INTERNATIONAL PUBLIC

DEVELOPMENT ACADEMY

         129 336 Moscow, Startovaja-street, 11/517,    mail: А/Я 28, 129 336  Moscow, Russia129 336

 

МАОР

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 

                 Москва, ул. Стартовая, 11-517,                     для переписки: 129 336, Москва, а/я 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Просим извинить за возможные опечатки в тексте

 

 

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И КАК ЕГО УСКОРИТЬ

 

 

Даже не заглядывая в устоявшуюся на сегодня  схему социального развития, можно априори сказать, что она заметно отличается от схемы развития экономического и политического.

Стимулами политического развития являются, как правило, большая личная заинтересованность в реализации собственных амбиций и сохранении своих любимых, выстраданных  взглядов – совсем не обязательно либерально-демократических или коммунистических, или монархических и т.д. – конечно же, вне зависимости от наличия других подобных или же альтернативных подходов и тем более вне зависимости от их социально-экономической результативности. Это и определяет значительное многоцветие политических движений. Политические прокламации, яркие речи много столетий заменяют для нас механизмы саморазвития и позволяет более или менее успешно выявлять недостатки и даже добиваться отдельным партиям и движениям политических успехов, вплоть до революций, бунтов против власти... И так все же делать определенные шаги вперед. 

Стимулами для экономических успехов коммерческих организаций являются показатели получаемой прибыли и(или) выполнения планов при заданных средствах финансирования. Тоже зачастую вне зависимости от фактических результатов для страны и общества – кроме отчисления налогов.

Во многих случаях и погоня за прибылью, к сожалению,  не является следствием производственных и даже личных потребностей, она оказывается следствием неумеренности в самой погоне и просто... спортивным азартом. А планы, задаваемые сверху, нередко легко корректируются в нужную сторону.

Так вот, даже подобные или похожие стимулы для результативной социальной деятельности отсутствуют. Это упущение произошло по многим причинам, но главной из них является то, что социальных показателей много, они разнородны и выражаются в разных единицах. Когда все это удастся исправить, можно будет говорить о едином показателе социального развития и вообще о едином показателе общественной результативности любой деятельности.  Это был бы современный аналог index-number, предлагаемый В. ЛЕНИНЫМ еще в начале 30-х годов взамен выброшенного революцией рыночного стимула. Будь такой показатель наряду с ВВП установлен с охватом социальных факторов, да еще в международном масштабе, специалисты, которые входят в социальную сферу, губернаторы, мэры, руководители стран и даже блоков стран смогли бы успехами своей деятельности похваляться так же, как сегодня предприниматель может похваляться своей прибылью. Или даже больше, ибо он покажет буквально то, что каждый из них дал для своего общества.

Но сначала нам надо рассмотреть, что мы должны понимать под социальным развитием.

 

Что входит в понятие социальные факторы и что есть социальный эффект или ущерб?

 

Здесь мы перечислим из него лишь некоторые из показателей, характеризующие наиболее часто встречающиеся в нашей жизни ситуации:

Ø                  повышение угрозы жизни, здоровью,

Ø      повышение угрозы имуществу и личным вкладам населения,

Ø      потеря кормильца, другие негативные факторы, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ,

Ø      материальные, психологические, временны’е и иные перегрузки человека, отдельных групп населения и общества в целом;

Ø      загрязнение вредными техногенными химическими веществами и биологическими объектами воздуха, питьевой воды, воды открытых бассейнов и почвы;

Ø      воздействие физических факторов: радиоволн, радиоактивного заражения, шума, пыли и т.д.;

Ø      прямое заражение паразитами, в т. ч. через домашних животных;

Ø      санитарно-эпидемиологическое загрязнение и деэстетизация территории;

Ø      повышение социальной напряженности (например, из-за переуплотненности и многонациональности заселения, повышенной криминогенности обстановки, опасного поведения домашних животных, водителей автотранспорта, некачественной работы энергосистем, сферы обслуживания, состояния коммунальной инфраструктуры и т.д.);

Ø      отрицательные информационно-психологические воздействия, в том числе через печать, теле- и радиопрограммы, в целом от эстетического, духовного загрязнения информационной среды;

Ø      дезинформация, предоставление искаженной и заведомо ложной информации;

Ø      воспитание молодежи и в целом общества в антиобщественном духе,

Ø      распространение антиобщественной идеологии, которая в перспективе может нанести обществу материальный, экономический, социальный, моральный и иной ущерб, социальную нестабильность, напряженность и социальные срывы;

Ø      сохранение общественно вредных или общественно бесполезных производств и любой деятельности, или искусственное прекращение деятельности общественно полезной;

Ø      обман покупателя и продавца, в том числе склонение к самообману от незаслуженного повышения престижа (имиджа) производителя...

 

ВЫШЕ БЫЛО ПОКАЗАНО, как учитывать положительные последствия от реализации новшеств и выражать это в денежных знаках – в рублях, долларах, евро... Это и будет социальный эффект. А с обратным знаком – ущерб от нанесенного вреда.

 

Основными задачами очень непростой деятельности в социальной сфере, в СОЦИОМИКЕ, по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития страны, если говорить официальным языком, являются:

 

Ø      выявление и оценка очагов потенциальной социальной опасности, конфликтных ситуаций, поиск и оценка потенциальных резервов повышения социальной безопасности и ускорения социального развития – лучше всего путем направленного мониторинга;

Ø      разработка и реализация программ и проектов, направленных на повышение социальной безопасности и ускорение социального развития;

Ø      оценка ущерба от любой антиобщественной деятельности, начисление и предъявление наносителю ущерба сумм для компенсации им этого ущерба в пользу пострадавших;

Ø      поиск, оценка и отбор для широкого использования уже существующих экономических механизмов, средств и методов ускорения социального развития и параллельно -

Ø      разработка и создание средств широкого применения материального и морального поощрения за ускоренное социальное развитие и материальных санкций за наносимый социальный ущерб (например, путем его компенсации),

Ø      налаживание системы регулярного (непрерывного) определения – мониторинг социальной эффективности организационно-технических проектов, программ, законопроектов, предложений, новшеств, реализованных нововведений и функционирующих объектов;

Ø      методическое и организационное обеспечение работ по социальной экспертизе социально значимых объектов, исследований и разработок, представляемых для получения государственных и иных наград, грантов и т.д.;

Ø      разработка практических методов активизации творческого потенциала населения по повышению социальной безопасности и ускорению социального развития страны.

 

Но что сделать, когда нужно всем вместе и никому в отдельности?

 

Если речь идет о социально полезных новшествах, эффект, польза расплывается по многим людям и проблема многократно усложняется. Сейчас и всегда было очень трудно найти возможность внедрить социальное новшество,  полезное всем вместе и никому в отдельности.

НО ИНОГДА И ОНО РЕАЛИЗУЕТСЯ. КАК?

Во-первых, за счет привлечения внимания руководителей правительства и отдельных партий. В том числе путем манифестаций и забастовок, нередко до сих пор используемых в странах «давнего» капитализма. В России помогают обращения «наверх» в виде писем и телеграмм.

Во-вторых, путем поиска богатых инвесторов. Однако для этого от них требуется ни много – ни мало, но высокая социальная ориентированность и умение понимать актуальность кем-то поставленной социальной задачи. Человек, который все свое время отдает решению несметных экономических и административных задач, может отвлечься на все это – НО с немалым трудом. А не имея перед собой хотя бы приблизительные расчеты пользы, на которые его уговаривают дать такие-то деньги, – для самоотчета и для показа другим, работникам или друзьям, - решиться ему на инвестирование в неизвестность бывает крайне сложно.

 

В будущем возможны следующие варианты.

Во-первых, придется подумать о введении общегосударственной системы, включающей имеющих властные полномочия официальных лиц в систему стимулирования их общественно полезной активности, т.е. считать их  как важнейших субъектов общественных отношений, чтобы каждый из них рассматривал каждое из социально значимых новшеств как доходное мероприятие. Например, ЛЕНИН в самом начале социалистической эпохи предлагал установить правило платить чиновникам огромные деньги, если их ведомства будут добиваться огромных успехов.

Во-вторых, придется совершенствовать меры ответственности – всех, а не только лиц официальных. Ибо, как мы видели выше, и большие, и малые шаги регресса, шаги назад, могут совершать все, и народ тоже – хотя это будут шаги против себя.

 

О мерах ответственности за антисоциалную и противообщественную деятельность

 

Здесь можно назвать основные уровни ответственности:

Личная – это когда отвечает за последствия от своих действий конкретное лицо. Ну, например, за нападение на кого-то на улице.

Семейная – когда отвечает вся семья. Например, домом и всем имуществом, если хозяин проворуется на работе или проиграет в казино. 

Корпоративная – ответственность за негативные последствия от действий (или бездействие) того или иного сотрудника на работе или в целом предприятия (например, за социально-экологический вред окружающему населению) несет предприятие в целом - как правило, в лице своего руководителя.

Государственная – аналогично, но тогда речь идет о руководителе страны или государственных органов, специально определенных законом. Это может быть ответственность перед своим гражданином (например, за затягивание судебного процесса либо за нанесение ему в тюрьме тяжких физических или моральных воздействий) или перед другим государством (например, за нанесение его гражданам или производствам ущерба от переноса вредных веществ через границу – это так называемый «трансграничный перенос»). Возмещение этих видов вреда устанавливается как правило двухсторонними соглашениями, хотя со временем, возможно, будет установлен единый порядок возмещения нанесенного вреда.

По виду ответственность можно определить как юридическую, это когда установлена ответственность за нарушение определенных предписаний, норм, и социальную, за последствия от действий или от бездействия, повлекшие негативные последствия. В любом случае она лучше всего должна выражаться в виде материальной компенсации всех видов наносимого ущерба.

 

Когда-то, при социализме, боролись против множественности стимулов – это снижало их действенность: при таком положении человек мог по кусочкам получать подарки с разных сторон, за дело и без дела, и, следовательно, мог работать над настоящей задачей спустя рукава. Точно так же вредна и множественность видов ответственности, это повышает неопределенность жизни и работы, нервирует и расслабляет. Поэтому на повестке дня стоит задача  их  универсализация вплоть до перехода на единую систему возмещения, возврата всего отобранного у кого-то «счастья» в наиболее универсальной, материальной форме  (это Возвратное право, сокращенно ВП) как наиболее справедливая система реакции общества на последствия от негативных деяний людей и корпораций: сколько я у тебя взял – денег, здоровья, ресурсов..., все это, выраженное в деньгах, и должен я отдать (в тех ли или в других денежных знаках, но эквивалентно, равнозначно).

 

Но одними санкциями никакого управления развитием не добьешься: главной заботой человека или организации будет – только бы не проштрафиться. Необходимо оптимальное (наилучшее) сочетание стимулов и санкций, которые определяются в единой денежной форме. Соответственно необходимо и все последствия – и эффект, и ущерб – определять в тех же единицах,  для этого необходим четкий инструментарий оценок, прежде всего, как мы уже говорили, – социальных.

Предположительно, что со временем и международные обязательства будут строиться на этих же «возвратных принципах». Причем подчинить этому можно все виды нанесения ущерба: и государством - например, от военных действий вооруженных сил, и отдельными организациями – например, от нарушения обязательств по выплате кредитов предприятия  одной страны в пользу предприятия другой, и лицами – например иммигрантами из одной страны на территории другой. Такого пока нет. Жители Приднепровской Молдавской Республики часто страдают от произвольного перекрытия украинцами воды на плотине, находящейся у соседей, но все им сходит с рук.

 

О КОМПЕНСАЦИИ УЩЕРБА, НАНЕСЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОТИВООБЩЕСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ

 

Пока нет закона, по которому любой вред должен быть компенсирован безоговорочно, вне зависимости от юридических оснований. Он пока находится в анналах (хранилищах) Госдумы России. Если этот закон будет принят, то компенсация должна быть произведена тем, кто  причинил вреда в пользу того, кто потерпел:

Ø      в материальной (денежной) форме;

Ø      в полном объеме, при необходимости с учетом коэффициента дополнительного накопления вины от инфляции, потерь от банковских вкладов (ведь если бы деньги лежали в банке, их сумма прирастала);

Ø      независимо от гражданства, возраста, пола, национальности, имущественного и должностного положения, личного благосостояния, места пребывания и жительства наносителя ущерба и потерпевшего;

Ø      вне зависимости от принадлежности к той или иной организации, учреждению, общественному движению или партии;

Ø      вне зависимости от того, является ли нанесение ущерба причиной субъективных факторов (недостатков воспитания, самовоспитания, слабости характера причинителя вреда или его болезней – физических или психических), исключая форс-мажорные (катастрофические) обстоятельства;

Ø      в случае несовершенства законодательства –  всеми лицами, причастными к его разработке и введению;

Ø      в случае реализации нововведений – физическими лицами, причастными к их созданию, разработке, финансированию и реализации;

Ø      если наносителей ущерба два или более – то в долях участия, например, пропорционально индивидуальным долям полученной выгоды.

В случае, если причинитель вреда (наноситель ущерба) не установлен в течение месяца, оплата ущерба производится централизованно, из специальных социальных фондов, поддерживаемых установленными отчислениями от регулярно производимых сумм компенсации ущерба.

Решение о компенсации ущерба суд выносит на основании данных социальной экспертизы, проведенной по его решению органами социального развития. Эти органы и суд несут паритетную ответственность за последствия от использования результатов необъективной экспертизы.

Полная материальная компенсация всех видов нанесенного ущерба (экономического, материального, физического, социального, морального и иного) является необходимой и достаточной для обеспечения социальной безопасности и ускорения социального развития и не требует мер ограничения свободы причинителя вреда, если его психические и иные особенности не требуют его изоляции от общества.

 

СЮДА, ПОЖАЛЙ, СЛЕДУЕТ ДОБАВИТЬ описание  многократных, но неудачных попыток отвернуть ход социалистической истории от движения к неизбежной пропасти. И сейчас многое из этой истории можно считать актуальным.

Например, на Западе, где придумали капитализм, сейчас срочно взялись за  трансформацию его многих основополагающих принципов.

Нам бы тоже поучиться на своих собственных ошибках

 

 

...О том, как наши вожди все десятилетия, которые для сегодняшних взрослых были на виду, делали В ГЛАВНОМ шаг вперед – НО два назад, приведем выдержки из книги «АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ» (раздел  «Препятствия реализации методов адекватной количественной  оценки  результатов  человеческой  деятельности,   реальные и мнимые. Пути их преодоления»).

 

§   …В.И. ЛЕНИН, понимая, что революция отменила рынок как средство развития, начиная с 1922 г. настойчиво требовал через «Экономическую газету» повсеместного введения показателя развития (index-number), «который должен быть ежемесячно печатаем», чтобы руководство предприятиями могло регулярно отчитываться за низкие темпы развития – но от экономистов этого так и не добился, ХОТЯ СДЕЛАТЬ И ТОГДА ЭТО БЫЛО МОЖНО. Вот и оказывается: если бы не война, страна так бы и оцепенела на семь десятилетий;

§   У И.В. СТАЛИНА были сталинские методы и ни о чем таком он даже не догадывался;

§   Н.С. ХРУЩЕВ, объявив свою оттепель и разрешив идеологическую полемику, в том числе и в сфере экономической науки, получил от думающих людей (в том числе от безусловно умного человека - Генерального авиаконструктора О.К. АНТОНОВА), вполне конкретные и вовсе не альтернативные социализму тактические рецепты развития страны с использованием управления «по результатам», в том числе и социальным, - НО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТАКОЙ СИСТЕМЫ НЕ УДАРИЛ ПАЛЕЦ О ПАЛЕЦ. Именно из-за хронического отсутствия качественных потребительских товаров Запад остался жутко притягательным для  наших людей, как результат - головной болью для спецслужб, вынужденно ужесточающих выезд за границу, и главной причиной беспомощности пропаганды наших политорганов;

§   Л.И. БРЕЖНЕВ взял в аппарат и продвигал думающих, честных и решительных людей — например, Ю.В. АНДРОПОВА; кажется, именно тогда прозвучали слова платить по результатам, хозрасчет и т.п.- НО ОНИ ТОЛЬКО ЗВУЧАЛИ, а гонения на результативных не прекратились;

§   М.С. ГОРБАЧЕВ в своем первом же программном выступлении на совещании в ЦК КПСС по теме «Коренной вопрос экономической политики партии» зазвенел такими многообещающими фразами, как «улучшить работу с изобретателями...», «найти форму отбора новшеств и обеспечивать их скорейшее внедрение...», «критерии оценки любого хозяйственного звена...», «показатели экономического и социального развития...», «усовершенствовать ценообразование...» и многое, многое другое очень рациональное, НО НИЧЕГО КРОМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СЛОВОПРЕНИЙ НЕ ВВЕЛ;

§   в соответствии с материалами первого Послания первого президента РФ Б.Н. ЕЛЬЦИНА Федеральному Собранию, с 1995 года в стране должен начаться реальный поворот к социальной ориентации экономической политики государства – НО КОМУ ПОШЛИ ОСНОВНЫЕ ДОХОДЫ – ИЗВЕСТНО. Доподлинно также известно, что хорошо прописанная в его Конституции норма о возмещении почему-то одного единственного вида ущерба – от загрязнения окружающей среды совершенно НЕ РЕАЛИЗОВАНА, во всяком случае неплохо оплаченная Москвой НИР за 2004 год  о создании системы возмещения ущерба от автомобильного транспорта (порядка 75 млрд.руб/год) остается много лет незадействованной, а Москва - с еще тогда ожидаемым БЕСКОНТРОЛЬНЫМ РОСТОМ ПЕРЕГРУЗКИ московских (да и не только московских) автодорог. Аналогично обстоит дело и с введением в стране настоящей (а не игрушечной) сертификации производственных предприятий;

§   наконец, В.В. ПУТИН в первом же своем выступлении перед членами Федерального Собрания России со всей решительностью возмущенно заявил: «Наш суд так и не стал ни скорым, пи правым, ни справедливым», казалось бы, еще шаг, и нашу систему судопроизводства ждет буквально переворот. А НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОСТО ДОБАВИЛИ ЗАРПЛАТУ СУДЬЯМ, А СУДЫ ОСНАСТИЛИ КОМПЬЮТЕРАМИ...

 

Итак, НИКТО из упомянутых вождей не нашел в себе и в своих соратниках сил довести провозглашенное дело до конца, чтобы хотя бы начать по настоящему заявленное! Это можно объяснись, только перейдя на язык мистики: тем, что мы, мол, как бы не заслуживаем лучшей жизни, и сопротивление, следовательно, бесполезно.

Да, сейчас это очень близко к истине. Но ведь нетрудно понять, что если вдруг начнутся зримые социальные преобразования, то и психология, и менталитет, и этика каждого из нас немедленно начнут меняться... А ведь в этом - половина нашего отставания!

 

 

 

 

 

  

 

 


 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СФОРМИРОВАВШЕЙ МАТЕРИАЛ

(в хронологическом порядке)

 

1.       Ходаков Ю В. Как рождаются научные открытия. – М.: Наука, 1964.

2.       Экономисты и математики за круглым столом. – М.: Экономика, 1965.

3.       Винер Н. Я – МАТЕМАТИК. – М.: Наука, 1967.

4.       Барнетт А. Род человеческий. Пер. с англ. – М.: Мир, 19.

5.       Пресман А.С. Электромагнитные поля и живая природа. – М.: Наука, 1968.

6.       Волгин Л.Н. Принцип согласованного оптимума. – М.: Советское радио, 1970.

7.       Пунин Е.И., Ямпольский Ю.С. Параметрические методы определения цен на морские транспортные суда (зарубежный опыт). – М.: Госкомцен, СССР, 1970.

8.       Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. – Киев: Наукова думка, 1974.

9.       Минин Б.А. СВЧ и безопасность человека. – М.: Сов. радио, 1974.

10.   Адамар Ж. Процесс изобретения в математике. – М.: Наука, 1975.

11.   Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. – М.: Наука, 1975.

12.   Рассудовский В.А. Право и научно-техническое творчество. – М.: Профиздат, 1975.

13.   Филипповский Е.Т. Обновление промышленной продукции в капиталистических странах. – М.: Наука, 1978.

14.   Гапоненко А.Л. Моральный износ и обновление орудий труда. – М., Мысль, 1980.

15.   Сибрук В. Роберт Вуд. Пер. с англ. – М.: Наука, 1980.

16.   Мухачев В.М. Реализация изобретений. – М.: Московский рабочий,  1981.

17.   Тихонов Р.М. Конкурентоспособность промышленной продукции.  – М.: Издательство стандартов, 1985.

18.   Минин Б.А., Сюткин Г.Н., Терехов А.Г., Курицына В.В. ССК – уникальная система сертификации качества. –  Стандарты и качество, 1986, №7, стр. 36-41.

19.   Минин Б.А., Тихонов Р.М. Об оценке уровня качества продукции. – Стандарты и качество, 1986, №1.

20.   Пунин Е.И. Ценообразование в международной торговле. – М.: МО, 1986.

21.   Зяблюк Р.Т. Потребительная стоимость в экономическом учении марксизма и перестройка хозяйственного механизма. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

22.   Минин Б.А. Качество. Как его анализировать? – М.: Финансы и статистика, 1989.

23.   Минин Б.А. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА. Социально-экономические вопросы оценки качества и защиты потребителя. – М.: Издательство стандартов, 1989.

24.   Система научно-информационного обеспечения деятельности конгресса США. – М.: АН СССР, 1990.

25.   Одаренные дети. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991.

26.   Коротков В. М. Воспитание и развитие личности. Краткий терминологический словарь. – М., 1992.

27.   ЯЗЫК РЫНКА (словарь) – М.: РОСС, 1992.

28.   ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ. – М.: Экономика, 1993.

29.   Система ССК. – М.: Методический Центр ССК при Международной Академии информатизации. Зарегистрирован Госстандартом Российской Федерации (Госрегистрация № РОСС RU. 0001.040008), 1994.

30.   Коротков В.М. Как спланировать учебные занятия. – М.: РАО, 1996.

31.   Минин Б.А. Как избежать страшных издержек нашей цивилизации. – Российская Федерация, 1999, №13 (111),

32.   Минин Б.А. Социальная безопасность и социальное развитие России. – М.: Национальная безопасность и геополитика России, №3, 1999.

33.   Жизнь как ценность. – М.:  ИФ РАН, 2000.

34.   История государства и права. – М.: Юрайт, 2001.

35.   Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.

36.   Запесоцкий А. Образование: философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2002.

37.   Бровко Ю.П. Политика в науке и наука в политике. – М.: Национальная безопасность и геополитика России, 2003.

38.   ГЛОБАЛИСТИКА (энциклопедия). - М., Радуга, 2003

39.   Касьянов А.А. Экономическая программа возрождения России. - М., Национальная безопасность и геополитика России, 2003

40.   Минин Б.А. БЛИЗКИЙ СВЕТ. – М., МАОР, 2003.

41.   Минин Б.А., Гребенюк Г.Н. Социально-экологическая сертификация. - М., Владос-Пресс, 2003.

42.   Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. – Фрязино: Век 2, 2003.

43.   Савельев А. Очерки политической антропологии. – М.: ИД «Филантроп», 2005.

44.   Капышев А., Колчигин С. Философия грядущего. – М.:  Белые альвы, 2006.

45.   Теория и практика управления: новые подходы. – М.: Изд-во МГУ, 2006.

46.   Королькова Е.С., Суворова Н.Г. Обществознание. – М.: ИД «Новый учебник», 2007.

47.   Минин Б.А. ВОЗВРАТНОЕ ПРАВО: Правосудие, социальная безопасность и социальное развитие. – М.: Юриспруденция, 2007.

48.   Государственное управление в ХХ1 веке. Традиции и инновации. – М.: Изд-во МГУ, 2008.

49.   Каспржак А.Г. Информационное общество и школа. – М., Росспэн, 2008.

50.   Минин Б.А., Радин В.Б., Серебрянников В.В., Терехов А.Г., Тихонов Р.М.  АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ  проектов и программ. Новометрия, квалиметрия изобретений и открытий, сертификация продукции  и производств. – М.: Экономика, 2008.

 

Hosted by uCoz