INTERNATIONAL PUBLIC

DEVELOPMENT ACADEMY

         129 336 Moscow, Startovaja-street, 11/517,    mail: А/Я 28, 129 336  Moscow, Russia129 336

 

МАОР

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 

                 Москва, ул. Стартовая, 11-517,                     для переписки: 129 336, Москва, а/я 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САЙТ АВТОРСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

"ТАЛАНТ"

 

 

Предложения для Правительства РФ и регионов

 

 

Первому заместителю Председателя Правительства РФ С.Б.Иванову

Первому заместителю Председателя Правительства РФ Д.А. Медведеву

Заместителю Председателя Правительства С.Е. Нарышкину

 

Предложения по активизации системы развития страны

исх. 0720/АК

от 06.03.2007

 

Уважаемый Сергей Борисович!

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Разрешите представить вам  предложения по совершенствованию ряда функций и структур, занимающихся вопросами развития общественного производства – экономического, социального и научного. Разработки, по результатам которых даны эти предложения, проводились членами Академии в течении последних 25-30 лет и в большинстве случаев апробированы, но на ограниченном материале, что связано с лимитированными возможностями Академии.

 Представляется, их целесообразно реализовать в масштабах страны для повышения темпов ее социального и экономического развития, а также снижения масштабов «утечки мозгов», заметно обедняющей российский интеллектуальный потенциал и следовательно способность страны к саморазвитию.

В приложении к письму мы попытались изложить  суть наших предложений, в той или иной мере соприкасающихся с вашими новыми обязанностями.

При необходимости члены Академии могут дать Вам необходимые разъяснения и представить дополнительные материалы по любому из затронутых в приложении вопросов.

Определенный объем информации по этим и другим вопросам содержится также на наших сайтах talant-abc.narod.ru  и  mininb.narod.ru 

Приложение: упомянутое в тексте на 8 листах.

 

 

 

С уважением,

президент МАОР, д.э.н., проф.,

действительный член Академии проблем безопасности обороны и правопорядка,

действительный член Международной Академии информатизации при ООН

 

                             Б.А. МИНИН

 


 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму исх. 0720/АК

 от 06.03.07

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО АКТИВИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

 

1. Более 20-ти лет назад после ряда переговоров руководители ВАК СССР приняли наше предложение о включении в состав требований к предмету диссертаций хотя бы элементарной оценки его общественной полезности – но не в виде так называемого «внедрения», а с количественным расчетом экономического, социального и научного эффекта в стоимостной форме. Алфавит и грамматику такой оценки мы начали разрабатывать с 1973-74 г.г. За это время оказалось, что это - наиболее адекватная система по сравнению с десятками других нам известных, и сейчас мы выполняем (конечно, не без определенных сложностей) по договору с одной из региональных счетных палат заказ на создание системы аудита эффективности, использующего в целом практически те же принципы.

Но тогда ВАК на их реализацию так и не решился.

 

2. Поняв всю бесперспективность и может быть даже ненужность попыток реорганизации ВАК в существующем виде, мы при нашей Академии,

во-первых, организовали для отработки на практике собственные расчеты эффективности  творческих достижений и присвоение тем, кто к нам обращается, «творческой степени общественного развития» в зависимости от полезности их достижений. Очевидно, со временем обладатели таких степеней, если эта система будет признана на государственном уровне, должны будут иметь право на льготы по крайней мере не меньшие, чем обладатели обычных научных степеней и званий. Ибо творческая степень отражает уровень общественного вклада, как правило неоплачиваемого вовремя.

Во вторых, нашей академией зарегистрирована уникальная система сертификации товаров и услуг, подчеркивающая не просто «соответствие», но и уровень качества и экологической чистоты продукции.

Ее широкая реализация при вступлении России в ВТО очень помогла бы нашим сельхозпроизводителям и на внутреннем, и на мировых рынках. К сожалению, пока имеет место непризнание такого шага со стороны Минсельхоза, который о нашей системе был нами вовремя проинформирован.

В третьих, давно пора в качестве главных показателей для простановки на рекламном поле начать постепенно вводить показатели качества вместо средств эмоционального воздействия на потребителей. Это сделает рекламу не только в несколько раз экономнее и куда менее агрессивной, но главное – намного информативнее. Хотя при этом придется поколебать ряд принципов, принятых в рыночной экономике (принятых вопреки интересам населения).

Видимо, четкая система оценки требуется и для Росвооружения – например, для предварительного четко обоснованного формирования стартовой цены на продаваемую технику. Несколько лет назад у нас прошли краткие переговоры с представителями Генштаба, которые направили нас в эту организацию. Но тогда она была разбита на полтора десятка самостоятельных структур, и стало ясно: охватить их за реальное время практически невозможно.

Кроме того, на основе этих разработок можно создать в России международный «Нобелевский комитет №2», причем, в отличие от настоящего  Нобелевского комитета, - с выполнением всех основных пунктов завещания Нобеля. Даже при относительно небольших затратах на премии, общественный резонанс мог бы быть весьма значительным. 

Но дело, конечно, не в каких-то дипломах. Дело в создании всеобъемлющей системы адекватной оценки всех достижений, всех акций, вносящих хотя бы какой-то значимый вклад в социально-экономическое развитие страны – в первую очередь научно-технических, но также и организационных. В том числе и нацпроектов, направленных на повышение качества жизни.  

 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗВОЛИТ,

во-первых, организовать процедуру постоянного мониторинга наиболее острых общественных потребностей и,

во-вторых, вовремя выявлять лучшие достижения для реализации с адекватным поощрением их создателей. Ибо трудно не согласиться, что «управлять – это значит правильно стимулировать». Изобретатель аккумулятора емкостью, в 1000 раз превышающей «нормальную», должен получать в 100 раз, а его помощники – хотя бы в 10 раз больше своих коллег. Может быть, только тогда доходы лучших инженеров как-то приблизятся к доходам средних «менеджеров». И только тогда можно будет надеяться, что постепенно иссякнет поток нашей «утечки мозгов» в пользу чужих стран.

Сфера научно-технической деятельности – далеко не единственный и не основной общественный организм, который страдает от отсутствия стройной, понятной всем комплексной системы оценки результатов творчества. Организационная деятельность содержит в себе не меньше резервов.

 

3. Патентная система – ее следующий потребитель. Она сама должна претерпеть кардинальную реорганизацию. Она должна охватить социальные достижения, убрать длительный срок закрытой от общества (но не для зарубежных разведок) консервации материалов заявок, предусмотреть официальную практику доработки их «третьими лицами» и т.д. Такая система была разработана с нашим участием в рамках Госкомизобретений еще в эпоху плановой экономики (1978 – 80 гг.), получила общественную поддержку и… была забыта.

 

4. Как известно, в стране недавно начала вводиться и постепенно совершенствуется новая прогрессивная, но весьма сложная система отбора исполнителей для присвоения им грантов по разным темам. Причем именно из-за отсутствия стройной методики оценки полезности научно-технических достижений разработчики этой системы вынуждены были добиваться ее максимальной сложности. На наш взгляд, есть смысл рассмотреть возможность использования для организации настоящей соревновательности по конечным результатам методики, утвержденной на общегосударственном уровне. Это лишит авторов подобных систем необходимости наращивать - огромные сложности для последующего преодоления их массами конкурсантов. - Кстати, все равно не спасающие от промахов

Четкая система оценок потребовалась бы и для контроля полезности т.н. социальных фондов, многие из которых пока совершенно никому не известны по общественной результативности, хотя имеют вполне определенные льготы.

 

5. Избирательные кампании. Заставить нашу мягко говоря невоспитанную публику  отказаться от черного пиара можно, только если соревнование между кандидатами официально, сразу и навсегда перевести с манеры очернения своих конкурентов на путь обязательного четкого проявления эффективности своих программ с точки зрения их полезности для общества и с установленной для всех конкретной ответственностью за невыполнение обещаний, данных избирателям (в случае избрания кандидата). Даже если «невоспитанная» публика социально эффективные новшества будет брать друг у друга и реализовывать, эта невоспитанность и даже аморальность по крайней мере будет социально эффективной.

 Такая система была разработана с нашим участим и несколько лет назад перед очередными выборами в Думу, вовремя, предложена ряду противоборствующих партий. Что нас поразило, так это дружный отказ ВСЕХ от такой формы состязательности. Такова сила воспитанной в нас привычки верить политикам, «словотворцам», но не «делотворцам».

Представляется, что сейчас уже никак нельзя обойтись без грамотно построенной системы оценки общественной полезности программ кандидатов ни на региональных, ни тем более на федеральных выборах. Иначе мы лишимся последних амбициозных сил, стремящихся во власть из  благих намерений, а страна так и не может использовать этот огромный потенциал развития.

 

6. Введение системы комплексной оценки проектов, программ позволило бы наконец организовать введение Показателя развития страны, ее регионов и даже отдельных производств, который четко проявит Кто есть кто. О нем начали говорить еще лет 80 назад, когда страна, лишенная рыночных механизмов развития, остро нуждалась в их адекватной замене. Тогда это требование Ленина экономисты дружно саботировали, и до сих пор не ясно – со злого умысла или от упорного нежелания понимать. Попытки повторились 40 лет спустя  и тоже безрезультатно, хотя поддержали этот шаг тогда весьма известные, можно сказать знаменитые лица.

Так и оказывается, что настоящий рынок в системе развития и тогда, и сейчас практически отсутствует. Причем если для контроля научно-технического развития показатель развития крайне желателен, то для контроля и стимулирования социально-экономического развития общества он просто необходим.

И не реализуется  все это потому, что это слишком уж невыгодно непродуктивным работникам. И к тому же почему то абсолютно не воспринимается стандартными экономистами. Экспертный орган Миннауки, мы с ним немного знакомы, с этим тоже справиться не сможет… Надо ставить вопрос о целенаправленной организации в стране комплексной системы общественного развития.

Пора бы вообще подумать о введении в стране Центра общественного развития, можно сказать, аналога МЧС. В свое время решение о создании ЦОР в масштабе Москвы было принято на высоком уровне (зам. Председателя Правительства), но… путь ему сумели преградить на самом нижнем уровне. Вообще говоря, это вполне естественный финал без настоящей системы ответственности, о которой пойдет речь в следующем пункте.

 

7. Правосудие. Принципам, на которых основано наше цивилизационное правосудие, - около 1,5 тысяч лет. Распухшие кодексы, в каждом из которых по 300 - 500 статей, абсолютно не гарантируют защиту от преступности. Генеральное требование ссылаться на закон  в огромном большинстве случаев (в борьбе с коррупцией и взяточничеством, с уголовной преступностью в высших эшелонах власти и с нижестоящим беспределом…) совершенно бессильно. Между тем, Римскому праву, на котором основано нынешнее законодательство, давно есть достойная альтернатива – возмещение всего нанесенного ущерба. То есть правило  возмездности, воздаяния. Имея аппарат определения эффекта и ущерба, реализовать его на практике совершенно несложно.

На этом и было основано разрабатываемое нами с 1992 года так называемое Возвратное право. За нескольких лет работы в составе Экспертного совета при Комитете по безопасности ГД ФС РФ удалось разработать и даже внести в Совет Думы основанный на принципе возмещения нанесенного ущерба проект Федерального закона «О социальной безопасности», но… его благополучно провалил административный аппарат Думы. В этом составе Госдумы о подобных работах нечего даже думать.

С нашими разработками мы давно познакомили многих ответственных лиц – и из соответствующего отдела ИГП РАН (они начали воспринимать нас только в последние годы), и соответствующего вице-президента РАН (его первая реакция была почти восторженная, но далее  дальше этого он не пошел), и из Верховного Суда РФ. Как раз тогда он был в преддверии своей судебной реформы, но… все началось и закончилось только повышением окладов и улучшением условий труда судей. Не больше и не меньше.

Так что проведенные недавно частные разработки, основанные на возмещении наносимого ущерба, широко внедряться не могут. Например, проведенная по заказу Мосгордумы разработка механизма снижения ущерба населению от автотранспортных средств отложены в сторону и терпеливо ожидает лучших времен, до проявления мэром  города политической воли.

Между тем, Возвратное право, устанавливающее бескомпромиссную ответственность всех перед всеми,  вполне могло бы заменить с надеждой ожидаемое многими россиянами введение в стране жесткой диктатуры. Как известно из опыта многих стран, переживших у себя этапы диктатуры, она существенно снижает преступность в стране. Хотя и не бескровно.

Реализация принципов Возвратного права на международном уровня позволит существенно снизить накал противостояния народов, может быть даже введет ответственность государств за ущерб, наносимый их гражданами за рубежом.   Но главное, ради чего началась разработка Возвратного права, - это внутренние цели снижения бытовых, уголовных и тому подобных преступлений, медленная переориентация психотипа человека от алчного, звероподобного, на настоящий человеческий.

 

8-я, последняя из тем, выбранных нами для этого письма, ориентирована на весьма далекую перспективу. Это - разработка направлений эволюционной реорганизации основных подсистем, на которых основана Наша Цивилизация - как известно, крайне неэкономная и агрессивная. И чтобы эта агрессивность не вызвала рокового финала для человечества, начинать эту тему надо сейчас.

Для вышеназванных подсистем: финансово-кредитной, патентной, образования, воспитания, правосудия, СМИ… даны предварительные обоснования требуемых направлений их эволюции и в какой-то степени разработаны принципиальные модели некоторых из них; готовится проект  «Мир после капитализма».

Конечно, каждая из перечисленных выше подсистем имеет своих адептов, помощников, пользователей, просто консервативно воспитанных приверженцев. А против консерватизма, это понятно, не может быть установлена ни уголовная, ни гражданская, ни административная ответственность. Больше того, разработка проекта «Мир после капитализма» ведется вместе с анализом преступных ошибок реализации идей социализма в СССР, допущенных скорее всего не случайно и вполне конкретными лицами, многие из которых здравствуют еще сейчас. Они первыми станут противиться новым идеям. Вот как раз переломить все это должно вовремя реализованное Возвратное право.

Данные разработки ведутся около пяти лет совместно с представителями другой Российской академии – РАЕН, а также  с членами группы из Австрии, Германии, Швейцарии, Италии и Украины. Мы сейчас пытаемся вести переговоры со странами, менее обширными чем наша и более ориентированными на социальное развитие и на создание гуманистического общества.

В то же время мы прекрасно понимаем, что это - вполне достойная тема и для такой страны, как Россия, которая в последние годы  настойчиво ищет свое место в мире.

Для организации в России этого направления при нашей Академии создан Институт новой цивилизации, ИНЦ,  с минимальным финансированием за счет внутренних резервов. Конечно, нечто подобное, но с гораздо более широкими финансовыми возможностями лучше создать в форме госучреждения, например, ФГУП, или даже при РАН. Но хотя, вне всякого сомнения, существующие академии, начиная с РАН, РАЕН, будут основными источниками квалифицированных соисполнителей по новой тематике, можно утверждать, что даже при великолепном финансировании это будет концом ее начала.

Поэтому, даже остро желая передать эту разработку под опеку государства, придется все же ставить вопрос о другом выходе – о передаче в ИНЦ МАОР добротного госзаказа на организацию разработки по теме «Мир  после капитализма», предусмотрев привлечение через процедуру упрощенного конкурса отечественных и зарубежных исполнителей, проведение международных конференций, обсуждение результатов на страницах газет и на экране ТВ.

Возможно, Д.А. Медведев поможет организовать соответствующий Национальный проект. Самое главное - сделать его ни в коем случае не сугубо исследовательским, это наша всеобщая беда, а в основном конструкторским. 

 

В состав задач этого проекта должны будут войти такие, как:

Совершенствование уже имеющейся методики сопоставления по социальной, экономической и экологической эффективности, т.е. по влиянию на население, производство и природу, существующих социально-политических режимов разных стран, начиная с обособленных общин на территории разных стран, в том числе и нашей страны, и организовать начало ее широкого использования.

Эти оценки должны дать достаточно четкое и трудно оспариваемое определение скаляра и вектора влияния на общество господствующих там политических систем, религий и культур. И позволит выявить оптимальную модель (или модели) наиболее возможных прообразов будущего мироустройства - не обращая внимание на сопротивление адептов разных устоявшихся догматов. Ведь их, как известно, всего-то единицы процентов от общего числа жителей. Не больше и не меньше.

Первично модель (проект) такой методики разработана силами МАОР совместно с членами общины Тиберкуль на юге Красноярского края и постепенно дорабатывается;

• На базе принципов, выбранных для этой методики, разработка, всенародное обсуждение и выработка предложений для реализации в регионах системы мониторинга их развития, в том числе и мониторинга эволюции качества жизни, включая показатели изменения смертности и рождаемости, улучшения или ухудшения санитарно-гигиенических, социально-экологических и морально-психологических условий жизнедеятельности населения… Результаты этого мониторинга необходимо будут для создания соревновательности между регионами, оценки качества работы администрации регионов и руководства отдельных производств. Кстати будет заметить, что низкий уровень состояния регионов или производств свидетельствует, среди всего прочего, и о больших неиспользованных резервах их развития; 

Анализ по критериям необходимости и достаточности функций для всех основных существующих общественно необходимых структур, в частности, обеспечивающих накопление и сохранение общественного финансового и интеллектуального капитала, информирование, образование, воспитание и т.д. Для этого придется привлекать специалистов этих структур, способных критически воспринимать действительность, подталкивая их к конструктивному подходу соответственно организованными стимулами;

Разработка моделей и практических методов осуществления прямой демократии, всенародного обсуждения важнейших вопросов общественного жизнеустройства, начиная с внутренних муниципальных и региональных задач и в конце концов, после отработки на малых примерах, заканчивая задачами общегосударственного масштаба для выбора самим народом  перспективных направлений своего собственного развития –

- все это помимо перечисленных выше задач, если к этому времени их решение не возьмет на себя ранее созданный Центр общественного развития.

Мы уверены, что эта тема – конечно, хорошо разработанная и грамотно объявленная, - сумела бы завоевать немало сторонников и у нас, и за рубежом. Как нам представляется, решение по всем этим вопросам - вполне в границах ваших возможностей. Официальная организации такого направления в России с приглашением других стран и с достаточным финансированием для привлечения СМИ было бы настоящим мировым знаковым событием.

Однако ясно, что без одобрения президента страны весь комплекс этих работ в интересах России не имеет смысла даже начинать.

 

 

<< На Главную страницу сайта  

 

 

   
Hosted by uCoz