INTERNATIONAL PUBLIC

DEVELOPMENT ACADEMY

         129 336 Moscow, Startovaja-street, 11/517,    mail: А/Я 28, 129 336  Moscow, Russia129 336

 

МАОР

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 

                 Москва, ул. Стартовая, 11-517,                     для переписки: 129 336, Москва, а/я 28

 

 

 

 

 ВАША НОВАЯ КНИГА ИЛИ СТАТЬЯ

- к Разделу 4:

 Ключевые слова: проза, стихи, наука, творчество, публицистика, учебники, редактирование, издание.

Это научная и публицистическая литература (проза и даже поэзия) - политическая, экономическая, техническая, медицинская тематика.

Если в Вас сидит талант  полемиста или нетрадиционного ученого – многих ли из  Вас  удовлетворяет хождение по издательствам  с протянутой рукой? А если Вы не ходите – не появляется ли у вас самоубийственная мысль, что Вас общество не услышало, не увидело, не поняло…? Этот раздел для таких.  Фрагменты  Вашей книги, статью, рассказ об открытии   Вы можете опубликовать у нас сначала бесплатно, затем за небольшие деньги. А мы попытаемся обзвонить основные издательства и сказать, где они могут разыскивать себе материалы в портфель – пусть, наконец, все перевернется с головы на ноги!

Должны быть представлены: ФИО (по желанию), название, аннотация; комментарии: содержание и 3-5 отрывков (по 1-5 страниц текста, шрифт не менее 12, формат А4). Материал может быть в авторской редакции или после дополнительного редактирования с привлечением литературного редактора. Фамилии таких редакторов, готовых взяться за редактирование, будут печататься на сайте с координатами для связи и с указанием примеров выполненных ими книг или статей. 

Примеры даны ниже:

 1. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ 

 2. ВОЗВРАТНОЕ ПРАВО (введение)

 3. БЛИЗКИЙ СВЕТ

 4. Все книги

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

1. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 

 

 ОБЩЕСТВЕННОЙ 

.

 ЭКСПЕРТИЗЫ

 

(ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ЭКСПЕРТИЗЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ  )

Предисловие

Основные понятия и определения

Введение. Общественная экспертиза как инструмент общественного развития и гуманизации  общественных отношений

 

1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ (СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ)  ПОСЛЕДСТВИЙ

 Виды общественно позитивных и негативных проявлений производственной, административной и иной  деятельности.

 Виды общественно значимых факторов и их проявлений.

 Наблюдение общественных проявлений – пользы и вреда для человека и общества как  последствия различных видов человеческой деятельности.  Последствия в сфере производства и в сфере использования продукции (товаров и  услуг);  комплексные  программы, управляющие решения; изобретения,  научные исследования, разработки, частные проекты; антиобщественные деяния (преступления).

2. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА И ВРЕД;  ВИДЫ ЭФФЕКТА И УЩЕРБА

 Польза и вред  с позиции потребителя и общества.  Эффект (ущерб) прямой и косвенный, непосредственный  и отложенный; реальный и потенциальный. Вероятность событий и вероятный эффект (ущерб). Срок морального износа творческих достижений.

 Общие принципы расчета основных видов эффекта и ущерба (экологического, социального, морального, экологического).

3. ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВРЕДА И ОБЩЕСТВЕНОЙ ПОЛЬЗЫ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 Сертификация товаров, услуг и работ по критериям соответствия установленному  уровню безопасности.

 Сертификация  продукции по критериям экологичности  и качества.

 Сертификация производств по критериям социально-экологического воздействия (на население и окружающую среду)

 Реклама: внешние проявления рекламной деятельности, существующие возможности и перспективные  направления  реорганизации.

4. ФОРМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАНОСИМЫЙ ВРЕД. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ

 Общие принципы защиты прав и  интересов общества.

 Виды правовой ответственности.

 Основы социальной ответственности: способы расчета и особенности введения возвратных принципов-возмещение ущерба в материальной и иной форме.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ И ЭКСПЕРТА

 

Заключение.  Перспективы развития общественной экспертизы как средство гуманизации общественных отношений

Литература  к отдельным частям.

Алфавитный указатель

Предметный указатель

 

  

ПЛАН-ПРОСПЕКТ КНИГИ

 

АННОТАЦИЯ

В энциклопедии приводятся материалы по проведению общественной экспертизы и экспертизы в интересах общества; особо рассматриваются методы социальной,  экономической и экологической экспертиза последствий  - принципы и общие  методы экспертизы целевых комплексных программ, управленческих решений изобретений, ноу-хау, социальных предложения, инноваций, частных  проектов, антиобщественных деяний. Ответственность за антиобщественные деяния и за необъективную экспертизу. Общие принципы защиты интересов потребителя и общества. Виды антиобщественных проявлений. Последствия от искусственной  монополизации, корпоративного эгоцентризма; компенсируемый и  некомпенсируемый ущерб.

 

ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

- ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.

 

Основные цели экспертизы (для заказчика и общества). Объект, предмет и результат экспертизы. Основные формы представления результатов экспертизы.

Таблица основных целей и видов социальной экспертизы (расшифровка)

Экспертные процедуры: основная схема этапов организации и проведения экспертиз.

Экспертные технологии: общее и особенности.

Экспертиза и оценочная деятельность. Вербальные и количественные оценки.

Социальная и социально-экологическая экспертиза.

Экспертиза как этап принятия решения о сертификации, аккредитации, лицензировании и организации производства в регионах.

Ограниченные возможности экспертиз, основные ошибки и снижение их влияния.

 

-  ПРОЦЕДУРА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ

Принятие решения о проведении экспертизы

Подготовка к проведению экспертизы

Организационные структуры экспертизы

Конкурсы и тендеры

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА — это учет и количественная оценка частных показателей (факторов), определяющих физическое и психологическое состояние человека, общества:

свободного времени

личных денежных средств и других материальных благ

гигиенических факторов окружающей среды:

 химических веществ (токсикантов),                

физических факторов (ЭМП, радиации, шума, пыли, температуры),

 факторов психологического воздействия.

Методы их измерения: социометрия и социологические опросы.

 Представление результатов в натуральных единицах, в баллах, в основном - в стоимостных единицах и  в виде относительных единиц, взвешенных по относительной полезности для общества

Определение социального эффекта  - абсолютной полезности для человека в стоимостном выражении (для сравнения с экономическим эффектом или ущербом и с затратами)

Особенности комплексной оценки, социальных факторов окружающей среды:

физической безопасности для жизни и здоровья

криминогенности обстановки,

климатических и других природных условий и катаклизмов.

эстетики и

эргономики окружающей среды,

возможности для рекреационных целей,

транспортных возможностей;

напряженность общественных отношений,

политические, национальные и иные ограничения

 

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ  ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИРОДУ - истребление природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, которые фактически приводят или могут привести к смещению биоценозов, деструктивному изменению ландшафтов, геологической структуры, и т.д. Определение степени отрицательного воздействия на экономику  производства и условия жизни людей. Определение экономико-экологического и социального ущерба (или эффекта).

Проверка на возможность патентной охраны. Научно-техническая экспертиза.

Экспертиза научно-технических и инновационных проектов и достижений  (в том числе и как интеллектуальной собственности) — качественная оценка их полного вероятностного потенциала, общественно полезного эффекта 

Определение основных видов текущего (годового) эффекта:

Экологического,

Социального,

Научного.

Определение срока морального износа:

учет начальной эффективности

учет творческих компонентов

Определение вероятности использования потенциала

Правовая экспертиза.

Экспертиза при оценки качества товаров.

Экспертиза качества — количественная оценка относительной эффективности (полезности для потребителя) продукции — товаров и услуг.

выбор показателей, не безразличных для человека, общества (см. выше)

выбор единиц измерения (см. выше)

определение коэффициентов весомости (необходимые и достаточные методы)

выбор формы свертки (объединения) с минимальным искажением влияния каждого из измененных факторов

 

- СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ОБЪЕКТАМ ЭКСПЕРТИЗЫ

Экспертиза в строительстве

Экспертиза финансовых объектов ( в банковской деятельности, социальных фондов,...)

Экспертиза в законодательной области.

Экспертиза в системе защиты прав потребителей.

Товароведческая экспертиза.

Экспертиза в страховом деле.

Экспертиза в медицине.

Экспертиза в судопроизводстве.

Экспертизы в процессе сертификации, аккредитации и лицензирования.

Экспертизы при лицензировании производственной деятельности

Экспертиза предвыборных программ.

Экспертизы в прикладной и фундаментальной науке.

 

-  СОЦИАЛЬНАЯ  ЭКСПЕРТИЗА В ПРОЦЕССЕ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Сертификация на соответствие нормативным документам

Сертификация качества и экологической чистоты.

Сертификация качества товаров и услуг.

Экологическая сертификация товаров (продуктов питания, мебели,...)

Экологическая сертификация производства.

Особенности сертификации телекоммуникационных услуг и рекламы.

Особенности сертификации банковских услуг.

Особенности сертификации строительных материалов и изделий.

Экспертизы при аккредитации органов сертификации.

 

- ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПРОЕКТОВ

Инновационные и инвестиционные проекты.

Выборы экстренных технологий и организации экспертизы.

Патентные исследования.

Бизнес-план.

Экспертиза в бизнесе и в процессе развития производства.

  

- ЭКСПЕРТИЗА И ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Экспертиза при оценки имущества (недвижимость, материальные активы, ...)

Экспертиза при оценки интеллектуального продукта. Оценка прибыли; Оценка полного потенциала; Оценка конкурентоспособности.

Особенности экспертизы при проведении инвестиции конкурсов и тендеров.

Экспертиза при оценке (аттестации) творческой деятельности лиц и коллективов.

 

- РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

Требуемые результаты экспертизы: для заказчика, для общества: количественные и качественные. Условия, при которых будет минимум отрицательных последствий от несовпадения результатов экспертизы и полученных (произошедших) фактически.

Требования к экспертным заключениям.

Процедурные вопросы. (Рассмотрение результатов обработки экспертной информации и экспертных заключений экспертными комиссиями, конкурсными комиссиями, тендерными комитетами. Утверждение результата экспертизы. Оповещение о результатах экспертизы. Обжалование выводов.

Основные ошибки экспертиз и их последствия. Методы их снижения. Частные эксперименты, распространение положений и анализ отрицательного опыта; изучение и распространение всех новых предложений; жесткая материальная ответственность ЛПР и экспертов за потери от неэффективного (неоптимального) решения...; ответственность государства: учет и стимулирование социальной и экологической эффективности,  санкции за ущерб, стабилизация ответов при социологических опросах...

 

 

 

 2. ВОЗВРАТНОЕ ПРАВО

 

Минин Б.А. Возвратное право в рамках задач уголовного правосудия и социальной безопасности.

Монография посвящена научному исследованию возможности и целесообразности дополнения современного правосудия, в основном уголовного, системой возвратного права, основанной на адекватном возмещении преступником ущерба, нанесенного им пострадавшему (физическому или юридическому лицу, в целом обществу и природе) с одновременным отказом от принципов т.н. «юридической ответственности».

Подробно рассматриваются процедуры и последствия от такой замены, в том числе в уголовном судопроизводстве, в международных отношениях и в природоохранной деятельности с существенным ускорением судопроизводства при одновременном повышении справедливости наказания как общественной реакции на общественные последствия.

Автор видит в возвратном праве необходимую основу для постепенной трансформации общественного правосознания от эгоистически отклоненного, антисоциального, в сторону гуманистически настроенного и общественно созидательного.

Книга предназначена для исследователей теории и практики современного правосудия, студентов и аспирантов, работников правоохранительных органов.

 

The monography is dedicated to scientific study of a capability and expediency of addition of modern justice, basically criminal, system of the reversionary (returnable) law, founded on adequate indemnification by the criminal of damage marked by it damaged (to the natural or legal person, damaged as a whole to the people and nature) with a common failure from principles so-called "of the legal responsibility".

Procedures and consequences from such substitution, including in the criminal trial, in international relations and in nature protection activity with essential acceleration of legal proceedings explicitly are esteemed at simultaneous rise of justice of punishment as public reacting to public consequences.

The writer sees in the reversionary (returnable) law the indispensable basis, fundamentals for gradual transformation of the public legal conscience from selfish deflected, antisocial, in the side humanistly customized and public creative.

The book is intended for the explorers of the theory and practice of modern justice, students and post-graduate students, workers of law enforcement bodies.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. О необходимости совершенствования концепции действующего права в целях эффективного обеспечения социальной безопасности. «Возвратный принцип»

 

Глава 1. Преступность и современное правосудие

 

1.1. Преступность в России и существующие направления борьбы с ней.

1.2. Эволюция принципов правосудия по вектору гуманизации общественных отношений. Логика возникновения альтернативного («восстановительного») правосудия

1.3. Наносимый ущерб как обобщающий критерий оценки тяжести правонарушений и формирования санкций. «Возвратные принципы» и «возвратное право» в свете исторической ретроспективы

1.4. Краткий анализ новых теорий преступной деятельности и новых форм осуществления правосудия. Общее, специфика и границы применимости возвратного права и существующих форм восстановительного правосудия

 

Глава 2. Уголовное законодательство с позиции учета наносимого ущерба

 

2.1. Конкретика существующих законодательных актов, открывающая реальные возможности усиления в них социально-экономических факторов

2.2. Анализ некоторых общественно значимых принципов российского уголовного законодательства и правоприменительной практики с позиции перспективного использования возвратного права

2.3. К сопоставлению некоторых характеристик определителей наказания в существующих моделях уголовного правосудия и возвратного права

 

Глава 3. Теоретические основы возвратного права

 

3.1. Основы формирования доктрины возвратного права. Сопоставление с существующей правовой доктриной и восстановительным правосудием

3.2. Системный и социологический анализ особенностей доктрины возвратного права

3.3. Препятствия при реализации «возвратных принципов» - реальные и мнимые. Возможные ограничения

 

Глава 4. Применение возвратных принципов

 

4.1. Судопроизводство как прямой адресат использования принципов возвратного права для гуманизации правосудия и ресоциализации осужденных

4.2. Возвратное право, общественная экспертиза  и гражданское общество

4.3. Разработка функциональных и структурных моделей Системы социальной безопасности с использованием возвратных принципов

 

4.4. К обоснованию концепции федерального закона «О социальной безопасности и социальном развитии», основанного на реализации «возвратного права»

4.5. О формировании обобщающих критериев эффективности правоохранительной системы.

4.6. О возможности решения экологических задач: аспекты сопоставления возвратного и традиционного подходов. Автотранспортные средства  как  приоритетный объект  регулирования за счет  использования возвратных принципов

4.7. Социально-экологическая сертификация как параллельный механизм возвратного права в сфере социального развития

4.8. Перспективы и возможности реализации возвратного права

 

Заключение. Возвратное право как реальный инструмент повышения социальной безопасности и ускорения социального развития

 

 Приложения

А. Основы оценки наносимого ущерба и привносимого эффекта (методологический и исторический аспекты).

Б. Статистические исследования некоторых правовых актов уголовного законодательства

В. Социально-экологическая доктрина (разработка)

Г. Правовые реформы и «революционная этика»

Литература

Именной указатель

Предметный указатель

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

3. БЛИЗКИЙ СВЕТ

 

Гражданственная поэзия нашего времени и проза  нашего прогресса 

В. АЛЕХИНА

В. ВЫСОЦКИЙ

Е. ЕВТУШЕНКО

Н. ЗАБОЛОЦКИЙ

В. ЗАХАРЧЕНКО

И. ТАЛЬКОВ

В. ТОКАРЕВ

В. ТУРАПИН

А. ФЕДОТОВ

С. ЦЫГАНКОВ

Э. ВИБЕ

В. ЕФИМОВ

Г. КОЗЛОВ

Е. ЛИСОВСКАЯ

В. МЕГРЕ

Б. МИНИН

Э. МУЛДАШЕВ

М. ОРЛОВА

М. ПОЙДИНА

А. РАХМАНОВА

 

АННОТАЦИЯ

 БЛИЗКИЙ СВЕТ. О гражданственной поэзии нашего времен и о прозе нашего прогресса. Составитель Б.А. Минин  М.: МАОР, 2003

Стихи, не прочитанные вовремя, и проза, которую не решаются печатать даже сегодня,  - так можно определить основное содержание этой книги.

Это, во-первых, небесстрастное исследование небольшого по объему, но чрезвычайно яркого, мощного по движущей силе среза поэзии нашей новейшей истории - гражданственной поэзии. Увы, весьма малочитаемой, ибо совсем не развлекательной и даже трудной. Но именно такая поэзия вместе с другими передовыми достижениями  социальными, политическими и техническими осуществила Перестройку и крутой переход России в Третье тысячелетие, весьма для неё знаковое. Вместе с грядущими социальными изобретениями и открытиями она поможет нам занять достойное положение в мире, задолго до этого предсказанное многими земными пророками.

Последний раздел книги занят прозой по «релевантной» тематике: о менталитете наших соседей и нас самих  как тормоза и как… резерва нашего развития.

Молодому поколению и молодым душой только. И тем, кто любит думать.

  

Составитель заранее просит у читателей прощения за возможные накладки и обращается ко всем, чьи права в этом издании недопустимо нарушены, до осени 2003 года высказать свои претензии, предложения и условия на случай организации более полного тиража………

  

СОДЕРЖАНИЕ

От составителя     

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ    

 1  ДАЛЬШЕ ТАК ЖИТЬ БЫЛО НЕЛЬЗЯ

• ТО БЫЛО НАШЕ РОДНОЕ ПРОКЛЯТОЕ ВРЕМЯ    

• БЕЗЫСХОДНОСТЬ    

• ПРЕЗРЕНИЕ К СТРОЮ    

• О ВЕЧНОЙ И НЕИСТРЕБИМОЙ     24

• ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ     32

• РОССИЯ ТРАГИЧНАЯ И ВЕЛИКАЯ     37

• НА РОДИНЕ КАК НЕ ДОМА     46

• АВТОБИОГРАФИЯ ЕГО И НАША  ОБЩАЯ      51

• НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ, НАША БЕДА     58

 

2  ПУТИ, НАДЕЖДЫ И УВЕРЕННОСТИ 

•  ВО-ПЕРВЫХ, «БЫТЬ», НО НЕ «КАЗАТЬСЯ»     64

• ЧТО НАША ЖИЗНЬ?  БОРЬБА     66

• О ЧЕСТИ-СОВЕСТИ, БОРЬБЕ И ДОЛГЕ     72

• ОСТАВАЯСЬ ЧЕЛОВЕКОМ     81

• НАШИ ОБЩИЕ КУМИРЫ      85

 

3. СВЕТ И ТЕНИ В УЗКОМ КОРИДОРЕ НАШЕЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ  (ПРОЗА О ПРОЗЕ НАШЕЙ ЖИЗНИ)

РОССИЯ

•    . О СОБАКАХ, НАРКОТИКАХ И АЛКОГОЛЕ     92

УРОКИ ДРУГИХ НАРОДОВ И СВОИ СОБСТВЕННЫЕ

•    ЭХО ГЕРМАНИИ     102

•    «ЗАПАД – ДЕЛО ТОНКОЕ»     115

О МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОМ

•    ТАК МОЖНО И ОБИДЕТЬСЯ      120

•    ЭСТОНИЯ:  ПОПРОБУЕМ ИХ ПОНЯТЬ     130

ЖИТЬ, РАЗВИВАЯСЬ

•    ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ     134

•    ГИМАЛАИ, ОЧИЩАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ     138

•    ДУХОВНОСТЬ, АСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКИЙ. АНАСТАСИЯ     145

•    СТАТЬ БОГАМИ ПОСЛЕ БОГА     160

 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ     166

Именной указатель     167

 

Ни стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть он

прогнется под нас!  Из песни А. Макаревича, «Машина времени»

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 Поэтический материал для этой книги подбирался долго, десятилетия. Главный принцип его отбора среди океана других, самых разных,  мобилизующая сила, призыв к действию, пропаганда гражданских идеалов. А вот материалам в прозе  всего несколько лет. За эти годы всем стало ясно, что и последнюю, капиталистическую революцию мы так же успешно провалили, как мы это сделали в отношении к идеалам социализма.

НО, как говорят, нет худа без добра.

Уже многим стало ясно, что в идеале и та, и другая формация равно удалены от человеческих идеалов  правда, по взаимно противоположным направления. Несмотря на эту противоположность, теперь только слепой не видит, что они  дети одной цивилизации, рабы одной «концептуальной» власти, и сейчас речь должна идти о смене этой концепции, т.е. о постепенной смене принципов всего нашего существования всех нас.

 Подобранные здесь стихотворения и эссе упакованы нами по нескольким довольно условно отграниченным темам, которые, я надеюсь, смогут последовательно провести нас с читателями по этапам: что, во-первых, «Дальше так жить было нельзя», во вторых, что есть, есть у нас шанс,  есть «Пути, надежды и уверенности» в том, что Россия будет жить  жить, может даже лучше других, и среди «Света и теней в узком коридоре Нашей Цивилизации» она найдет свой прекрасный путь  самостоятельный, и в то же время совместный с Западом и Востоком, Севером и Югом, чтобы пройти по нему, не выламывая руки собственному народу и не по чужим костям. Может быть даже, создавая цивилизацию, которая со временем будет названа альтернативной.

В первых двух разделах мы будем цитировать стихи таких авторов, как:

Вероника АЛЕХИНА (рукописи);

Владимир ВЫСОЦКИЙ («ВЫСОЦКИЙ  ПОЭТ И ГРАЖДАНИН»  М.: «Литературное зарубежье», ок. 1990);

Евгений ЕВТУШЕНКО (ОТЦОВСКИЙ СЛУХ  М.: Советский писатель, 1975; ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, т.2.  М.: Художественная литература, 1975; УТРЕННИЙ НАРОД, М.: Молодая гвардия, 1978);

Николай ЗАБОЛОЦКИЙ (ПОЭТИЧЕСКАЯ РОССИЯ. М.: Русская книга, 1996);

Василий ЗАХАРЧЕНКО (ЗОВ ГНЕЗДА  М.: «Звонница», 1995);

Игорь ТАЛЬКОВ (МОНОЛОГ.  М.: «Художественная литература», 1992);

Владимир ТУРАПИН (БЕРЕГИТЕ СЕБЯ ДЛЯ РОССИИ.  М.: «Голос», 1992);

Александр ФЕДОТОВ (ГОЛГОФА.  М.: «ВАСХНИЛ», 1991) и

Сергей ЦЫГАНКОВ (РАЗДУМЬЯ.  М.: ВиМ, 1996).

 

Если какие-то небольшие отрывки в тексте не помечены фамилиями или инициалами, то это из уважения к их авторам: слишком уж хорошо они нам всем известны.

Дважды или трижды я посмел стихи не сокращать  просто нечего бы-ло из них выбросить.

Смысла нигде не менял: я безоговорочно признаю, что талантливые поэты чувствуют тоньше и раньше, видят дальше и передают прочувсвованное ими лучше других. И отвечают на многие вопросы точнее и образнее наснепоэтов: болтунов-политиков, кружевников-экономистов и тем более простых технарей-исполнителей.  Нет, конечно же, талант зарыт в каждом из нас. Но этому «каждому» нужен невероятный по мощности импульс, нравственный стимул, чтобы этот талант проснулся… Пока это удается лишь совсем немногим…

 

…Рай для нищих и шутов,

Мне ж как птице в клетке.

                                                      Вл. Высоцкий

 

Раздел 1

 

ДАЛЬШЕ

ТАК

ЖИТЬ

БЫЛО

НЕЛЬЗЯ

 

Наверное, мало кто не помнит, что эти слова почти повторяют название фильма  замечательного режиссера 

Ст. Говорухина, показанного на переломе эпох, практически сразу  после капиталистической революции в России, сразу за мнимым социализмом. То действительно был «…рай для нищих и шутов»

 

Увидеть нам себя, свою страну в противоречии, в предразвитии, - вот главная тема этого раздела. Лучше всего, концентрированнее и богаче это отразилось в стихах наших поэтов. Кажется, на наших страницах стихи впервые - это тем, кто забыл наш медленный, мучительный ход в новое время, ему есть смысл его напомнить

 

ТО БЫЛО НАШЕ РОДНОЕ ПРОКЛЯТОЕ ВРЕМЯ

 Наше, ещё недавнее время, названное чуть ли не официально застойным, а надо бы прямо сказать - драматичное - блестяще обрисовал Евтушенко в уже упомянутом нами стихотворении «НЕРВЫ». Вот оно, почти полностью. Вчитаемся, вдумаемся, вчувствуемся и перестанем лить слезы о том ушедшем времени.

Запись сделана с фонограммы выступления поэта в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов.

  

Нервы, нервы…

Разгулялись, однако, они на Руси.

Нервы:  я! – нет, я первый

И в поэзии, и на стоянке такси,

Даже если впритирку трещащие швы.

Куда вы претесь?! – сами прете!

Чего Вы орете? А Вы!?

Обалденье подкашивает людей

От галденья, от магазинных,

          автобусных и прочих очередей

Добывания ордеров и путевок,

Бесчисленных справок, сапог на меху –

Это как добивание самих себя на бегу.

Чтоб одеться красиво, надо быть начеку,

Надо хищно, крысино добывать по клочку.

На колготки из Бельгии, на румынскую брошь

Наши женщины бедные чуть не с криком: «Даешь!»

За серванты плюгавые,

За билеты в кино…-

Это наши Полтавы, наши Бородино…

От закрута, замота, от хрустенья хребта

Что-то в душах замолкло,

Жабы прут изо рта!

Горький воздух собесов

И нотариальных контор

Пробуждает в нас бесов,

Учиняющих ор.

Я, измотанный в джунглях редакций

Злость срываю на ком – на жене,

А жена, чтобы не разрыдаться,

Злость, усталость срывает на мне.

И дитя, к стене припадая,

В страхе плачет, когда свистя

Оголенными проводами

Нервы взрослых калечат дитя

Лучше дрот, лучше розги

Для ребенка, чем драка,

Где дело доходит почти до когтей

Нервы взрослых, пожалейте, молю,

Паутиночки - нервы детей!

 

 

Действительно, все так и было. А этот поэтический блеск был очень нужен, чтобы пронять нас самих, чтобы пробить того, от кого что-то тогда зависело, но просто так, по закону и служебным инструкциям, не пробивало.

Сейчас говорят «такое было время». Нужна была «смена концепции». Эта смена и была проведена. Случайно это было сделано или нет, умело или нет, преступно или нет – это другой вопрос. Да и делалось все это не сразу. Пытался сделать нам оттепель Н.С. Хрущев - не вышло. Хотел что-то сделать А.Н. Косыгин - не получилось. А начало всё это переворачиваться - не надо тупить взор, не надо наливать глаза яростью - с М.С. Горбачева.

Вот слова песни тех времен эмигранта Вилли Токарева (тоже  с фонограммы):

 

Я на днях известия в «Известиях» прочел,

Что в Союзе приоткрыли двери.

Да чтоб ты был здоров, Михал Сергеич Горбачев,

Хочется надеяться и верить.

 

Но тут же наш автор поет следующее:

Друг мой возвратился назад, домой, в Москву,

он сказал мне: «Вилли, понимаешь,

иногда без сожаления вкусную халву

на горбушку черного меняешь».

 

…Запад на Востоке был для нас мечтой

мы не понимали истины простой:

где б ты ни родился, родина одна,

где б ни находился, родина нужна.

 

Чтобы понять, как непросто даются эмигрантам эти слова, продолжим тему. Неэмигрант, но зараженный еще с детства заграницей Владимир Высоцкий описал тогдашнее «событие» с выездом за рубеж так:

 

…Перед выездом в загранку

Заполняешь кучу бланков,

Это еще не беда.

Но в составе делегаций

С вами едет личность в штатском

Завсегда.

 

Я сам никогда не забуду одну довольно грустную и позорную сцену добывания валюты в мой первый и последний вояж в капстрану, когда свобода была только объявлена, а несвобода экономическая ещё оставалась. Это была  грандиозная очередь около  пункта обмена валюты у метро «Белорусская», грандиознее  любых политических демонстраций, с накаленным выяснением кто за кем когда занимал, с воплями женщин и прихваченных ими детей за разрешенный кусок валютного пирога. Это была страшная, грязная и стыдная сцена тех дней, очень похожая на то, что отражено в «НЕРВАХ» Евтушенко.

По теме «Наше родное проклятое время» я дал здесь это первым стихотворение ибо не знаю более остро отражающего Социализм, точнее, то, во что он превратился в России, дав в рот каждому из нас свой, ему положенный кусок хлеба. Это был гениально страшный шаг: он заменил честную борьбу на… плату нервами.

 

Тогда ускоренно деградировал каждый из нас и мы все вместе.

Ибо страдали от этого другие стороны нашей жизни - духовные. Вот фрагменты из отобранных нами стихотворений великого барда всех времен и народов Владимира Высоцкого, которыми мы продолжим раздел «Родное проклятое время». Они взяты из упоминаемого нами сборника, из собственных звукозаписей и компакт- диска (Владимир Высоцкий. Мультимедиа CD-ROM - других сведений там нет):

 

…А люди все роптали и роптали,

 А люди справедливости хотят:

 - Мы в очереди первыми стояли,

 А те кто сзади нас уже едят.

 

Им объяснили, чтобы не ругаться.

- Мы просим вас, уйдите, дорогие.

Те, кто едят, ведь это иностранцы.

А вы, прошу прощенья, кто такие?..

 

***

Вот главный вход, но только, вот,

Упрашивать? - я лучше сдохну.

Хожу я через черный ход,

А выходить стараюсь в окна… 

 

 

*** 

 

 

…Голая Правда божилась, клялась и рыдала,

Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах,

Грязная Ложь чистокровную лошадь украла

И ускакала на длинных и тонких ногах.

 

Некий чудак и поныне за Правду воюет,

Правда, в речах его правды на ломаный грош,

Чистая Правда со временем восторжествует,

Если проделает то же, что явная Ложь

  

…Разбудит вас какой-то тип

и впустит в мир,

где в прошлом войны, вонь и рак,

где побежден гонконгский грипп. -

На всем готовеньком

 - ты счастлив ли, дурак?

 

                               Евг. Евтушенко

 

 

Разбудит вас какой-то тип

и впустит в мир,

где в прошлом войны, вонь и рак,

где побежден гонконгский грипп. -

На всем готовеньком

 - ты счастлив ли, дурак?

Евг. Евтушенко:

 

 

 

 

                     Раздел 2

 

ПУТИ,

НАДЕЖДЫ И УВЕРЕННОСТИ

 

…Кто хочет жить, кто весел, кто не тля,

 Готовьте ваши руки к рукопашной!

 А крысы пусть уходят с корабля,

Они мешают схватке бесшабашной…

…Настоящих буйных мало,

вот и нету вожаков

Вл. Высоцкий

 

- ВОТ, вот чего нам недостаёт, ВОТ в чём у нас главный дефицит, ВОТ кого нам в себе воспитывать и воспитывать!

 

Этому и посвящен весь Второй раздел.

 

 

 

 

 


 

 

ВО-ПЕРВЫХ:

«БЫТЬ», НО НЕ «КАЗАТЬСЯ»

 

Главное, за что я особенно люблю стихи Владимира Высоцкого, - так это за высокий конструктивный заряд. Увы, отсутствием этого заряда грешит не только поэзия и проза многих и многих, но и книги философов, вообще гуманитариев, политиков. публицистов и даже экономистов, которым высшей обязанностью кажется только раскрыть, показать, обличить, вывернуть наизнанку - а там хоть трава не расти.

Нет, конечно, некий вклад в развитие чего-то или кого-то они вносят, «будоражат» некие слои, поднимают и проявляют грязь и… все. Стихи Высоцкого как бы походя, само собой показывают нам путь, направление, они нас зовут:

 


 

…Ах, утону я в Западной Двине

Или погибну как-нибудь иначе,

Страна не пожалеет обо мне,

Но обо мне товарищи заплачут.

 

Они меня на кладбище снесут,

Простят долги и горькие обиды.

Я отменяю воинский салют,

Не надо мне гражданской панихиды.

***

…Нет меня, я покинул Расею!

Мои девочки ходят в соплях.

Я теперь свои семечки сею

На чужих Елисейских полях.

 

…Кто-то вякнул в трамвае

на Пресне, —

Нет его, умотал, наконец.

Вот и пусть свои чуждые песни

Пишет там про Версальский дворец.

 

Я уже попросился обратно,

Унижался, юлил, умолял.

Ерунда, не вернусь, вероятно,

Потому что я не уезжал.

***

Когда я отпою и отыграю,

Чем кончу я, на чем не угадать?

Но лишь одно наверняка я знаю:

Мне будет не хотеться умирать!

 

...Я перетру  серебряный ошейник,

И золотую цепь перегрызу,

Перемахну забор, прорвусь в репейник,

Порву бока и выбегу в грозу!


 

***

Я до рвоты, ребята, за всех хлопочу,

Может, кто-то когда-то поставит свечу

Мне за голый мой нерв, на котором кричу

За веселый манер, на котором шучу.

 

Если все-таки чашу испить мне судьба,

Если музыка с песней не слишком груба,

Если вдруг докажу

даже с пеной у рта,

Я уйду и скажу, что не все  суета…

 

К одному стихотворению, основную часть которого мы процитировали чуть раньше, - «ОХОТА НА ВОЛКОВ», - мы дадим здесь окончание:

 


 

……..Вот кончается время мое:

Тот, которому я предназначен,

Улыбнулся и поднял ружье.

 

Но а я из повиновения вышел,

За флажки: жажда жизни сильней,

Только сзади я с радостью слышал

Изумленные крики людей.

 

Рвусь из сил, изо всех сухожилий,

Но сегодня не так, как вчера.

Обложили меня, обложили,

Но остались ни с чем егеря!

 

Идет охота на волков,

Идет охота.

На серых хищников

Матерых  и щенков,

Кричат загонщики

И лают псы до рвоты,

Кровь на снегу

            и пятна красные флажков.


 

 

Нет, все же быть нам надо быть, быть, а не казаться!

 

***

Во мне два "я", два полюса планеты,

Два разных человека, два врага.

Когда один стремится на балеты,

Другой стремится прямо на бега.

 

Я лишнего и в мыслях не позволю,

Когда живу от первого лица.

Но часто вырывается на волю

Второе "я" в обличье подлеца.

 

И я боюсь, давлю в себе мерзавца,

О, участь беспокойная моя!

Боюсь ошибки: может оказаться,

Что я давлю не то второе "я".

 

(«РАЗДВОЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ»)

 

***

На возраст молодой мой не смотри,

И к молодости нечего цепляться, -

Христа продал Иуда в тридцать три,

Ну а меня продали в восемнадцать.

 

(«НА ВОЗРАСТ НЕ СМОТРИ»)

 

А вот стихотворение БАЛЛАДА ОБ ИНОХОДЦЕ и другие, которые - почти полностью! - на позитивной ноте:

 


 

Я скачу, но я скачу иначе

 По полям, по лужам, по росе...

 Говорят: он иноходью скачет.

 Это значит иначе, чем все.

 

 Но наездник мой всегда на мне,

 Стременами лупит мне под дых.

 Я согласен бегать в табуне,

 Но не под седлом и без узды!

 

 Если не свободен нож от ножен,

 Он опасен меньше, чем игла.

 Вот и я - оседлан и стреножен.

 Рот мой раздирают удила.

 

 Мне набили раны на спине,

 Я дрожу боками у воды.

 Я согласен бегать в табуне,

 Но не под седлом и без узды!

 

… Нет, не будут золотыми горы,

 Я последним цель пересеку,

 Я ему припомню эти шпоры,

 Засбою, отстану на скаку!

 

 Колокол, жокей мой на коне,

 Он смеется в предвкушении мзды.

 Ох, как я бы бегал в табуне,

 Но не под седлом и без узды!…

… Что же делать остается мне?

 Вышвырнуть жокея моего

 И скакать, как будто в табуне,

 Под седлом, в узде, но без него!

 

 Я пришел, а он в хвосте плетется

 По камням, по лужам, по росе.

 Я впервые не был иноходцем,

 Я стремился выиграть, как все!

 

(«Я БОДРСТВУЮ...»)

 

                **

…Камнем грусть висит на мне,

в омут меня тянет.

Отчего любое слово

нынче больно ранит?

Все уснувшее во мне

струны вдоль разбудят,

Все поросшее быльем

да расцветет цветами.

                    **

Упрямо я стремлюсь ко дну,

Дыханье рвется, давит уши.

Зачем иду на глубину?

Чем плохо было мне на суше?

 

Там на земле и стол и дом,

Там я и пел и надрывался...

И плавал все же, хоть с трудом,

Но на поверхности держался

И я выплевываю шланг,

И в легкие пускаю воду!..

Сомкните стройные ряды,

Покрепче закупорьте уши.

Ушел один в том нет беды,

Но я приду по ваши души!


 

Стихотворение Владимира Высоцкого, найденное в бумагах после его смерти, последовавшей 25 июля, в 4 часа утра в Москве, в его квартире на Грузинской улице:

 


 

Светя другим, сгораю сам.

А тараканы из щелей:

Зачем светить по всем углам?

Нам ползать в темноте милей.

 

Светя другим, сгораю сам,

А нетопырь под потолком:

Какая в этом польза нам?

Висел бы в темноте молчком.

 

Светя другим, сгораю сам.

Сверчок из теплого угла:

Сгораешь? Тоже чудеса!

Сгоришь - останется зола.

 

Сгорая сам, светя другим...

Так где же вы - глаза к глазам,

Та, для кого неугасим?

Светя другим, сгораю сам!

 


 

 

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? - БОРЬБА!

 

А не игра, как представляют многие. Почти все.

Из всей массы замечательных произведений выбранных нами поэтов мы отобрали здесь наиболее прямые и яркие, которые способны нас взбодрить, подстегнуть, снять с нас цепи безволия и обреченности, направить нас от имени «никто» к высокому званию ЧЕЛОВЕК …

Не быть никем - вот главное, с чего начнется наше с вами преображение. И в этом помогут нам мастера нашей социальной поэзии. Начиная с Владимира Высоцкого.

 


 

…Сто тысяч дорог позади

Далеко, далеко, далеко,

А  что там еще впереди

Дорога, дорога, дорога.

Ты сердце свое успокой,

Напрасна, напрасна тревога,

У нас просто адрес такой:

Дорога, дорога, дорога.

 

Я выйду живым из огня

Или погибну до срока,

Останется после меня

Дорога, дорога, дорога.


 

Тема дорог, дорог к лучшему, высшему - одна из самых любимых для поэта:

 

…Условия пари одобрили не все

 И руки разбивали неохотно.

 Условье таково, чтоб ехать по шоссе,

 И только по шоссе бесповоротно.

 

 Чтоб не было следов, повсюду подмели,

 Ругайте же меня, позорьте и терзайте!

 Мой финиш - горизонт, а лента - край земли,

 Я должен первым быть на горизонте!

 

 Наматывая мили на кардан,

 Я еду параллельно проводам,

 Но то и дело тень перед мотором,

 То черный кот, то кто-то в чем-то черном,

 

 Я знаю, мне не раз в колеса палки ткнут,

 Догадываюсь, в чем и как меня обманут,

 Я знаю, где мой бег с ухмылкой пресекут

 И где через дорогу трос натянут.

 

 Но стрелки я топлю, на этих скоростях

 Песчинка обретает силу пули

 И я сжимаю руль до  судорог в кистях,

            Успеть, пока болты не затянули!

 

 Наматывая мили на кардан,

 Я еду в направленье к проводам.

 Завинчивают гайки! Побыстрее!

 Не то поднимут трос как раз где шея.

 

 Кто вынудил меня на жесткое пари,

 Нечистоплотный в споре и расчетах.

 Азарт меня пьянит, но как ни говори,

 Я торможу на скользких поворотах!

 

 Наматываю мили на кардан

 Назло канатам, тросам, проводам.

 Вы только проигравших урезоньте,

 Когда я появлюсь на горизонте.

 

 Мой финиш, горизонт, по-прежнему далек,

 Я ленту не порвал, но я покончил с тросом.

 Канат не пересек мой шейный позвонок,

 Но из кустов стреляют по колесам!

 

 Меня ведь не рубли на гонку завели,

 Меня просили: миг не проворонь ты,

 Узнай, а есть предел там, на краю земли,

 И можно ли раздвинуть горизонты?

 

 Наматываю мили на кардан.

 Я пулю в скат влепить себе не дам.

 Но тормоза отказывают...

 Я горизонт промахиваю с хода!

 

И плавится асфальт, протекторы кипят,

 Под ложечкой сосет от близости развязки.

 Я голой грудью рву натянутый канат,

 Я жив, снимите черные повязки!

 

(«ГОРИЗОНТ»)

 

***

Он не вышел ни званьем, ни ростом,

 Ни за славу, ни за плату,

 На свой необычный манер

 Он по жизни шагал над помостом

 По канату, по канату, натянутому, как нерв.

 

 Посмотрите, вот он без страховки идет.

 Чуть правее наклон - упадет, пропадет!!

 Чуть левее наклон - все равно не спасти!!

 Но должно быть ему очень нужно пройти

 Четыре четверти пути!

 

…Посмотрите, вот он без страховки идет.

 Чуть правее наклон - упадет, пропадет!!

 Чуть левее наклон - все равно не спасти!

 Но замрите: ему остается пройти

 Не больше четверти пути!

 

 Закричал дрессировщик, и звери

 Клали лапы на носилки,

 Но строг приговор и суров.

 Был растерян он или уверен,

 Но в опилки он пролил досаду и кровь!

 

 И сегодня другой без страховки идет.

 Тонкий шнур под ногой - упадет, пропадет!

 Вправо, влево наклон - и его не спасти,

 Но зачем-то ему очень нужно пройти

 Четыре четверти пути!   

 

(«КАНАТОХОДЕЦ»)

 

 

 

Тогда, в жестокую, но чем-то милую эпоху Вл. Высоцкого, о межцивилизационных  войнах еще никто не кричал, но призрак недовольства жизнью урбанизированного человечества уже бродил по нашей интеллигенции…

 

 

В суету городов и в потоки машин

 Возвращаемся мы, просто некуда деться,

 И спускаемся вниз с покоренных вершин,

 Оставляя в горах свое сердце.

 

 Так оставьте ненужные споры.

 Я себе уже все доказал:

 Лучше гор могут быть только горы,

 На которых еще не бывал.

 

 Кто захочет в беде оставаться один?

 Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?

 Но спускаемся мы с покоренных вершин.

 Что же делать, и боги спускались на землю…

 

 

***

 

…Здесь вам не равнина, здесь климат иной:

 Идут лавины одна за одной,

 И здесь за камнепадом ревет камнепад!

 И можно свернуть, обрыв обогнуть,

 Но мы выбираем трудный путь,

 Опасный, как военная тропа!

 

 Кто здесь не бывал, кто не рисковал,

 Тот сам себя не испытал,

 Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.

 Внизу не встретишь, как ни тянись,

 За всю свою счастливую жизнь

 Десятой доли таких красот и чудес!

 

  И пусть говорят, да, пусть говорят,

 Но нет, никто не гибнет зря!

 Так лучше, чем от водки и от простуд.

 Другие придут, сменив уют

 На риск и непомерный труд,

 Пройдут тобой не пройденный маршрут!

 

***


 

…Освобожденье от земных оков

Есть цель несоциальных революций.

 

В борьбе у нас

нет классовых врагов

Лишь гул

подземных нефтяных течений,

Но есть сопротивление пластов,

А также ломка старых представлений.

 

Мы разглядели, различили боль,

Сквозь меди блеск и через запах розы.

Ведь это не поваренная соль,

А  это человечьи пот и слезы.

 

Излишки нефти стравливали в Обь,

Пока не проложили нефтепровод…

Но что поделать, если льет из жерл

Мощнее всех источников овечьих?

И что за революция без жертв,

К тому же здесь еще

без человечьих?

 

(«РЕВОЛЮЦИЯ В ТЮМЕНИ»)

 

***

 

…Благословен великий океан

Служение стихиям не терпит суеты,

К двум полюсам ведет меридиан.

Благословенны  вечные хребты,

Благословен Великий океан!


 

 

***

 

 …Была пора - я рвался в первый ряд,

 И это все от недопониманья.

 Но, с некоторых пор, сажусь назад:

 Там, впереди, - как в спину автомат -

 Тяжелый взгляд, недоброе дыханье.

 

Может сзади и не так красиво,

Но намного шире кругозор,

Больше и разбег, и перспектива,

И еще надежность и обзор.

 

 Стволы глазищ числом до десяти, -

 Как дуло на мишень, но на живую.

 Затылок мой от взглядов не спасти,

 И сзади так удобно нанести

 Обиду или рану ножевую.

 

 Мне вреден первый ряд, и, говорят,

 От мыслей этих я в ненастье ною.

 Уж лучше, где темней: последний ряд,

 Отсюда больше нет пути назад,

 А за спиной стоит стена стеною.

 

….Надежно сзади. Но бывают дни,

 Я говорю себе, что выйду червой.

 Не стоит вечно пребывать в тени,

 С последним рядом долго не тяни,

 А постепенно пробивайся в первый.

 

***

 

…Целуя знамя, пропыленный шелк,

 И выплюнув в отчаяньи протезы,

 Фельдмаршал звал: "Вперед, мой славный полк,

 Презрите смерть, мои головорезы".

 

И смятыми знаменами горды,

Воспламенены талантливою речью,

Расталкивая спины и зады,

Они стремились в первые ряды

И первыми ложились под картечью.

 

Хитрец и тот, который не был смел,

Не пожелав платить такую цену,

Полз в задний ряд, но там не уцелел,

Его свои же брали на прицел

И в спину убивали за измену.

 

 Сегодня каждый третий без сапог,

 Но после битвы заживут, как крезы.

 Прекрасный полк, надежный, верный полк,

 Отборные в полку головорезы.

 

 

…К лесу, волки, труднее убить на бегу,

Уносите же ноги, спасайте щенков,

Я мечусь на глазах полупьяных стрелков

И скликаю заблудшие души волков.

 

Тех, кто жив, затаились на том берегу...

Что могу я один ? Ничего не могу.

Отказали глаза, притупилось чутье.

Где вы, волки, былое лесное зверье?

Где же ты, желтоглазое племя мое?…

 

 

Песня на стихи Высоцкого, которые я приведу ниже, меня трогает, кажется, больше всех его других:

 

 

…Сон мне снится: вот те на, гроб среди квартиры.

На мои похорона съехались вампиры.

Стали речи говорить, все про долголетие,

Кровь сосать решили погодить -  вкусное на третье.

 

В гроб вогнали кое-как, а самый сильный вурдалак

Все втискивал и всовывал, и плотно утрамбовывал,

Сопел с натуги, сплевывал и желтый клык высовывал.

 

Очень бойкий упырек стукнул по колену,

Подогнал и под шумок надкусил мне вену.

А умудренный кровосос встал у изголовья

И очень вдохновенно произнес речь про полнокровье.

 

И почетный караул для приличия всплакнул,

Но я чую взглядов серию на сонную мою артерию.

Да вы погодите, слышите, братцы, спрячьте крюк,

Ну куда же, чертовы,

Я же слышу, что вокруг, значит я не мертвый.

 

…Так почему же я лежу, их не напугаю,

Почему я не заржу, дурака валяю.

Я ж их мог прогнать давно выходкою смелою,

Мне бы взять, пошевелиться, но

Глупостей не делаю.

 

Безопасный, как червяк, я лежу, а вурдалак

Все со стаканом носится, сейчас наверняка набросится.

…А сам и мышцы не напряг и не попытался сжать кулак,

Потому что, кто не напрягается - тот никогда не просыпается

Тот много меньше подвергается, и много больше сохраняется.

 

Вот мурашки по спине смертные крадутся,

А всего делов-то мне было, что проснуться.

…Лучше я еще посплю, способ не единственный,

Но я во сне перетерплю, я во сне воинственный.


 

 

О ЧЕСТИ-СОВЕСТИ,

БОРЬБЕ И ДОЛГЕ

(Общечеловеческие истины)

 

Начнем со стихов Владимира Высоцкого.

 

…Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал что почем, -

Значит нужные книги ты в детстве читал.

 

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,

Если руки сложа, наблюдал свысока,

И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом, -

Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.

 

Чистоту, простоту мы у древних берем,

Сзади сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

 

(«БАЛЛАДА О БОРЬБЕ»)

 

 

…Разглядеть, что истинно, что ложно,

Может только беспристрастный суд.

Осторожно с прошлым, осторожно,

Не разбейте глиняный сосуд.

Нам надо, надо сыпать соль на раны,

Чтоб лучше помнить пусть они болят.

 

 

…Хорошо, если знаешь, откуда стрела,

Хуже, если по подлому, из-за угла.

 Ныне, присно, вовеки веков, старина,

И цена есть цена, и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если другом надежно прикрыта спина.

 

(«БАЛЛАДА О ВРЕМЕНИ»)

 

А вот еще песня из всем известного кинофильма «Высота»:

 


 

 …Если друг оказался вдруг

 И не друг, и не враг, а так...

 Если сразу не разберешь

 Плох он или хорош,

 Парня в горы тяни - рискни,

 Не бросай одного его.

 Пусть он в связке одной с тобой,

 Там поймешь, кто такой.

 

 

 …Если ж он не скулил, не ныл,

 Пусть он хмур был и зол, но шел.

 А когда ты упал со скал,

 Он стонал, но держал,

 Если шел за тобой, как в бой,

 На вершине стоял хмельной,

 Значит, как на себя самого,

 Положись на него.

 

(«ПЕСНЯ О ДРУГЕ»)


 

 

Смотрите, а ведь еще тогда, в самый застой, Высоцкий звал нас в бой, на борьбу с болотом - за победу, каждый за свою, а следовательно и за нашу общую:

 

…Сам виноват, и слезы пью и охаю,

Попал в чужую колею глубокую.

Я цели намечал свои на выбор сам,

А вот теперь из колеи не выбраться.

 

Крутые, скользкие края имеет эта колея,

Я кляну проложивших ее, скоро лопнет терпенье мое

И склоняю, как школьник плохой

Колею, колее, с колеей.

 

Но почему неймется мне - нахальный я,

Условья в общем в колее нормальные

Никто не стукнет, не притрет - не жалуйся,

Желаешь двигаться вперед - пожалуйста.

 

  Отказа нет в еде-питье в уютной этой колее,

Я живо себя убедил: не один я в нее угодил.

Так держать - колесо в колесе,

И доеду туда, куда все.

 

Вот кто-то крикнул сам не свой: "А ну, пусти!"

И начал спорить с колеей по глупости

Он в споре сжег запас до дна тепла души

И полетели клапана и вкладыши.

 

Но покарежил он края, и стала шире колея.

Вдруг его обрывается след. Чудака оттащили в кювет,

Чтоб не мог он нам, задним, мешать

По чужой колее проезжать…

 

Прошиб меня холодный пот до косточки

И я прошел вперед по досточке.

Гляжу - размыли край ручьи весенние,

Там выезд есть из колеи, спасение.

 

Я грязью из-под шин плюю в чужую эту колею.

Эй вы, задние, делай как я, это значит: не надо за мной.

Колея эта только моя,

Выбирайтесь своей колеей,

выбирайтесь своей колеей.

 

(«КОЛЕЯ»)

 

…Ну вот, сорвался в пропасть страх,

Теперь наверх.

Ну вот, исчезла дрожь в руках

Навек, навек.

 

…Пословица звучит витиевато:

Не восхищайся прошлогодним небом,

Не возвращайся, где был рай когда-то,

И брось дурить, иди туда, где не был.

 

(«ЦУНАМИ»)

 

К этим словам прибавлю одно наблюдение Игоря Талькова, всегда полезное:

 

… Кто любит длинную беседу –

Тот мало делать норовит.

Кто рано празднует победу,

Тот никогда не победит.

 

 

 Раздел 3 - СВЕТ И ТЕНИ В УЗКОМ КОРИДОРЕ НАШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

О НАРКОТИКАХ

Этот материал был подготовлен к Круглому столу в Госдуме по проблемам наркомании 10.12.2001г., подготовленному Союзом молодежных организаций РФ.

Наркотики сегодня - это и боль родителей пропавших, вычеркнутых из жизни детей, и грабежи наркопродавцами этих детей - а следовательно, и родителей, это и преступность наркоманов во имя денег на наркотики вследствие их абсолютной психической распущенности, это ещё и мощная поддержка нежелательной иммиграции криминальных элементов, и общенациональные потери нашего населения, которое, как известно, буквально тает на  глазах и количественно, и качественно.

Но почему, можно спросить, качественно тоже? Ведь распространение наркотиков можно рассматривать как один из  механизмов отсева слабых людей, психически слабых прежде всего. И потому его, казалось бы, надо приветствовать. Ученые утверждают, что механизм естественного отбора начал притупляться в человеческом сообществе около 50 тысячелетий назад, когда был провозглашен нами принцип «не убий». С этого времени биологическое развитие человека остановилось. Ещё более активно принцип «не убий» и ещё более радикальный «не трогай» реализуется с тех пор, когда христиане в борьбе с другими религиозными течениями объявили гениально действующий лозунг всепрощения: Христос, мол, за всех отмучился, а если кто согрешил - покайся, да не перед богом, а всего-то перед посредником, служителем церкви -  и все с тебя снимется. Следовательно, разрешается делать все, что где-то не запретили. Покайся - и потом можно грешить дальше. Грешить на миллион и каяться на тысячу, церкви все пригодится.

Я бы рискнул предложить такой тезис: мощный научно-технический прогресс в наших странах, атомная бомба тоже, -  это все от непуганности нас всех, ученых и политиков в том числе.

Вместе с таким прогрессом, и как его естественное следствие, у нас участились и ожесточились войны, эпидемии, возникло пьянство и наркомания, прочно держится высокий процент табакокурения. Все это - общественные заменители природных механизмов естественного отбора. Заметим, все или многие из перечисленных грехов нашей цивилизации отсутствуют в странах, которые проповедуют гораздо более жесткую религию -  например, ислам. Отсутствуют они и в иудаизме. Нам же, как известно, иудеи - а мы взяли - передали христианство, расслабляющее и обезоруживающее.

Не поэтому ли, если судить по заметке в журнале «Чудеса и приключения» № 11 за 2001 год, во второй половине двадцатого века, как раз когда все негативы нашей цивилизации расцвели пышным цветом, во всем мире растут антихристианские настроения? «Парадокс, но христианство ныне - самая гонимая религия на планете». За это время погибло больше христиан, чем за предыдущие пятьсот лет. В Индонезии только за один год было убито 50 тысяч христиан, а 200 тысяч были изгнаны из родных мест. Христиан преследуют в десятках стран ислама. В Саудовской Аравии и Пакистане за проповедь Евангелия сажают в тюрьму, жестоко притесняют христиан в Китае, Вьетнаме и даже в Северной Корее.

Так что в общеприродных целях, для отсева худших, наркоманию, может быть, надо и поприветствовать. Но нет, ведь одновременно она - огромное личное горе родственников и значимый элемент общественной небезопасности. Страны и цивилизации, которые не научатся активно противодействовать этой заразе, -  самоубийцы.

Что можно предложить в этом плане? Как можно жить здоровым и красивым в невоенное время? Может быть, здесь есть смысл вспомнить Александра Лебедя, которым грязные технологи перед знаковыми выборами Президента страны пугали темный народ: мол, заставит по утрам бегать всех пятикилометровку?

Может быть, и надо вспомнить. Мало того, что идеология «концептуальной», надгосударственной власти в нашей, западной цивилизации отменила биологическое саморазвитие, она ещё держит свои народы в мощных психологических цепях. Надвигается эпоха всеобщей коммерческой глобализации, которая уже активно душит национальный, исторический менталитет целых народов. Она, глобализация, людей обезличивает и оглупляет. Она высасывает природные ресурсы Земли, которые по праву принадлежат всем народам, всем цивилизациям, а не только нашей. Так что тем, которых мы не пускаем за стол с яствами, собранными со всей Земли, есть за что нас ненавидеть.

Но посмотрим, в каких целях идет истощение и загрязнение быстро оскудевающей природы, на что расходуются эти ресурсы? - На пропитание? На защиту от голода и холода? На что-то очень нужное другое? - нет, в значительной части, - на глупые игрушки, на обеспечение престижа, модности, на удовлетворение петушиных амбиций «избранных».  Как результат - массовая истерия остальных, неизбранных, внедрение в них чувства неполноценности, отторженности, появления жажды мести, возможности которой безгранично усиливаются в рамках юридической казуистичности. И это не только безграничная распущенность. Все это не может не приводить к интенсивному истощению и расшатыванию человеческой психики, к поискам и находкам путей личного самоистребления, вплоть до наркомании, войн, к противопоставлению своих народов другим народам и цивилизациям, возможно, ничем не худшим, чем наша. То есть психологическая распущенность, вседозволенность ведет к психической и биологической деградации людей.

Этому же способствует и неблагоприятная экология: из уже цитируемого журнала «Чудеса и приключения», в соответствии с исследованиями мюнхенских сексопатологов «сексуальной революции», следует, что повышенная половая распущенность - это массовая болезнь, вызванная прежде всего плохой экологией, а также разрушением института семьи, внедрением легкомысленной псевдомузыки, неправильным питанием,  стрессами, связанными с ускоренным ритмом жизни и постоянной угрозой безработицы.

Сдвиг по сексуальной фазе - это лишь одно из проявлений серьезного нарушения психики европейцев.

А вот с другой стороны - почти противоположный мир. Не просто отставший от нас, а именно противоположный, отвергающий все или почти все наши ценности и ориентиры.

Итог: разбегание рас и цивилизаций.

11 сентября и другие акты антиглобализма - это природная реакция на наш обоюдный бег в тупик, хотя и в разные стороны. Нам надо срочно искать пути взаимопонимания между разными по духу народами и культурами. Иначе наши прелести, наркомания в том числе, будут только распускаться.

Есть ли пути избавления от этой заразы в корне, а не в виде побед на отдельных фронтах: перехвата наркотиков на границе, использование собак с уникальной наркочувствительностью и т.д.?

Давайте вспомним, что именно всех нас держит под колпаком гораздо крепче, чем сегодняшняя религия? - законодательство, точнее его идеология -  право. Это то, через чего ежегодно промалывается около 10 млн. - 7%! -наших сограждан. За поколение наши граждане в среднем почти дважды промалываются этой страшной машиной. - А это и болезни, и психические срывы, и обучение криминалу, и, как результат - наркомания…

Откуда же выросло  наше право, идеология всего судебного законодательства? - Нетрудно видеть: это из нашей религии. Грех - это «нарушение божественных (скажем прямо: писаных людьми) установлений». Что есть «юридическая ответственность»? - это тоже нарушение писаных установлений. Да, писаных людьми другими, уже светскими, - но тоже людьми, которые заставляют нас себе поклоняться другими способами - не в церквах, а в залах судов, в госучереждениях, в тюрьмах… Но тоже поклоняться. Близки эти подходы и в оценке греха и виновности. Вспомним Нагорную проповедь Христа: «Пусть бросит в меня камень тот, кто безгрешен» - т.е. либо ты грешен, либо нет, неважно, насколько. И в наших законах, кодексах: либо по этой статье ты виновен, либо нет.

Совершенно очевидно, что ущербная «да-нетная» психология и соответственная практика должны быть постепенно заменены на мягкие и справедливые аналоговые оценки строго пропорционально нанесенному ущербу.

Мы в последние годы пытаемся поднять на щит те ценности, те принципы, которым даже не тысячелетия, а десятки, может быть сотни тысячелетий: ответственность не юридическую, а  социальную -  перед потерпевшим, перед обществом. Право, основы которого мы разрабатываем, можно назвать возмездным, от слова мзда. (Но не месть!), или лучше возвратным. Это самое естественное право!

Надавите рукой на стол - он вам ответит тем же, поднимите руку на собаку - и она огрызнется. Это общая реакция живого и неживого на любое воздействие, это известный закон природы: «действие равно противодействию», или «за все надо платить». Оплата любого ущерба, нанесенного человеку, обществу, природе - вот главная идея нашего «Возвратного права».

Если восстановить этот принцип в нашем обществе, сделать «возврат», компенсацию нанесенного вреда неизбежным, неотвратимым и адекватным - без грубой «мести» и без примитивного «наказания», -  то это значит создать мощное и постоянное, неотвратимое поле ответственности «по результатам». А это значит: снять озлобленность прошедших тюремные жернова членов нашего же сообщества, это значит перестать рекрутировать криминал, привлечь целый город заключенных к общественно полезному труду, помирить нашу цивилизацию с другими народами и цивилизациями, это значит - наше постепенное оздоровление: и биологическое, и физическое, и психическое. А, следовательно, и перелом в тенденциях наркороста. Вплоть до его полного исчезновения.

Введение пусть не военного положения, но Возвратного права - четкой, универсально действующей, однозначной и адекватной ответственности за любые негативные деяния (как и стимулов за деяния позитивные) позволит со временем существенно оздоровить общество. Алкоголизм, табакокурение, тупые компьютерные и иные подобные игры, истребительные войны и революции ради каких-то самопровозглашенных идеологических принципов, партийные интриги одной группы людей против другой, может быть ничем не лучшей и не худшей, - все это со временем должно уйти в прошлое.

Законопроект, построенный на возвратных принципах полной ответственности друг перед другом, топчется в Госдуме несколько лет. Активное сопротивление оказывает аппарат Думы. Это сопротивление заставило нас обратиться к целому ряду юристов многих правоохранительных органов и организаций, в том числе Института государства и права РАН, Института МВД, Верховного и Конституционного суда, Администрации Президента России. И далеко не всегда мы получали отказ. Много и поддерживающих!

Иногда меня спрашивают: так Вы что, против законодательства, против закона? – Нет, законы были и будут, но другие законы: более прямые, прозрачные, неотвратимые, защищающие потерпевшего, а не преступника, но преступника не унижающие, не доводящие его до скотского состояния. И их, этих законов, будет на порядок или два меньше. Уже это - более чем достаточно, чтобы, увидев в них здоровую простоту и силу, бросить все силы на их реализацию.

 

ОБ АЛКОГОЛЕ, НАРКОТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И «КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

«Что такое хорошо и что такое плохо?» - очевидно, это основополагающий вопрос любой человеческой цивилизации. Ответами на этот вопрос главным образом только и отличаются цивилизации друг от друга.

Один из острых вопросов - о вине, вообще о роли этанола (алкоголя) и любых других наркотиков, любых одурманивающих средств. Попробуем их связать с вопросом о так называемой концептуальной, надгосударственной и наднациональной власти. Эта тема не раз поднималась санкт - петербургским публицистом, активным борцом за чистую экологию и здоровое общество Сергеем Лисовским, издающим собственную замечательную газету «Общество и экология». Он и познакомил нас с блестящей, можно сказать удивительной, одной из наиболее заметных книг последних десятилетий - В.А. Ефимова «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: миф или реальность?» (СПб: Издательство общества духовной и психической культуры, 2000 г.). Вот из нее несколько выдержек: «…XXI век будет веком движения в сторону биологической цивилизации, когда человечество осознает, что многие процессы, воспринимавшиеся ранее как прогресс, были в действительности движением в тупик, губительны, а потому недопустимы для будущего... Настала пора от покорения Природы перейти к осознанию ее Величия как Высшей ценности Мироздания. Человек никогда не создаст ничего более совершенного, чем то, что уже создано Свыше, начиная от бабочки и стрекозы».

Так стоит ли всё это втаптывать в Землю во имя мифической «цивилизованности»? Наша цивилизация, как утверждает В.А. Ефимов, и с этим просто невозможно не согласиться, господствует, властвует, пытается распространиться не в последнюю очередь благодаря таким средствам, как алкоголь, курение, вообще  н а р к о т и к и... «Наркотизация населения проводится, как правило, в обход сознания, через мягкое подталкивание на этот путь традициями, обычаями, пословицами и поговорками, внедряемыми в общественное сознание. На это нацелены почти все информационные каналы, все виды искусств и даже сама медицина. ...Ни один ребенок не имеет потребности в алкоголе от рождения. Однако, отмечая, например, окончание средней школы, в нашей действительности лишь единицы удерживаются от употребления по этому поводу алкогольных напитков. Срабатывают активно навязываемые нам стереотипы».

Алкоголь и табак, утверждает ВА, являются серьезным инструментом управления как отдельными людьми, так и целыми странами и континентами. Но как же поступать, если что-то «очень хочется»? Как узнать, где истинные потребности, а где «наведенные» злой волей? - «Делай то, что не угнетает твою генетику, генетику твоих детей и внуков; не причиняй зла другим, если это не связано с пресечением большего зла. А где критерии? «Только в Душе, на основе данной тебе информации и чувства меры» - пишет В.А. Ефимов.

Наши Душа и Тело знают всё, почти всё. Напомним: объем генной информации, переданной нам с вами нашими мамами и папами, составляет по объему почти половину! книг! Библиотеки им. Ленина!! А это, как говорят, более 40 млн. мегабайт, умещающихся на дисках миллионов лучших сегодняшних компьютеров. - Хотя по качеству, конечно, она самая разная - в зависимости от качества наших пап и мам и далее уже в зависимости от упорства её совершенствования лично каждым из нас. Это качество ограничивается разными причинами, в т.ч. пристрастиями к вину. Это тоже есть способ угнетения. Россиян - в том числе.

В. Ефимов утверждает: наш, российский стереотип сформировался на преодолении трудностей и невзгод. «Многие ошибочно воспринимают Россию как просто одну из стран. Это серьезное заблуждение. Россия - такая же цивилизация, как целая Библейская, хотя уровень ее государственного управления находился долгое время под пятой Евро-Американского конгломерата, выросшего от столкновения двух древнеегипетских иерархий почти три с половиной тысячелетия назад.

Очень близко трактуется вопрос о концептуальной власти и в книгах Владимира Мегре из серии «Звенящие кедры России», по читаемости стоящих в России на одном из первых мест. В них автор плавно, начиная от первой книги «АНАСТАСИЯ» подошел к формулированию идеи «концептуальной власти» в 7-й книге «Энергия жизни». Автор сумел в спокойном тоне простым языком раскрыть многие вопросы, которых ранее в широкой прессе даже боялись касаться, развернуть в историческом ракурсе формирование этой власти и показать ее неизбежный конец в самое ближайшее время. Именно не смерть, но конец, завершение.

Оказывается, последние пять тысячелетий изотерическими и финансовыми методами каста жрецов-иерархов управляет всем нашим (западным) миром, навязывая народам свою волю. Эти жрецы находятся в разных концах Земли, но могут общаться на расстоянии, чувствуя помыслы друг друга.

В. Мегре показал, как эта малюсенькая группа сумела создать собственную Систему, которая фактически управляет Америкой, Европой и Россией. А евреев при этом используют в качестве разменной карты, на которых люди привыкли скидывать (перекладывать) все их беды.

Кто принимает сразу же в свои цепкие лапы рожденного земной женщиной-матерью ребенка? - спрашиваем В. Мегре. И отвечает: - Система. Она принимает решения, какую пищу ему принимать, каким воздухом дышать и каков выбор жизненного пути. Вместо информации об этом людям навязывались разные религиозные ритуалы, которыми заставляют якобы отдавать дань уважения Богу. Несмотря на бурное развитие медицинских средств, по статистике с каждым годом увеличивается количество больных людей. Идет деградация человеческого сообщества. Больше того, для кого-то, входящего в круг больших и малых правителей, это - самое желаемое явление, ибо «чем ниже карлики, тем выше великаны». Сама Идея Бога, вечного блаженства на Том свете вместо возвеличивания Жизни на Земле нужна была для наиболее крепкого подчинения народов. Но появление у каждого народа своих богов, своих религий привело, не могло не привести к непрерывному противостоянию народов, к крови и войнам. Каждый во имя своего бога. Между тем при ближайшем рассмотрении, основа всех религий - поклонение богу. Новую мысль высшего уровня предложила ведрусса Анастасия, главный персонаж книг Владимира Мегре. Только идея сотворчества способна прекратить непрерывную человеческую драму, войну друг с другом и друг против друга. Есть ли хоть что-то, что сможет серьезно противостоять этой великой идее, родившейся в России?

 

 4. Все книги  Следующая страница >>

 

<< На Главную страницу сайта  

 

 

Hosted by uCoz