INTERNATIONAL PUBLIC

DEVELOPMENT ACADEMY

         129 336 Moscow, Startovaja-street, 11/517,    mail: А/Я 28, 129 336  Moscow, Russia129 336

 

МАОР

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 

                 Москва, ул. Стартовая, 11-517,                     для переписки: 129 336, Москва, а/я 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 09

Просим извинить за возможные опечатки в тексте

 

 

О БУДУЩЕЙ  КОНСТРУКТИВНОЙ  СОЦИОЛОГИИ

 

Материал из типичного детища  Интернета – Википедии  (свободной энциклопедии) определяет  социоло́гию (это слово от лат. socius – общественный и др., греч. λóγος – учение) как  науку о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Предмет социологии - социальная специфика развития общества. Социология – это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складывается в ходе социального взаимодействия». Как утверждает Википедия, вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным». Как бы не очень утешительный вывод. Но между тем, как и электричеством, о природе которого мало кто что-то знает, аппаратом социологии многие активно пользуются. Нам она крайне необходима, ибо при оценке новационных процессов часть явлений, довольно значимых для человека (например, эстетическое совершенство - красота, моральные и физические удобства, запахи...), без социологических исследовании не учесть. Правда, эти исследования в последнее время были существенно усовершенствованы. Исследованиями в общепринятой форме (типа «вам это нравится или не нравится? Если ни да, ни нет, то больше да или больше нет?...») для этого использовать нецелесообразно. О рекомендуемых методах мы расскажем.

Здесь есть смысл сделать некоторые экскурсы, отвлечения в работы классиков и нынешних специалистов по социологии (см. http://society.polbu.ru/asp_sociology/ch13_ii.html). Для любознательных учащихся будет интересно знать о появлении этой новой науки и заодно увидеть определенное обоснование методов социологических исследований, которые приведены в следующей главе.  Все ссылки авторов на источники в выдержках из данного текста убраны, при желании их можно найти на сайте, адрес которого дан выше.

 ...Социология является наукой, которая изучает человека и общности и стремится определить их характерные черты. Под “научностью” подразумевается в данном случае, как и в приложении к другим наукам, то, что накопленные знания об обществе и поведении человека более объективны и обоснованы, чем это может дать практическое мышление повседневной жизни.

...Хотя социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами ее исследования являются социальные группы и группировки, а также социальные процессы. Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей [для нас это важно], социальных перемен [тем более], отклоняющегося поведения [самое важное!]... Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную структуру общества) определяют социальное поведение. Социология стремится понимать и объяснять поведение человека именно с помощью этих структурных и ситуативных факторов.

“Поведение, сформировавшееся как социальное”, – это поведение, которое формировалось под влиянием общества при усвоении индивидом ценностей и норм данного общества. “Социально направленное поведение” типично для взаимодействия людей в различных ситуациях, когда собственное поведение человека приспосабливается к поведению окружающих людей и происходящий при этом социальный обмен становится естественным. [Для новатора это является зачастую проблемой. Как видим, различение этих двух типов поведения является больше аналитическим, чем наблюдаемым на практике или необходимым. Скорее, это две стороны одного явления].

...Для социологии человек – это единица той или иной социальной группы, а также участник различных социальных процессов. Социология представляет собой научное исследование социальных явлений, обусловленных социальными отношениями.

Со временем так сказать общая социология разбивается на несколько направлений, обслуживающих свои предметы.

Относительно  недавно на научную сцену вышло и укрепило свои позиции понятие экономической социологии как принципиально противостоящему экономическому подходу. Экономическая социология, по мнению В.В.РАДАЕВА, заведующего отделом экономической социологии Института экономики РАН, изучает экономическое действие как форму социального действия (http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/ 163141.html).

В частности, почему возникают трудовые конфликты? Отвечают: а потому, что в природе человека заложено подсознательное, агрессивное начало. Или почему, скажем, люди работают "спустя рукава", даже если это грозит им явными материальными потерями? Опять же есть объяснение: потому что человек по натуре ленив и испорчен.

Экономическая теория в значительно большей степени изучает отношения, овеществленные в потоках материальных, финансовых, информационных ресурсов, готовой продукции и услуг. Социология же более ориентирована непосредственно на человеческое поведение и социальные связи как таковые. Но пересечение объектов исследования все же довольно велико.

Социологи, как правило, делают упор на описательный анализ. Их модели менее строги в формальном отношении, но чаще подвергаются проверке на конкретных эмпирических данных, которые носят выборочный характер и черпаются из специально организованных источников. Главными среди социологических методов сбора данных считаются опросы. Но в целом социологи демонстрируют большее по сравнению с экономистами разнообразие этих методов, охватывающих также включенное наблюдение, углубленное интервью, биографический метод, контент-анализ (разъяснения по каждому из них вы легко найдете в Интернете).

Конечно, экономисты реже прибегают к опросным методам и менее искушены в техниках опроса. Но путь этот экономистам отнюдь не заказан (!). И многие сегодня все активнее привлекают опросные данные (особенно это характерно для России с хроническими слабостями ее официальной статистики, где специальный опрос часто оказывается единственным источником необходимых данных). В свою очередь, многие социологи не чураются статистической информации.

 "Когда экономисты действительно обращаются к эмпирике, они главным образом тяготеют к данным, поставляемым самими экономическими процессами - например, к агрегированным показателям рыночного поведения и операциям фондового рынка, официальной экономической статистике, собираемой правительственными органами). Выборочные обследования используются время от времени, особенно в экономике потребления. В противоположность этому социологи в сильной степени опираются на широкое разнообразие методов, включая анализ переписей, самостоятельные опросы, включенное наблюдение и полевые исследования, анализ качественных исторических и сравнительных данных.

Экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия тогда (и только тогда), когда оно внутренне мотивировано, а его субъект ожидает от других людей определенной ответной реакции (последнее выражается не только в наблюдаемом поведении, но и в мысленной деятельности или даже в отказе от всякого действия).

"В наше время средний экономист и средний социолог совершенно безразличны друг к другу и предпочитают пользоваться, соответственно, примитивной социологией и примитивной экономической наукой собственного производства, вместо того чтобы применить научные результаты, полученные соседом, причем ситуация усугубляется взаимной перебранкой".

Экономическая теория переживает пору кризиса, связанную с частичным пересмотром  предпосылок, между тем экономическая социология вступает в период профессиональной зрелости.

...Как складывались взаимоотношения между экономистами и социологами? ...они всегда были очень непросты. «Взаимное игнорирование, доходящее до неприязни, а в лучшем случае полемическая борьба с претензиями на приоритетную роль фактически никогда не прекращались. Ведется борьба за "место под солнцем", за престиж в сообществе, за то, чтобы считаться "главной" объясняющей и предсказывающей наукой, а в итоге не в последнюю очередь за объемы финансирования и количество мест  в университетах.

Кроме того, свою роль сыграли и политико-идеологические факторы. Считается, что среди социологов слишком много людей "левых" убеждений. И действительно, неомарксизм разного толка сохраняет тут достаточно прочные позиции. Отношение же к "левым" сдержанное даже на Европейском континенте, а в университетах США их попросту третировали. Так что чисто научными дебатами дело не ограничивается... – Как вы увидите далее, приемы, которые можно отнести к этим дисциплинам, здесь органически переплетены. 

 

И сегодня призывы к единению лучших экономических и социологических сил пока во многом остаются благими пожеланиями. В главе 4 будут приведены методы социологических исследований, которые позволяют использовать по максимуму достоинства обоих подходов.

А здесь мы рассмотрим, какие еще направления социологии, применимые для исследования новационных процессов, сейчас разрабатываются.

 

Как ни странно, важным для нашего с вами вопроса является появление военной социологии. По сведениям, представленным В. ОБРАЗЦОВЫМ (http://www.soc.pu.ru/publications/jssa/1998/3/obras.html), отечественная военная социология, ведущая отсчет своей новейшей истории начиная с середины 1960-х годов, изначально формировалась и развивалась в качестве “ведомственной” научной отрасли, но вплоть до начала 1990-х годов упоминания о ней не содержалось ни в одном из учебных пособий, словарей или справочников, посвященных проблемам социологи. Проведение социологических исследований в армии и на флоте осуществлялись исключительно в структуре Министерства обороны. Ведомственное же развитие, прежде всего связанное с неоправданной закрытостью результатов проводимых исследований, способствовало определенной изоляции этой отрасли, выражавшееся в ограниченных контактах военных социологов с представителями академической науки и весьма незначительном числе публикаций в научной периодике. Существует верная мысль - армия как социальный институт является почти точным и живым отображением общества, которое ее порождает: И. А. ГОЛОСЕНКО

 (http://www.soc.pu.ru/publications/jssa/1998/2/ 9hgolrez. html).

Наряду с психологическими и статистическими исследованиями в русской армии в начале XX в. успешно использовались и социологические методы сбора информации, например, анкетные опросы (http://articles.excelion.ru/science/filosofy/31277747.html).  

И. В. ОБРАЗЦОВ: Явления, вскрываемые социологами, носили, как правило, массовый и застарелый характер, обладали свойствами быстрого самовоспроизводства и распространения. К последним, в частности, относились пресловутые “неуставные взаимоотношения”, суицидальные происшествия, недостатки социально-бытовой сферы военных гарнизонов и городков, сокрытие должностными лицами преступлений и нарушений воинской дисциплины, низкая эффективность института младших командиров, бесправие и отсутствие действенных механизмов социальной защиты военнослужащих от произвола командиров и начальников и другие, в особенности от сослуживцев самого нижнего уровня.

Это с первых лет существования научно-исследовательских подразделений сделало военную социологию “неудобной наукой”, способствовало неоправданной закрытости результатов исследований, организационным преобразованиям социологических подразделений.

 

Конечно, глубина полученных выводов наверняка сыграла определенную роль в социальном развитии армии. Но до конструктивной роли социологии – и военной, и гражданской - еще далеко.

Чтобы ее сделать таковой, сейчас интенсивно разрабатываются, во-первых, методы уточнения оценки влияния любых изменений в обществе – такой, чтобы эта оценка, во-вторых, имела бы прямой выход на то или иное корректирующее воздействие для нейтрализации негативных последствий и для своевременной поддержки позитивного влияния.

Угрозы развитию страны могут быть не обязательно в виде взрывов на предприятиях, запуск на водоемы зараженных птиц и т.д. В свое время в Пентагоне (США) работал целый отдел по навязыванию СССР ложных дорогостоящих идей типа звездных войн, идеологические атаки и другие. Распознавание их вреда было большой проблемой для нашей разведки. Например, именно идеологические атаки на наш строй в виде расхваливания западного образа жизни и наше бессилие в противостоянии, наше неумение организации массового производства дешевой потребительской техники привели к расшатыванию нашей системы и ее быстрому слому.

Сейчас надо ставить прямой вопрос о необходимости и возможности становления социологии как конструктивной научно-практической дисциплины. Прежде всего, в результате разработки и применения достаточно универсального социологического инструментария – практических методов и методик, пригодных для участия в проводимых расчетах эффективности с учетом социологических оценок как важнейшей формы государственного и общественного контроля невоенных угроз национальной безопасности, методов формализации оценки основных видов вклада программ, направленных на нейтрализацию предсказуемых природных, антропогенных и политических  угроз и расчета социального  и экологического эффекта с учетом возможностей социологических  исследований – как  вклада проектов и программ в развитие общества, а также оценки ущерба от их неисполнения (подробнее будет рассказано в главе 4).  

В равной степени должна стоять задача противодействия и в конце концов нейтрализации всех видов возможной политической агрессии (дипломатия, ТВ, вообще СМИ, подробный анализ и гласное обсуждение приемов оболгания внешних и внутренних инициатив страны, текущих явлений общественной жизни;  необходимые и достаточности  формы ответственности). Эти приемы должны быть отнесены не столько к науке, сколько к искусству, но социология должна уметь представлять неопровержимые данные о размере ущерба, прежде всего морального, для своевременной реакции соответствующих компетентных органов.

Тактика использования разработанных направлений в зависимости от внутренней и внешней социально-экономической обстановки, создание национального центра быстрого политического реагирования, создание воспитательных и образовательных ТВ-программ, направленных на национальную аудиторию, – это все вопросы будущего. Для нашей многонациональной страны учет национальных особенностях разных народов, пропаганда идеи собственной значимости своего народа и поднятие его чувства собственного достоинства – все это тоже должно войти в арсенал средств конструктивной социологии.

 

 

Hosted by uCoz