Книга поступает в торговую сеть.

 Заметно дешевле ее можно приобрести со склада самого издательства при заказе более 3-5 экз. (по 320 руб.). Справки по телефонам 8 499 240 4887, 8 916 772 22 52.

 

 

 ЗДЕСЬ материал дан до редобработки

 АУДИТ

 ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОЕКТОВ 

ПРОГРАММ

_________________

НОВОМЕТРИЯ

КВАЛИМЕТРИЯ

СЕРТИФИКАЦИЯ

ПРОДУКЦИИ 

И ПРОИЗВОДСТВ

 

 

 

 

 

 

 

 

&

 

 

 

 

AUDIT

 

Of EFFICIENCYof

PROJECTS

PROGRAMS

_________________

NOVOMETRY

QUALIMETRY  

 CERTIFICATION of the

  PRODUCTS and

MANUFACTURES

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

ЭКОНОМИКА

2008

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________

 

 

Б.А. МИНИН  В.Б. РАДИН  В. В.  СЕРЕБРЯННИКОВ 

А.Г. ТЕРЕХОВ  Р.М. ТИХОНОВ

 

 

АУДИТ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

проектов и программ.

НОВОМЕТРИЯ

КВАЛИМЕТРИЯ и

СЕРТИФИКАЦИЯ

ПРОДУКЦИИ

И ПРОИЗВОДСТВ

 

 

Отв. ред. - проф., доктор экономических наук Минин Б.А.

 

 

 

 -------------------------------------------------------
 

Минин Б.А., Радин В.Б., Серебрянников В.В., Терехов А.Г., Тихонов Р.М..  Аудит эффективности  проектов и программ. Новометрия, квалиметрия и сертификация продукции  и производств. Отв. ред. - проф., доктор экономических наук Минин Б.А. - М.:ЭКОНОМИКА  2008

 

Книга содержит изложение инструментария - практических методов и методик проведения расчетов эффективности как важнейшей формы государственного и общественного контроля последствий деятельности получателей бюджетных средств: разработчиков и исполнителей целевых программ, нормативных правовых актов, а также субъектов проведения любых процессов, допускающих общественно значимые последствия.

Рассматриваются алфавит, грамматика, инструментарий и процедура расчета эффективности проектов и целевых комплексных программ по сферам материального, социального и научного производства. Подробно, на ряде примеров,  рассмотрен инструментарий расчета эффективности отдельных (частных) нововведений, включая НИОКР, изобретения и  открытия, включая расчет экономического, социального и экологического эффекта и ущерба, срока их морального износа  (перспективности), а также практика сертификации качества и экологической чистоты продукции (товаров и услуг) и производств.

Книга рассчитана на широкий круг читателей ориентированных на повышение результативности общественного развития: администраторов, менеджеров, специалистов, занимающихся антикризисным консультированием, работников счетных палат, правоохранительных органов, государственных и общественных экспертов, студентов, аспирантов и профессоров  экономических и юридических вузов.

 

 

Minin B.A., RadinV.B. Serebrjannikov V.V., Terehov A.G. Tikhonov R.M. “Audit of efficiency of projects and programs. Novometry, qualimetry and certification of the  products and manufactures”. The editor-in-chief – prof., doctor of economics Minin B.A.   

The book contains a toolkit, practical methods and techniques of efficiency calculations as major form of state and public control. The control covers consequences of activity of addressees in the fields of budgetary funds including developers and executors of target programs, normative legal acts, and also subjects of any processes admitting socially significant consequences.

The alphabet, grammar, toolkit and procedure of calculation of efficiency of projects and target complex programs on spheres of material, social and scientific manufacture are considered here. In detail, on a number of examples, the toolkit of efficiency calculation of separate (individual) innovations, including research and development, inventions and opening are also described in this book, including calculation of economic, social and ecological effect and damage, terms of their obsolescence (perspectives), and also practice of certification of quality and ecological cleanliness of products (the goods and services) and manufactures.

The book is designed for the broad audience of readers focused on increase of productivity of social development: managers, experts engaged in anti-crisis consultation, officers and workers of accounting chambers, law enforcement bodies, state and public officials, students, post-graduate students and professors of economic and legal high schools

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. Эффективность как важнейший объект внимания государственного и общественного контроля   6

Понятия и определения  11     

 

1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ  

1.1.Современный  этап: наложение правовых обязательств и общественных потребностей   13

1.2. Правовые документы, регламентирующие учет эффективности программ (на примере материалов по городу Москве)   28

 

2. . МЕТРОЛОГИЯ  НОВОВВЕДЕНИЙ    

 2.1. Методология комплексной оценки эффективности   35

2.2. Качество товаров и услуг. Квалиметрия   57

 

3. УЧЕТ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ      

3.1. Моральный износ, новизна, перспективность и ранг нововведений   120

3.2. Учет реальных тенденций развития объектов оценки   124

3.3. Новизна, моральный износ и ранг научно-технических достижений   128

3.4. Наукометрия. Научный потенциал научных достижений   142

3.5. Заключая разработку элементарной новометрии   166

4. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ  

4.1. Требования к количественной и качественной оценке эффективности программ, направленных на общественное развитие (на примере городских программ)   191   

4.2. Методические основы оценки вклада программ в развитие города и определения их общественной эффективности  201

4.3. Обоснование подхода к расчету основных видов эффекта  211  

4.4. Формализация оценки основных видов вклада программ в развитие города   221

·        расчет экономического эффекта – вклада в экономическое развитие города

·        расчет социального эффекта – вклада в социальное развитие города

·        расчет экологического эффекта (ущерба) – вклада в экологическое развитие города

·        учет дополнительных факторов, определяющих полный (суммарный) эффект и общественную эффективность

·        расчет  эффективности программ

·        оценка ущерба от неисполнения программ

5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ МЕТОДОВ НОВОМЕТРИИ И АУДИТА   237

5.1. Система выявления и нейтрализации  социально наиболее проблемных мест. Проверка избыточности общеобязательных функций. Подходы к автоматизации и нормотивизации процесса составления бюджетов разных уровней  238

5.2. Общественная экспертиза  и оценка эффекта (ущерба) от общественных, муниципальных и государственных акций и законодательных актов. Новометрия как инструмент определения правовой и материальной ответственности за неэффективность общественных реализаций   242

5.3. Организация оценки изобретений, открытий, НИОКР, диссертационных работ и их реализаций. Высшая квалификационная комиссия и Социальный патент  247  

5.4. Судопроизводство как прямой адресат использования результатов оценки ущерба для гуманизации правосудия, досрочного освобождения  и ресоциализации осужденных  252

5.5. Система оценки органов правоохранительной системы на основе обобщающих критериев ее эффективности   256 

5.6. О решении социально-экологических задач населенных пунктов. Автотранспортные средства в городе  261

5.7.Сертификация продукции и производств  273 

5.8. Оценка эффективности или вреда общественных объединений   284    

5.9. Использование аудита эффективности счетными палатами. Реорганизация конкурсной системы присуждения грантов с учетом критериев эффективности  290  

5.10. Политические вызовы национальной безопасности России и разработка направлений нейтрализации выявленных угроз методами оперативной социологии

5.11. Препятствия реализации методов адекватной количественной оценки результатов человеческой деятельности  - реальные и мнимые.  Пути их преодоления  299 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   308



 

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность как важнейший объект внимания государственного и общественного контроля

 

В последние годы социальные и экологические факторы  общественного развития оказываются предметом все более пристального внимания  и  забот правительств многих стран, мэрий городов мира и России. Эффективное решение  социальных и экологических проблем, сопровождающих практически любую хозяйственную деятельность человека,  - важнейшая научно-практическая задача, непосредственно затрагивающая интересы каждого жителя планеты  (рис 1. 1).

 Истощение человеческого потенциала и  истребление природных ресурсов, неконтролируемое расходование бюджетов разных уровней далеко не всегда оптимизированы по результатам. Из  основных принципиальных направлений реформирования бюджетного процесса, предусмотренных  Концепцией реформирования бюджетного процесса РФ на 2004-2006 г.г., два имеют прямое  отношение  к решению этой задачи: введение аудита эффективности использования  государственных ресурсов и переход на  бюджетирование, ориентированное на конечный результат. При этом экономический  фактор был и остается важнейшим, но с одной оговоркой:  когда речь идет об общественных интересах; а вот  социальный и экологический факторы должны и могут стоять в качестве приоритетных в любых случаях – идет ли речь о работниках предприятий: рабочих, руководителях или служащих предприятий, муниципальных и государственных учреждений или о населении в целом. Интересы всех их учитывались на равных основаниях в процессе разработки нами методологии и рабочих методов оценки эффективности программ и нововведений.

Задача этой книги – представление результатов разработки инструментария оценки основных видов научно-практических достижений, направленных на общественное социально-экономическое и экологическое развитие. Весьма важные организационные моменты оставлены за пределами нашего внимания – отчасти потому, что они автору знакомы меньше, но главное – потому, что к этому времени вышел ряд документов, их регламентирующих, в частности, Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств, принятая решением  Коллегии  Счетной  палаты  Российской Федерации от 23 апреля 2004 года, протокол № 13 (383) - Методика разработана в Департаменте аналитического и методологического обеспечения (А.Н.САУНИН, Г.А.АНИСИМОВА), а также огромный ряд научных работ, посвященных организационным проблемам введения в практику аудита эффективности – как внутреннего, так и внешнего, в частности из последних – обстоятельная книга Е.И. ИВАНОВОЙ, М.В. МЕЛЬНИК и В.И. ШЛЕЙНИКОВА «Аудит эффективности» под ред. С.И. ГАЙДАРЖИ (М., Изд. КНОРУС, 2007).

.  Особенностью представляемой нами книги в отличие от известных нам до сих пор работ является представление инструментария оценки и выраженный акцент на приоритетности социальных и экологических факторов развития общества или по крайней мере требование их равноправия с факторами экономическими и тем более технократическими.

Рассмотрение будет  касаться в первую очередь проектов и программ как конечных комплексных продуктов значительного масштаба, а также отдельных нововведений (близкие аналоги: новшества, инновации, новации…). Понятие нововведение  включает изобретения, открытия, разработки; каждый из этих элементов имеет, кроме общих для всех нововведений,  свои особенности. Они будут рассмотрены в отдельных главах.

Мы сознательно не касались целей определения результативности управленческой деятельности, чему в зарубежных, в частности, в канадских и австралийских документах по организации аудита уделяется чуть ли не первостепенное значение. Мы считаем, что выделять роль этой деятельности из суммарного вклада в реализацию проектов и программ методически и политически не имеет смысла.  Признание в последние годы  программно-целевого метода в качестве основного произошло именно благодаря его повышенной общей социально-экономической и экологической эффективности по сравнению с методами текущего планирования.

Применение программ   особенно целесообразно, когда  проблемы  имеют  временный характер и  локализованы в пространстве.

Целевая комплексная программа (а до утверждения –  ее  проект) как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих решение приоритетных социальных, экономических, культурных, экологических и других проблем, развитие отраслей и комплексов городского хозяйства, в целом административно-территориальных единиц может включать в себя несколько подпрограмм и мероприятий, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на части и элементы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Таким образом, задача оценки эффективности программ естественным образом распадается на ряд методических подзадач, таких как наиболее точное, адекватное формализованное представление общей эффективности каждого элемента для внедрения соответствующих методов и методик оценки в процедуру составления, экспертизы и утверждения программ, введение определенной степени ответственности за неэффективное использование бюджетных средств и, наоборот, стимулов за превышение эффективности программы сверх указанной при обосновании концепции.

Все это в конце концов даст возможность разработать систему организационно-методического обеспечения, позволяющую оценивать эффективность, качество и доступность услуг, оказываемых, в частности, в социальной сфере и  жилищно-коммунальном хозяйстве, по результатам разработки и в процессе выполнения программ, поступающих на контроль и экспертизу. Это позволит  существенно повысить фактическую роль программ в социально-экономическом и экологическом развитии города, страны, в снижении социальных контрастов, уменьшении загрязнения окружающей среды, истребления  природных ресурсов и истощения человеческого потенциала, а также, что тоже немаловажно, наглядно представить для налогоплательщика, общества реальный результат расходования средств в рублях результата на рубль изъятых или недоданных ему средств.

Социально-экологические проблемы  обострены во многих регионах, тем более с высокой плотностью населения. Делалось и делается немало попыток их разрешения, но, как правило, чисто административными мерами. Эти меры легко оспаривались юристами, правозащитниками со ссылкой на второстепенные аргументы, на популистские лозунги нарушения  «прав человека» и т.д., в том числе на право каждого загрязнять окружающую социальную и природную среду, оставляя  без внимания право других людей жить в экологически и социально чистом пространстве. Для разрешения этой коллизии и необходимы механизмы сквозной оценки всех актов обновления (развития), начиная от генерации и тем более реализации изобретений, открытий и заканчивая реализацией комплексных программ, содержащих в своей основе, возможно, не одно, а несколько высокотворческих решений.

Без применения гибких организационно-экономических механизмов, основанных на трезвой оценке ущерба и эффекта, и без реализации требования безусловного возмещения наносимого ущерба – и экологического, и социального - решить проблему дестимулирования антиэкологической и антисоциальной деятельности невозможно.

Данная работа направлена на подготовку максимально убедительных обоснований этого направления, формирование соответствующей концепции, начиная с формирования системы оценки социально-экономической и экологической эффективности программ до оценки эффективности изобретений, расчета качества товаров и услуг и определения в будущем структуры, способной  подготовить и осуществить реализацию постоянно действующей системы снижения негативного воздействия самых разных социальных факторов на окружающую природную среду и население.

В процессе изложения материала будут сопоставлены применяемые на данный момент методики и готовые результаты расчетов наиболее значимого – социального и  социально-экологического эффекта и ущерба для использования на разных этапах составления, контроля и реализации целевых комплексных программ.

Показатель эффективности нормального процесса, действительно  направляемого на социально-экономическое и экологическое развитие, должен предусматривать расчет социально-экономической эффективности затрат как соотношения социально-экономических результатов и затрат, в идеале – в рублях на рубль вкладов. При этом числитель должен включать все виды эффектов и ущербов на всех этапах разработки и выполнения программ, а затраты при значительном лаге между вкладами средств и получением результатов должны быть учтены через процедуру дисконтирования.

. Будет показано, что существующие государственные и региональные  документы, регламентирующие разработку и выполнение программ, в той или иной мере уже предусматривают процедуры учета результативности программ, но, увы,  лишь на понятийном, как бы необязательном уровне. То есть введение формализованных методов оценки эффективности потребует от властей определенной политической воли и существенной ломки сознания контролеров и аудиторов, вообще всех агентов, которые соприкасаются с процедурой контроля и экспертизы материалов программ.

Надо сказать, что нормативизация требований учета и расчета социальной,  экономической и экологической эффективности всех нововведений и, тем более, масштабных городских, муниципальных и государственных программ было абсолютно актуальна уже на после- и даже до военном этапах развития социализма и уже тогда, пусть на самом простом уровне, была вопросом вполне реализуемым. 

Но вот сейчас, вдруг, на полвека позже абсолютно необходимого срока,  в результате явного «полевения» населения и перехода к «умеренному огосударствлению» интересов во внутренней политике страны, законодатель отчетливо поставил задачу оценки социальной и экологической эффективности проектов и программ в нормативных документах, касающихся составления и реализации комплексных программ. К сожалению,  «в эпоху торжества социалистических идей», когда обществу решения этой задачи были более всего нужны, официальная наука, даже когда ей их приносили практически в готовом виде и бесплатно, высокомерно отворачивалась от них, не уставая без конца – до рубля, до копейки – шлифовать свое детище: экономические расчеты.   Историкам еще предстоит изучить и оценить ущерб от этого безграничного догматизма: трудно не согласиться, что социализм без социальных критериев – это больше, чем нонсенс, и это намного больше, чем чье-то недопонимание.

 

. И вот ранее как бы по социальному заказу выполненные и все же отклоненные  представителями «большой науки» того времени  исследования оказались вдруг к месту и ко времени сейчас, через полтора десятилетия после слишком немягко проведенной капиталистической  революции и как следствие - «глубокого разочарования» россиян в либеральных идеях.

 

. Сейчас, через полтора десятилетия после слишком немягко проведенной капиталистической  революции и как следствие «глубокого разочарования» россиян в либеральных идеях ранее как бы по социальному заказу выполненные и все же отклоненные  представителями «большой науки» того времени  исследования оказались сейчас вдруг к месту и ко времени.

 

Начальный капитал научно-практической дисциплины социомики (социального аналога экономики), которой, без сомнения, еще предстоит развиваться,  – это достаточно хорошо отработанный на сегодня аппарат аудита эффективности всех видов эффекта и ущерба, прежде всего – социального, причем с учетом качества и экологичности продукции, материальных, социально-экологических, морально-психологических и иных потерь населения... И все это с учетом срока морального износа и вероятности использования потенциала каждого нововведения. Изложению принципов и методов всего этого, т.е. новометрии, и посвящена данная книга.

Еще одно из предполагаемых назначений этой книги, кроме представления и обоснования методического материала, - попытка извлечь и показать уроки опоздания с его реализацией на десятилетия. Нужные для этого отвлечения будут даны в соответствующих местах.

.  Может возникнуть вопрос: как можно после таких провалов в развитии теории социального развития, по полувеку и даже веку, создать сразу целую область новометрии, значительную часть элементов новистики и даже определить контуры социомики?  Наверное, это так же реально, как ускоренный всплеск человеческого организма после длительного летаргического сна... Совершено очевидно, что нам помогали природное любопытство, социальная ориентированность и главное – знание теории и навыки изобретательства  - у некоторых из нас немало авторских свидетельств и патентов.  И если внимательно читать, в некоторых фрагментах этой многолетней разработки можно обнаружить явные признаки настоящих изобретений.

.  Но всё это – микродозы. А мы  уже несколько лет ставим вопрос о введении в городах, областях и регионах специальных школ, академий творчества, в том числе и социального,  – ниже раздел 5.11. Работы в области методологии  изобретательства (см. опубликованные работы) позволяют утверждать: обучить с детства делать изобретения в любой области и при этом прививать социальную ориентацию, любовь к людям, - вполне возможно и общественно необходимо.

Здесь следует заметить, что методики, приведенные в книге, не рассчитаны на оценку программ социально-политического, культурного и иного подобного характера, если такие программы или явления нашей жизни не влекут за собой соответствующие социально-экономические последствия – положительные или отрицательные. Их прямые ценностные ориентиры выполняют совершенно иную роль, оценить по полезности которую удастся, возможно, в далеком будущем.

*   *   *

.  Авторы, хотя они изо всех сил пытались ориентироваться на задачи и потребности современности, используют результаты исследований по далекой ретроспективе протяженностью от работ английского юриста и необычного экономиста Дж. БЕНТАМА (1748 -1832), затем живших и работающих через полвека политэкономов Ф. ЭНГЕЛЬСА и К. МАРКСА, позже, в послереволюционное время, – академика С.Г. СТРУМИЛИНА (1877 - 1974) и генерального авиаконструктора О.К. АНТОНОВА (1906 -1984), и  уже специалистов наших дней, в частности, работ  С.В. СТЕПАШИНА,  В.Б. ИЯШВИЛИ, Ю.М. ВОРОНИНА и других.

Состав непосредственных коллег-соисполнителей за все время с начала работ по данной тематике (с 1970 – 1975 г.г.) можно увидеть из цитируемых в тексте книги ссылок на совместные работы, вообще тех, кто мне помогал, вдохновлял и даже обязывал, да и то скорее всего не всех, мы попробовали перечислить ниже. Это:


 

А. ААРНЕ-ПЯРНПУУ

Г.Г. АЗГАЛЬДОВ

Ю.А. АКИНДИНОВА

В.В. АНИКИЕВ

Л.Д. БАХРАХ

В.С. БЛУМЕНТАЛЬ

Л.С. БОЛОТОВА

Э.С.БОЛОТОВ

Р.А. ВАЛИТОВ

А.В. ВОЛКОВ

В.И. ВОЛКОВ

 Н.В. ВРУБЕЛЬ

А.Г.  ГАГАРИН

И.В. ДВОРЯНСКОВ

Э.С.ДЕМИДЕНКО

А.П. ИВАНОВ

Ю.А. КАЛИНЦЕВ

В.А. КОВАЛЬ

Г.А. КОСИН

Л.И. КРАВЦОВА

В.В. КУРИЦЫНА

С.Л. КУТЫРЕВ

В.В. ЛУНЕЕВ

Д.В. ЛЮБОМУДРОВ

А. Д. МИНИН

Б.А. НЕЙМАН

В.В. ОРОБЕЙ

Д. ПАГОН

Т.А. ПОТЯЕВА

Д. ПАГОН

Ю.И.САВКИН

В.И. САВОСИН

Н.А. СЕМЕНОВА

А.Я. СМОЛЯНИНОВ

М.А. СМЫЧЕНКО

В.В. СОКОЛИН

А.Н.СПИРИНГ

Г.Н. СЮТКИН

Е. И. ТАЮРСКАЯ

А.Н. ТОРОПЦЕВА

В.А. ТИЛИНДИС

О.Б. ТРЕТЬЯКОВ

В.Ю. ХИН

Г.А. ХОТИНСКАЯ

А.Б. ШАЕВИЧ

Л.И. ШОКИНА

В.К.. ШУЛЬЦ


 

и другие, без многих из которых, возможно, эта работа вообще не была бы проведена. Всех их упомянуть здесь довольно трудно.

Значительное влияние на подготовку книги в части приложений сыграло сотрудничество авторов с интернациональной группой, работающей над проблемой «Этика и гуманизм»: от российской стороны проф., академик РАЕН  И.А.ГУНДАРОВ, от Австрии д-р философии Вилли АУГУСТАТ, Артур ГРАУБЕРГЕР и Розвита ЭДЕР от Германии, а также специалисты М.Д. Баханцов и Ф.В.  ЛАЗАРЕВ из Украины,  Э.И. ГОНИКМАН из Белоруссии и ряд специалистов из Италии и Швейцарии.

 Работы, опубликованные в этой книге, в последние годы проводились силами Международной  Академии общественного развития и недавно образованного в ее рамках Института новой цивилизации  в тесном содружестве с Академией национальной безопасности, обороны и правопорядка (президент – проф., д-р юридических наук В.Г. ШЕВЧЕНКО),  частично -  в  динамическом равновесии с Институтом региональных экономических исследований (директор – проф., д-р экон. наук, академик РАЕН П.И. БУРАК) и очень коротко – по заказу .

Всем перечисленным выше мы искренне благодарны за совместный труд и взаимопонимание. Без них эту грандиозную работу выполнить было бы просто невозможно.

 

Полиграфически книга выполнена таким образом, что ее можно прочесть по трем уровням: ПО  ОСНОВНОМУ ТЕКСТУ, набранному обычным шрифтом;  ПОЛНОСТЬЮ, с заходом на разъяснения, набранные петитом, что можно рекомендовать только совсем уж молодым и любознательным; а при отсутствии свободного времени – ПО СОКРАЩЕННОМУ специально выделенному тексту, набранному увеличенным шрифтом с отступами. Этот текст составляет всего несколько процентов от полного объема книги, и его чтение займет едва ли больше одного – двух часов. И все же охватит все ключевые моменты книги и вполне может дать представление, нужно ли вообще браться за эту книгу.

 

 

 

 

ПРИНЯТЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Программа – ограниченная в пространстве и времени объединенная единым замыслом группа технических, организационных, финансовых, иных мероприятий, необходимых и достаточных для решения определенной масштабной задачи и

Проект – программа, любое научно-техническое, организационное мероприятие   на стадии проектирования и разработки

Система - составная конструкция (реальная или мысленная модель), совокупность ограниченного   круга частей (подсистем), как правило взаимосвязанных и взаимно неантагонистичных, отобранных по критериям необходимости, достаточности, эффективности и адаптивности функционирования, и таким образом конструкция вполне самодостаточная  для существования и необходимо отграниченная от внешнего мира.

Природа - обычно употребляется для обозначения всего того, что не сделано человеком. Термином «человек» в данной работе обозначены все категории: отдельно человек, семья, группа, население, класс, общество.

Природные условия  охватывают свойства природы, которые существенны для деятельности общества, но непосредственно не участвуют в производстве, хотя и оказывают на него влияние. Таковы, например, природные условия добычи полезных ископаемых, строительства и т.д.

Воздействие человека на природу – все виды влияния деятельности человека и созданных им объектов, вызывающие те или иные изменения в природе. В территориальном аспекте могут различаться воздействия: точечно-очаговые (таковы воздействия промышленности и поселений), линейно-сетевые (транспорт), площадные (промышленные и сельскохозяйственные предприятия).

Воздействующие факторы - основные факторы, определяющие экономически, социально и экологически позитивные или негативные последствия для экономики предприятий, населения и природы.

Загрязнение - привнесение в природную или непосредственно в антропогенную среду или повышение их уровня концентрации или способствование возникновению в ней новых, обычно не характерных для этой среды физических, химических или биологических агентов, оказывающих вредное воздействие на человека, флору и фауну

Социальный эффект (ущерб) — совокупная оценка в стоимостной форме общественной пользы (вреда) и, соответственно, изменений качества жизни, в том числе за счет изменения относительно предшествующего (базового) уровня, официальных или общественных норм  и нормативов материальных, временны’х, санитарно-эпидемиологических, морально-психологических и любых иных не безразличных для человека факторов по результатам их воздействия на организм человека непосредственно или через посредство природных факторов, воздействующих на живую и неживую природу.

 Экологический эффект (ущерб) - выраженный в стоимостной форме вклад в снижение (повышение) вредного воздействия на природные факторы окружающей среды.

Экономический эффект (ущерб) - выраженная в стоимостной форме польза (вред) экономике предприятий (хозяйствующих объектов), региона, города и страны в целом.

Моральная, морально-психологическая польза  (вред) - выраженные в стоимостной форме позитивные (негативные) последствия для человека от снижения (повышения) нравственных (психологических) страданий или дискомфорта

Органический эффект (ущерб)  - выраженные в стоимостной форме позитивные (негативные) последствия от улучшения (ухудшения) органического или функционального состояния организма человека.

Социальная безопасность — состояние общества, всех основных сфер производства, социальной сферы, охраны внутреннего конституционного порядка, внешней безопасности, культуры, при котором обеспечивается номинальный уровень социальных условий и предоставляемых социальных благ — материальных, временны’х, санитарно-эпидемиологических, экологических, психологических и иных, определяющих качество жизни человека и общества в целом и гарантируется минимальный риск для жизни, физического и психического здоровья людей в настоящем и будущем;

 

Общественное развитие — экономическое, социальное, экологическое и иное развитие общественного производства, в целом человеческого сообщества за счет реализации нововведений, а также за счет развития духовных, интеллектуальных и физических способностей граждан и создания условий для эффективной реализации этих способностей;

Качество жизни — обобщенная характеристика безопасности и благоприятности социальных условий существования и развития человека, общества;

Социальная экспертиза — экспертиза, направленная на выявление и оценку наступивших и (или) ожидаемых позитивных или негативных социальных последствий от появившихся или ожидаемых на рынке новых товаров, услуг, изменения  природных и общественных явлений, условий жизнедеятельности,

Наноситель ущерба (причинитель вреда) — физическое или юридическое лицо, которое в результате нарушения социальной обстановки, невыполнения служебной или этической обязанности, случайно или намеренно нанесло другому лицу физический, материальный, моральный или иной ущерб

Социомика  - научно-практическая дисциплина, охватывающая проблемы и решения в сфере организации социального развития и социальной безопасности, это «искусство стимулировать общественное благополучие»

Новистика - научно-практическая дисциплина, охватывающая проблемы и методы обновления (развития) общественного производства, общественных отношений и общества

Новометрия – научно-практическая дисциплина, охватывающая проблемы и методы измерения эффективности нововведений и в целом обновления (развития) общественного производства, общественных отношений и общества

 Квалиметрия  – научно-практическая дисциплина, охватывающая проблемы и методы измерения качества

Аудит эффективности  -  контроль, контрольная проверка эффективности (соотношения эффекта и затрат) любых работ, любой деятельности, в частности, по реализации проектов и программ, с точки зрения общественного развития и общественной безопасности; как правило, проводится внешними силами по заказу или своими силами для собственных нужд или для контроля со стороны ответственных органов. В данной работе основное внимание уделено вопросам социального развития и социальной безопасности.

 

Hosted by uCoz