу ему не дали: этому воспротивились практикующие юристы, которые уже привыкли к готовым правилам и менять их, переучиваться никто не хотел. Как и терять яркий ореол таинственности.

Есть и другая категория защитников кодифицированного законодательства: те, которые полномочны его формировать. Естественно, в свою пользу.

- Вот, в общем-то, причины, по которым оно оказалось таким живучим и почему так безрадостна наша жизнь, вот почему мы так непуганны и агрессивны.  Хотя голоса за переполюсацию нынешнего законодательства  звучали не раз и не два,  их просто не слушал никто, кому это надо было бы услышать. В то же время у россиян в генетической памяти еще сохранились воспоминания о некогда справедливом суде, и сотни лет мы живем в облаке чувства несправедливости, которое каждый раз вскипает, когда слышишь о чудесах типа «двух и более».

В). Итог сегодняшнего судопроизводства, судебное решение, - никак не адекватная реакция общества на негативно отклоненное поведение его членов. Наказание по существующему уголовному законодательству как правило предусматривается в виде лишения свободы. Ну, это не совсем так, - предусматриваются и штрафы, но суды чаще выбирают именно такие решения. Подсчитано, что в тюрьме у нас хоть раз отсидел каждый десятый мужчина. Сегодня миллионы семей лишились отца, сына, брата… А народное и домашнее хозяйство – рабочих рук. При этом, что тоже важно, жертва преступлений  оказывается самой презираемой, самой ничтожной фигурой, дважды униженной – сначала преступником, а затем судебной системой. Даже штраф – он же не в пользу жертвы!

Хотя совершенно ясно, что если исключить круг патологических социопатов, которых нельзя держать среди людей, почти любое дело могло бы в принципе кончаться возмещением потерпевшему в материальной форме всего нанесенного ущерба –экономического, материального, социального, экологического, морального… Почти все виды ущерба сегодня поддаются достаточно простому определению и расчету – соответствующий экономико-математический аппарат готовился задолго (за 15-20 лет) до начала работы над возвратными принципами - с 1992 года. Но все же главное, что при этом наказание должно назначаться не за нарушение каких-то пунктов какого-то кодекса, а за последствия от этого нарушения, за нанесенный ущерб. И производиться в виде его полной компенсации (в пользу потерпевшего). Только тогда преступность перестанет быть выгодным бизнесом.

 

Если бы процедура компенсации нанесенного ущерба была введена те самые двести лет назад, да еще распространена на международные отношения, многие зловредные поступки человечество бы не совершило. Если бы две тысячи американских конструкторов, сделавших первые две американские АТОМНЫЕ БОМБЫ, знали, что на каждого из них ляжет тяжелый груз возмещения вреда от одномоментной гибели 200 тысяч японцев при атомной бомбардировке, едва ли бы эти бомбы были сделаны. Или: на сотню лет до этого, в середине 18 века, не захотелось бы европейским научным мужам полвека (!) перехихикивать и тупо не признавать АНТИСЕПТИКИ, открытой врачем-акушером Игнацем Земмельвайсом (Австро-Венгрия), который открыл на интуиции, но затем  экспериментально доказал, что 20-40-процентная смертность рожениц в европейских клиниках – это не божье наказание, а немытые руки акушеров после их увлекательной работы с трупами. За эти полвека в Европе погибло людей в сотни раз больше, чем при атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, - десятки миллионов женщин-рожениц, причем в самом цветущем возрасте! Вот вам примеры нашей терпимости к человеческому консерватизму. И попустительствовало этому господствующее тогда право. Но ведь оно по сути осталось таким же до сих пор!

Тогда - это тогда. Сейчас, на наш взгляд, значение и поле действия Возвратных принципов даже возросло. Одно из них – огромный ежегодный прирост автомобилей продаваемых и покупаемых – более чем по миллиону машин в год. Этот рост далеко не всегда определяется практической необходимостью. Он подогревается факторами  престижа, дурных амбиций, неумением молодых людей занять себя чем-то, кроме возни под капотом… Ясно,  все это буйство еще усиленно накачивается со всех экранов идеей либерализма, вседозволенности, и диктатом ВВП. ПЕРВАЯ, если присмотреться,…  начисто лопнет, рассыплется, если будет признана и введена в жизнь идея приоритета возвратных принципов, а ВТОРАЯ станет бессмысленной, когда рядом с ВВП или перед ним в качестве приоритетного станет «Индекс  счастья», как это вслед за маленьким королевством Бутан намеривается ввести Британия. Или хотя бы вспомнится предложение Ленина ввести «index-number» - показатель развития всех организаций, сегодня его можно сделать с учетом прироста не только экономических, но и социальных показателей – чем не предложение для страны, которая объявила о своем инновационном пути развития!? Только бы не испортили исполнители. А то ведь опять получится «как всегда».

 

Перед новым мэром Москвы первым стал вопрос автодорожных пробок. Мы ему месяц назад предложили (см. на сайте академии п. 38): если все пути перепробуете, вспомните о статье в Конституции, предписывающей возмещение экологического вреда. По проведенным нами ранее расчетам, в 2002 году этот вред составлял для москвичей около 75 миллиарда рублей, сейчас уже наверняка раза в два больше, тысяч по 20 на семью. Лучше всего это делать путем введения экологических наценок на моторное топливо: стоящий автомобиль – почти безвредный автомобиль. Наценки будут нужны для компенсации гражданам и на проведение защитных мероприятий – вот вам путь смягчения социальных контрастов вместо беззвучных призывов «делиться» и «защищать природу».

Судя по выступлению г-на Собянина 22 декабря, этот вариант, увы, даже не рассматривается. А ведь эти поборы с автомобилистов были бы в обмен на  освобождение для них автодорог и снятие поборов других: за дорогие парковки.  И исключение  отнимаемых сегодня потерь времени в пробках - по часу, два или три ежесуточно. Помножим цену часа свободного времени на эти часы в год – вот вам цена нашего сегодняшнего консерватизма. Выступающие на конференции не учитывали цену свободного времени, повышенную загазованность окружающей среды от дерганного  торможения и т.п. Но и потери только бюджетных средств по России впечатляют: 127 миллиардов рублей от ДТП ежегодно!

Так что возвратное право – это не только «нравственно ответственное поведение», но и увеличение их свободы на дорогах. Это, далее, еще и постепенный отказ наших автолюбителей от агрессивных авто размером с полувагон, и стимулирование бизнеса учиться дистанционному использованию работы своих работников, и отказ от неоправданных поездок на обед и в парикмахерские…

И еще многое другое, можно сказать, не относящееся к автомобильному транспорту, но не менее важное: постепенное освобождение нас от агрессивной рекламы, зачастую предельно тупой и совершенно не информативной (социологический опрос ее потребителей и наблюдателей даст огромные цифры наносимого ущерба), и избавление от жестоких «художественных» телепрограмм, и смягчение контактов с чиновником, которому придется непрерывно оглядываться по сторонам, и волна совершенствования огромного массива нашего законодательства, казалось бы совершенно далекого от нашего с вами вопроса, путем постепенного отряхивания, исключения абсолютно не нужных, а значит и вредных  законодательных требований и таким образом удешевления его практического применения для всех нас без исключения – например, с многократным снижением  стоимости межевания наших шести соток от сотни тысяч рублей до вполне обоснованной суммы (за счет исключения из состава необходимых инструментов космической техники и т.д.). И даже совсем личное - усмирение не в меру неспокойных соседей по дому сбоку или сверху… Так что сделав прорыв через один из самых актуальных общественных проблем – сбережения народа на автодорогах, мы начнем большое дело!

И тогда в этой стране людям захочется жить, работать, иметь хороших детей – да побольше, уважать семейные, общественные и религиозные святыни. Причем людям не только богобоязненным, а всем или большинству.

Сейчас, на этапе нашего естественного, эволюционного гражданственного взросления самое время начать борьбу за адекватное переосмысление наших прав, главным из которых является  самое жизненное право не получать нам какого бы то ни было вреда. Со стороны кого бы то ни было. И аналогично самим строго блюсти свою меру ответственность за любой вред, который мы наносим  другим. Надо начать эту борьбу и, если Богу будет угодно, победить!

Как уже всем ясно, дело не только и не столько в миллионе преступников, сколько в менталитете всех наших граждан. Безотносительно к их национальности, статусу, полу, возрасту, партийности, гражданству и т.д. – в этом и прелесть возвратного права! И его опасность для некоторых лиц с выраженной идиотией, социопатологией.

 

Несколько фактов из истории Руси по сути этого вопроса. К нам  кодифицированное право принес Никон (в миру, кстати, тоже Минин) при царе – почти отроке Алексее Михайловиче. Произошло это относительно недавно – всего-то 5 веков назад. Поэтому  нам будет проще отказаться от той зловредной конфеты, которой позже оказалась некогда такое привлекательное блюдо - кодифицированное законодательство. Да, юристы-практики опять восстанут, они действительно что-то теряют: исчезает тот самый ореол таинственности и вообще становится как бы бесполезным их главный багаж - знание тысяч статей нашего законодательства.

Согласимся, подсчет ущерба и обоснование условий его компенсации – грубее и прозаичнее. Но отметим, что главная доля процесса судопроизводства – массив следственных работ - отнюдь не исключается. Более того, его роль даже возрастает! И в конце-то концов давайте разберемся, что важнее – интересы 150 тысяч юристов или почти 150 миллионов жителей страны? «Забота о других должна быть непременным делом самосознания и совести каждого человека…» - это прозвучало на конференции. И еще: «Поистине те, кто уверовал и творил добрые дела, - им Милосердный дарует любовь». (19:96) - КОРАН О ЛЮБВИ.

Заметим, что до появления Никона в царских палатах все правосудие на Руси вершилось с учетом именно нанесенного ущерба, то есть оно было вполне адекватным. И вот сегодня наша церковь может стать в первых рядах борьбы за массовое обновление нашего САМОСОЗНАНИЕ, а значит и за инструмент наиболее скорого его преображения – убедив правительство сделать наш суд поистине адекватными, вводя поэтапно возвратные принципы в судопроизводство и подготовку судебного решения. Далее, шаг за шагом, само собой, будет облагораживаться менталитет, успокаиваться душа народа, приближаться  к тому идеалу, который хотели видеть и за что боролись все пророки. В том числе основатели христианства, ислама, иудаизма и многих других, животворящих религиозных течений.

 

Сегодня нет никаких методических причин, препятствующих поэтапному   переходу нашего правосудия к возвратным принципам. Единственно, чего не хватает, так это мощной политической воли. Если судить по итогам многочисленных опросов, по ней тоскует сегодня чуть ли не весь наш народ.

Но не надо забывать, что на крутых поворотах властная воля всегда нуждается в духовном освящении. Будем надеяться, что обе стороны это быстро поймут и объединятся.

Может быть, хотя бы  для того, чтобы год 2012-й не стал для человечества последним……. – Вдруг это не сказка!

 

Инициаторы участия МАОР в общественном движении за безопасность дорожного движения – В.Р.КОВАЛЕНКО  и  С.Б. БАРЫШНИКОВ.      

 

 

Hosted by uCoz